minchuk>> Ибо кочевой способ с/х - это всего лишь разновидность эксплуатации природных ресурсов аки "сельское хозяйства" в местах малопригодных для оседлого земледелия на данном историческом этапе развития навыков и способов с/х у человеческого общества.excorporal> Вылить в граните!
Не.
Как минимум надо уточнить и дополнить. Ибо эксплуатация природных ресурсов - это и собирательство, например. Или там охота. Которые к сельскому хозяйству обычно не относят и даже пророй противопоставляют ему. Потому "ака" не вырисовывается.
Сельское хозяйство - это уже не просто использование имеющихся природных даров, а "создание" их перед тем. Крестьянин или скотовод ест то, чего без него не было бы вообще. А оно требует определённого уровня развития знаний и навыков. Несравнимых с "доаграрной" эпохой.
А тут зачастую противопоставляют кочевников/оседлых без учёта этого "нюанса". Сваливая в кучу скажем монгола-скотовода с полукочевником-германцем. Или например какого-нибудь папуаса невольно причисляют к "высшему сорту оседлых" лишь по той причине, что бананы ему падали прямо в рот и кочевать не было нужды (да и некуда).
Доброжелатель>переход к оседлости и обратно несколько раз в одной и той же местности во многом связан не с поступательным развитием
Ну вот тут у нас (юг Красноярского края - Тува) считается, что сначала люди жили собирательством и охотой, причём осёдло (ибо природа богатая, а шляться лень), потом по мере роста численности людей ресурсов на одном месте стало не хватать и пришлось начать кочевать с места на место. Потом постепенно развилось кочевое животноводство. И потом (где условия позволяли) оседлое земледелие. А где нет - так и скотоводничают до сих пор.
То есть переходы туда-сюда вполне в русле поступательного развития случались.
Доброжелатель>или (если города главным образом торгово-ремесленные) изменения внешнеэкономической и внешнеполитической ситуации.
И это конечно тоже. Даже без городов. Новый завоеватель - новые отношения.