[image]

Джинсы в СССР

Перенос из темы «И фиг вам, а не американское кино! Михалкова смотреть будете!»
 
+
+1
-
edit
 

alex_ii

аксакал
★★
alex_ii>> Ага, только к джинсам почти не имели отношения... Ткань не та.
Balancer> Ну, это, видимо, на совсем уже эстетский вкус. Джинсы как джинсы.
:D И назывались честно - "брюки рабочие"... Таскал я такие - правда как о джинсах я о них не думал... Джинсы я в принципе точно так же таскаю как рабочие брюки - но они хоть покрепче немного... На меня впрочем и при нынешнем изобилии штанов не очень угодишь :( Приходится поискать если охота чего-то похожего на классику...

Предложение: давай оффтоп про штаны в "CCСР" вынесем?
   33.0.1750.15433.0.1750.154

+
+1
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★
alex_ii> :D И назывались честно - "брюки рабочие"... Таскал я такие - правда как о джинсах я о них не думал...

Это уже другое. Я именно про классические джинсы. С более жёсткой тканью, лейблом сзади-справа и т.п. :)

Жаль, фоток моих того периода под рукой нет, может, где-то и зафиксировались :)
   3232
+
+2
-
edit
 

sam7

администратор
★★★★★
Э-эх, молодежь :) (С) мультик.

О 80-х говорите...

В 72-м джинсы стоили в Питере 35 р, куртка - 40, а к 78-му подорожало до 200-т. (О фирмЕ говорю, понятно).
Такая вот крутая инфляция.
Сам обзавелся только в 74-м - что взять, студент :)
   10.010.0

Грач

аксакал
★★☆
sam7> В 72-м джинсы стоили в Питере 35 р, куртка - 40, а к 78-му подорожало до 200-т. (О фирмЕ говорю, понятно).
а на другом конце страны дешевше было :) как раз в 1978 во Владике покупал вторые свои джинсы (первые за свои), обошлись в 50, Edwin ...
   33.0.1750.15433.0.1750.154
+
-
edit
 

alex_ii

аксакал
★★
sam7>> В 72-м джинсы стоили в Питере 35 р, куртка - 40, а к 78-му подорожало до 200-т. (О фирмЕ говорю, понятно).
Грач> а на другом конце страны дешевше было :) как раз в 1978 во Владике покупал вторые свои джинсы (первые за свои), обошлись в 50, Edwin ...
Ну, это 70е... И портовые города, что резко снижает цену...
   33.0.1750.15433.0.1750.154
+
+1
-
edit
 

garl

новичок
Джинсы я купил за 100рублей,индийские,мильтон назывался,хорошие,крепкие,но мильтон:)
   
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
alex_ii> Ну, это 70е... И портовые города, что резко снижает цену...
не без того, кстати на ДВ был еще вариант, были там "магазины" где можно было джинсу "купить" за папоротник и проч дары природы, точно не помню цифры но было даже дешевле ... путем перекупки у местных "чеков"
   33.0.1750.15433.0.1750.154

sam7

администратор
★★★★★
Грач> а на другом конце страны дешевше было :) как раз в 1978 во Владике покупал вторые свои джинсы (первые за свои), обошлись в 50, Edwin ...

Питер, вообще-то, тоже портовый город.
И я говорил о фирмЕ.
Которая стоила намного дороже.
Кстати, как раз в 76-78-м основной рост цен и произошел.
Вот стоили 160-а через год уже 200.
Поскольку в таких масштабах понятие инфляции неприменимо - налицо рост благосостояния советских людей :)
   10.010.0

Грач

аксакал
★★☆
Грач>> а на другом конце страны дешевше было :) как раз в 1978 во Владике покупал вторые свои джинсы (первые за свои), обошлись в 50, Edwin ...
sam7> Питер, вообще-то, тоже портовый город.
sam7> И я говорил о фирмЕ.
так и и Edwin самая шо ни на есть фирма ... а насчет роста цен на фирму да, имело место младшему брату в 1980 году я джинсы покупал уже дороже, где то под 100 ... Wrangler
   33.0.1750.15433.0.1750.154
+
+5 (+6/-1)
-
edit
 

kirill111

аксакал
★★☆
Vale> Родители таки напряглись немного, чтобы у ребенка хоть что-то было такое, чтобы не отставать от класса.



Бгггггггггггггггггггггггггггггггггггггггггггггггггггг. Значит, у всего класса были джЫнсы.

За тебя посты не Жванецкий пишет?
   
+
-
edit
 

tria555

новичок
Грач> а на другом конце страны дешевше было :) как раз в 1978 во Владике покупал вторые свои джинсы (первые за свои), обошлись в 50, Edwin ...

А джинсы Edwin в 1978-м в обычном магазине покупались?
   34.0.1847.11634.0.1847.116
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
tria555> А джинсы Edwin в 1978-м в обычном магазине покупались?
нет канеш, в "Альбатросе" на Эгершельде покупал ... был такой вариант "Березки" ....
   33.0.1750.15433.0.1750.154
+
-
edit
 

tria555

новичок
Грач> нет канеш, в "Альбатросе" на Эгершельде покупал ... был такой вариант "Березки" ....

Я почему спросил. В те же самые времена в обычных магазинах были замечены в продаже тоже японские джинсы Big John. Стоили они 30-35 руб. И больше после этого их никогда не было. Думал, что японские Edwin тоже поставляли для простого народа. А оно вон как, всё Берёзки да Альбатросы.
   34.0.1847.11634.0.1847.116
+
-2
-
edit
 

Iva

аксакал

☠☠☠☠
tria555> Думал, что японские Edwin тоже поставляли для простого народа.

Джинсы для народа появились при Горбачеве год не помню 1986?, по 90 руб.
   34.0.1847.11634.0.1847.116
+
+1
-
edit
 

tria555

новичок
Iva> Джинсы для народа появились при Горбачеве год не помню 1986?, по 90 руб.

Да нет, что вы. Люди и раньше помнят. Даже бразильский Levi's в начале 70-х по 21 руб.
Возможно, имеется в виду, что массово к середине 80-х появились, то да. Но в обычной торговле джинсы встречались и до этого.
   34.0.1847.11634.0.1847.116

Iva

аксакал

☠☠☠☠
tria555> Да нет, что вы. Люди и раньше помнят. Даже бразильский Levi's в начале 70-х по 21 руб.

Возможно, в советской торговле могли разные чудеса и странности происходить. Тем более была куча мест не для чужих.
Так что для народа и для некоторых, по каким то причинам или даже случайно избранных - это две большие разницы.
   34.0.1847.11634.0.1847.116

tria555

новичок
Iva> Так что для народа и для некоторых, по каким то причинам или даже случайно избранных - это две большие разницы.

Имеется в виду именно для "простого народа". Но это всё было дефицитом. Разумеется, речь не идёт о том, что вот на тебе, лежит-не хочу. Либо в жуткой очереди, либо из-под полы. К середине 80-х джинсы стали продаваться более-менее свободно, но всё равно я не помню, чтобы не было очередей. Всё равно очереди.
   34.0.1847.11634.0.1847.116

Iva

аксакал

☠☠☠☠
tria555> Имеется в виду именно для "простого народа".

так военный городок - это для простого народа, закрытый городок - это тоже для простого народа, КООП магазин "товары только для пайщиков" тоже, случайно попавшая в обычный магазин партия - это все для простого народа, но избранного чем-то или кем-то, случаем на пример. Среди простого народа избранные тоже были. Так или по другому карта легла.
   34.0.1847.11634.0.1847.116
+
+1
-
edit
 

PSS

литератор
★★

Георгий Розов

Много уже написано о джинсах. Особенно сатириками. Вот уже десятилетие они врачуют смехом джинсовую лихорадку, но пижоны, готовые за двести рублей с руками «оторвать» заморские штаны с фирменной этикеткой — «лейблом», почему-то не переводятся. Либо целебные свойства смеха на эту болезнь не распространяются, либо диагноз поставлен неправильно. Так или иначе годы изнурительной борьбы лишь подтвердили наличие стойкого джинсового дефицита и порожденной им спекуляции. И тогда молодые джинсопоклон- ники, которым не по карману штаны стоимостью в полтора месячного заработка, стали писать в газеты. Авторы писем частенько обращались прямо к министру легкой промышленности СССР Николаю Никифоровичу Тарасову с вопросом: «Нельзя ли создать наконец отечественные джинсы?»

Кое-кто из читателей, может быть, очень удивится: «И чего им надо? Мало, что ли, этих порток понашили? Все прилавки завалены. И за семь рублей, и за девять, и «Спорт», и «Ну, погоди)».

Так-то оно так, но только это не джинсы. Настоящие джинсы заметно отличаются от брюк и имеют четкие «видовые» признаки, прочно устоявшиеся за сто лет их существования. Прежде всего джинсы должны быть сшиты с нулевым облеганием — иначе говоря, плотно обтягивать тело. Чтобы брюки не расползлись при первом же приседании, их шьют из чрезвычайно плотной ткани, такой, как заграничная деним. Вот ее-то и называют джинсовой.

Ткань эта появилась четыреста лет назад. Работали ее на деревянных ручных станках ткачи из французского городка Ним. В средние века саржа из Нима славилась в Европе как отличная парусина. Христофор Колумб, например, открывал Америку под «джинсовыми» парусами.

Сто с небольшим лет назад, во время знаменитой золотой лихорадки в Калифорнии, иммигрировавший из Баварии портной Леви Страус стал шить из денима брюки. Они очень понравились и горнякам, и фермерам, и ковбоям. Еще бы! Деним защищает от колючек и кактусов. Всадники, а тогда почти все ездили верхом, вымачивали свои брюки и надевали их на себя мокрыми. Ткань, высыхая, садилась и теперь точно повторяла форму тела. Вторая кожа, да и только! Никаких потертостей, хоть сутками не слезай с седла. А если взглянуть на джинсы глазами нашего современника, то к этим достоинствам надо прибавить и то, что ткань делается из хлопка, прекрасно дышит, не электризуется, словом, гигиенична. Даже краска не прикасается к коже, потому что окрашена только продольная нить, которая почти вся выходит на лицевую сторону ткани, а изнанка остается белой. Деним настолько своеобразен, что и в нашем языке обрел собственное наименование— джинсовка. Натуральный индиго, которым красят джинсовку со времени ее изобретения, быстро выцветает при носке и стирке, что очень нравится потребителям. И, наконец, настоящие джинсы не пачкаются. Об их антигрязевой пропитке ходят легенды. Вот о таких брюках писали министру самые активные приверженцы джинсовой моды.

Министерство легкой промышленности отреагировало совещанием чуть ли не всех организаций, причастных к производству плотных хлопчатобумажных тканей. Мне рассказывали, что совещание это длилось пять часов. Николай Никифорович предупредил присутствующих, что оно не окончится, пока не будет принято конкретное решение.
Не прошло и... пяти лет, как было налажено производство отечественных джинсов из ткани «Орбита». Уже в самом названии, придуманном текстильщиками, слышна космически высокая самооценка. Художник-модельер Владимир Сазонов, который создавал все модели джинсов из «Орбиты», хорошо помнит первый трехметровый отрез, сработанный на родниковском меланжевом комбинате «Большевик». Он и впрямь был похож на настоящую джинсовку — во всяком случае, плотнее, толще и эластичнее той ткани, что выпускается сейчас миллионами метров и пока еще легко распродается. Я бы не обратил внимания читателей на эту разницу между первым образцом и поточной продукцией, если бы уже не появились признаки скептического отношения покупателей к широко разрекламированной новинке. Первые джинсы из «Орбиты»' в ГУМе буквально расхватывались. А сейчас за продукцией фирмы «Рабочая одежда», где шьют брюки и джинсовые костюмы из «Орбиты», уже так не гоняются. Те, кому довелось однажды купить их, предпочитают, если средства позволяют, снова идти на поклон к спекулянтам. Ну, а кому это по-прежнему не по карману, что делают они? Покупают джинсы из «Орбиты» и доводят их до желаемого вида домашними средствами: знатоки бытовой химии обесцвечивают хлорной известью, а кое-кто действует еще проще — сидя на солнышке, трет свои штаны красным кирпичом. Я беседовал со многими владельцами джинсов из «Орбиты». Вот их отзывы: брюки садятся на четыре — шесть сантиметров, быстро вытягиваются на коленях, грязь просто липнет к ним, а после двух- трех стирок новые джинсы превращаются в тряпку.

Такова оценка тех, кто имел возможность сравнить отечественные джинсы с «лучшими зарубежными аналогами» (говоря языком приказов Минлегпрома). А если перевести это на язык простого покупателя, то вывод будет звучать приблизительно так: заграничные джинсы пока что лучше наших, и потому разумно было бы считать их исходным образцом при оценке качества джинсов из «Орбиты».

Директор Ивановского научно- исследовательского института хлопчатобумажной промышленности (ИВНИТИ) Евгений Александрович Осминин и заведующий лабораторией крашения Олег Михайлович Лифенцев избрали в качестве эталона продукцию старейшей зарубежной фирмы «Леви Страус». Олег Михайлович познакомил меня с результатами сравнительных испытаний денима и «Орбиты». Масса одного квадратного метра ткани «Леви Страус»— 469 граммов, «Орбиты» — 420. В десяти квадратных сантиметрах эталонной ткани оказалось 289 продольных нитей и 189 поперечных, в «Орбите» — 260 и 140. При испытании на разрывную прочность разница в плотности дала себя знать. «Орбита» близка к эталону по прочности продольной нити, но в два раза уступает, когда рвут поперечную. Вот, наверное, почему вытягиваются наши джинсы в коленках. Справедливости ради надо признать, что «Орбита» все же очень крепка. Шуточный, но вполне точный расчет показал: если к нашим джинсам подвесить груз в три тонны — они не порвутся.

Чего же не хватает производственникам, чтобы «дотянуть» наши джинсы до эталона?
Вот некоторые высказывания специалистов.
О. М. ЛИФЕНЦЕВ:

— Красить «Орбиту» индиго несложно, но ГОСТ не допускает использование нестойких красителей.
(А почему нельзя ввести особый, отдельный стандарт, соответствующий запросам потребителей?)

Т. К. ЯКОВЛЕВА, главный инженер родниковского меланжевого комбината «Большевик», единственного предприятия в стране, выпускающего «Орбиту»:

— Да, действительно, наша ткань мнется и вытягивается, но цвет нашей ткани лучше американской. «Орбиту» чем больше стираешь, тем ярче становится красна.
(А нужно ли это потребителю?)

Чтобы поднять качество ткани, нам необходимо увеличить плотность по поперечной нити на двадцать — тридцать процентов и перейти с крученой на однониточную основу (продольную нить). Однако мы не можем этого сделать: наши ткацкие автоматы не предназначены для выработки тяжелых джинсовых тканей. Когда промышленность освоит производство нужных нам станков,— мы не знаем. Этим занимается с 1977 года один из машиностроительных заводов, но вести оттуда приходят неутешительные. Мы уже сейчас могли бы улучшить отделку «Орбиты», в частности, увеличить ее жесткость и пластичность. Для этого нужен поливиниловый спирт, и совсем немного — сорок восемь тонн, в порошке. Меньше одного вагона. Этого хватило бы на два миллиона метров «Орбиты», но комбинат его не получает. Рецепт же аппретирования, рекомендованный Центральным научно-исследовательским институтом хлопчатобумажной промышленности, себя не оправдал. В конце этого года мы установим на комбинате ворсовальные машины, и «Орбита» с изнанки станет такой же мохнатенькой, как и американская джинсовка.

A. Я. КОРОЛЕВ, директор Дома моделей рабочей и специальной одежды:

— Наши швейные машины соответствующего класса просто не способны сшивать джинсовую ткань. Я уже не говорю о том, что они технически несовершенны. Швейникам нужны машины с программным управлением, с автоматическим закреплением и обрезкой нити, двухигольные машины для параллельных строчек, автоматы для пришивки карманов... Многое еще нужно. Ну, хотя бы такое импортное оборудование, какое закуплено для фирмы «Рабочая одежда». Ведь одной, даже двух таких линий на страну мало. И дело не только в их производительности. Одна линия, без переналадки, которая экономически и технически невыгодна, может выпускать только одну модель. Скажем, мужские брюки. А женские кто будет шить? А детские? Ведь можно шить и пальто, и костюмы, и куртки разных фасонов. На любой вкус. Фабрика «Рабочая одежда» вполне справилась с тем миллионом метров «Орбиты», который дали в прошлом году родниковцы, но в этом году комбинат даст уже два миллиона, в 1980-м — четыре. А замах иа двадцать миллионов метров в год! Надо сейчас, пока не поздно, наладить выпуск современного швейного оборудования.
B. И. САЗОНОВ, художник-модельер:

— У меня сложилось впечатление, что никто не испытывал «Орбиту» на усадку. А ведь мы должны точно знать, насколько она сядет после стирки и даже при глажении. Практика показала, что она укорачивается значительно больше, чем дозволяет ГОСТ. Это значит, что родниковцы либо «забывают» пропустить «Орбиту» через усадочные машины, либо делают это небрежно. Однако меня, как модельера, особенно волнуют такие «мелочи», как эмблема, пуговицы, фирменные ленточки. Без них джинсы вроде уже и не джинсы, а мы до сих пор никак не решим, что писать на фирменных аксессуарах. Ну, не «Рабочая одежда» ведь в самом деле, как предлагает специальное художественно-конструкторское бюро, которому Минлегпром СССР поручил разработку эмблем...

Итак, сами специалисты по-разному оценивают джинсы из «Орбиты». Но есть в Минлегпроме инстанция, которая должна объективно определить их качество: аттестационная комиссия. От ее решений зависит выполнение предприятиями плана по выпуску изделий со Знаком качества. Комиссия руководствуется приказом от 25 февраля 1975 года «О порядке организации и проведения аттестации продукции в системе Министерства легкой промышленности СССР». В приказе подтверждается мудрая мысль, что все познается в сравнении, а сравнивать нашу продукцию предполагается с лучшими отечественными и зарубежными образцами. Но... приказ этот позволяет ориентироваться на любую, а отнюдь не на самую лучшую продукцию! Таким образом, получить почетный пятиугольник совсем нетрудно...

Теперь нетрудно догадаться, чего стоит Знак качества, присвоенный недавно джинсам из «Орбиты».

Появление «Орбиты» не утолило «джинсового голода». Сегодня, как и пять лет назад, миллионы покупателей вправе спросить у министра легкой промышленности СССР товарища Н. Н. Тарасова: «Уважаемый Николай Никифорович! Нельзя ли создать настоящие советские джинсы?»
Источник: http://kryaker.dwg.ru/wp-content/uploads/2013/10/ссср-85.jpg
   66

PSS

литератор
★★

Итальянское счастье Твери.

Задолго до того, как город Калинин вернул себе историческое имя и снова стал Тверью, люди в СССР твердо знали: «Тверь» — это штаны. Да-да, в середине 80-х Калинин стал «джинсовой столицей» СССР. Именно здесь в 80-е наладили промышленный выпуск первых — и, судя по всему, единственных в истории XX века – настоящих джинсов советского производства. До этого в нашей стране выпускались «брюки мужские из джинсовой ткани» — убогие тонкосуконные изделия, которые настоящие ценители за джинсы не считали. Джинсы «Тверь» из «стоячей» трущейся ткани стали настоящим прорывом в этой области. И мало кому известно, предпосылками к началу изготовления в СССР лицензионных джинсов стали война в Афганистане и Олимпиада в Москве.

Как ни странно, всё началось с еды. В 1976 году, за четыре года до начала Московской Олимпиады, перед её Оргкомитетом была поставлена непростая задача — наглядно продемонстрировать всему миру преимущества развитого социализма. Для решения этой задачи, помимо прочего, требовалось обеспечить города Олимпиады (Москву, Ленинград, Таллин, Минск и Киев) продовольствием международного уровня. Сделать это в то время было непросто. Во-первых, качественной еды не хватало самим жителям страны Советов, во-вторых, Советский Союз в то время пребывал под санкциями. Да-да, как и Россия сегодня, причем в более жёстком варианте. В 1974 году в ответ на запрет свободной эмиграции из СССР Конгресс США принял знаменитую поправку Джексона-Веника, лишившую советскую страну всяческих преференций в торговле.Тем не менее, советские торговые представители начали работу по привлечению на «олимпийский рынок» крупных западных компаний. Например, СССР посетил президент компании Coca Cola Джон Пол Остин, были заключены контракты на поставку оборудования и концентратов знаменитой кока-колы на десятки миллионов долларов. В декабре 1977 года было подписано соглашение, по которому компания обязалась предоставить оборудование и концентрат кока-колы, выплатить Оргкомитету взнос в валюте и обеспечить спортсменов и гостей Игр прохладительными напитками.

Однако в декабре 1979 года советские власти ввели войска в Афганистан. И практически сразу, через три дня после этого, президент США Джимми Картер объявил о введении тотального эмбарго против Советского Союза. Все американские компании, которые к тому времени работали по поставкам своих товаров к московской Олимпиаде, получили жёсткое указание сворачивать сотрудничество. Одна только «Кока-Кола» потеряла на этом десятки миллионов долларов: в СССР остались на таможенных складах 600 тонн концентрата и оборудование для строительства трех заводов по производству напитков в фирменной таре. Потери понесли и другие компании, заключившие рекламные контракты – их логотипы должны были украшать трибуны во время олимпийских соревнований. Забегая вперед, следует сказать, что одним из пострадавших от эмбарго стал и сам американский президент Картер: в ноябре 1980 года он с треском проиграл выборы Рональду Рейгану – не в последнюю очередь из-за эмбарго, которое разорило многие американские компании на десятки миллионов долларов.

Разумеется, потеряли и советские чиновники. Зампред Совета Министров СССР Игнатий Новиков в апреле 1980 года отправил в Политбюро совершенно секретное письмо, где описал экономические потери от введения бойкота Олимпиады. В США и ряде других капиталистических стран была прекращена коммерческо-лицензионная работа, реализация марок и медалей, продажа билетов на Олимпиаду. Общие потери Оргкомитета Олимпиады в свободно конвертируемой валюте составили около 27 млн.долларов — для СССР сумасшедшие деньги, почти четверть всего, что власти намеревались заработать на Играх. Из-за нехватки денег Оргкомитет лишался возможности оплатить поставку импортного оборудования — видеомагнитофонов, телекамер, компьютеров и программ к ним.

ЦК КПСС решил действовать оперативно. Совет министров предложил Госплану в недельный срок найти других поставщиков. И они были найдены! На помощь пришли итальянские и финские компании, которые и не чаяли, что они смогут «перебить» олимпийские контракты у таких гигантов, как «Кока-Кола». Американские лимонады заменили «Кока-колой» и «Фантой» финского и итальянского производства. Финские компании взяли на себя вопрос и с поставками продуктов для Олимпийской деревни. Требовалось обеспечить высококачественными продуктами и прохладительными напитками несколько десятков тысяч человек – не только членов олимпийских делегаций, иностранных журналистов, но и многочисленных советских болельщиков, многие из которых (включая автора этих строк) только в дни Олимпиады смогли отведать, например, финский сервелат или настоящую итальянскую пиццу. Игры же, несмотря на отсутствие в Москве представителей нескольких ведущих спортивных держав (США, ФРГ, Японии), прошли достойно. Здесь были поставлены 36 мировых и 74 олимпийских рекорда.

Разумеется, финские и итальянские предприниматели вовсе не хотели, чтобы золотой дождь, который пролился на них благодаря Олимпиаде, прекратился после того, как олимпийский Мишка, как пелось в популярной песне, «вернётся в свой сказочный лес». Поэтому в дни Олимпиады и после неё сотрудничество с компаниями, которые выручили нас и не дали ударить лицом в грязь, продолжилось. Финны получили множество выгодных контрактов на строительство предприятий пищевой промышленности – молочных, мясоперерабатывающих, консервных заводов в самых разных регионах страны. Даже в Эстонии был построен финский завод по производству жевательной резинки – знаменитая «Калев». Что не менее важно, предполагалось, что все эти предприятия будут работать на сырье, которое тоже поставлялись финскими компаниями. И упаковывать готовую продукцию предполагалось в «фирменную» тару – опять же финского производства. После Олимпиады зарубежного вида коробочки, баночки, стаканчики и бутылочки стали привычными для советских потребителей, особенно в больших городах.

Если финнам открыли «зеленую дорогу» в пищевой промышленности, итальянцы получили карт-бланш в советском легпроме. Рынок казался им бездонным, практически весь ассортимент лёгкой промышленности был в дефиците, завозить такими объемами товар из Италии было бессмысленно — да и советские власти недвусмысленно давали понять, что хорошо бы развивать промышленность непосредственно в СССР. И тогда итальянцы обратили внимание на Калининскую область. В то время наш регион являлся одной большой «пошивочной мастерской» для всей страны. Вот что сообщала о лёгкой промышленности в Калининской области советская энциклопедия: «Лёгкая промышленность включает хлопчатобумажную (Калинин, Вышний Волочек), шерстяную (Калинин, Завидово), шёлковую (Калинин), льняную (заводы по первичной обработке льноволокна в льноводческих районах), кожевенную (Осташков, Торжок, Калинин), обувную (Кимры, Торжок, Калязин), трикотажную и швейную отрасли, более 40 крупных и средних предприятий».

Чтобы оценить будущий «фронт работ», в Калинин приехали итальянские специалисты. Увиденное их сильно впечатлило. Они увидели в цехах машины и станки, многие из которых работали еще с довоенных времен. Увидели гигантские цеха, в которых работали тысячи работниц. Но больше всего их ужаснул ассортимент готовой продукции. В советской легкой промышленности введение «в производство», например, нового фасона пальто занимало примерно полтора-два года, учитывая массу согласований и утверждений. Поэтому большинство моделей, которые выпускались калининскими фабриками, вышли из моды на Западе 10, а то 20 лет тому назад.

Понятно, что итальянцы предложили использовать потенциал калининского швейного производства и освоить выпуск самой, пожалуй, остродефицитной на тот момент в СССР модели готовой одежды – джинсов. Классические джинсы в промышленном масштабе в стране не производились, их привозили моряки загранплавания, студенты-иностранцы, побывавшие в загранкомандировках советские чиновники, и на «черном рынке» их цена достигала 150 рублей за пару! Итальянцы готовы были решить эту проблему, и советские партийные боссы согласились, скрепя сердце. Джинсы, конечно, в Советском Союза считались одеждой идейно, скажем так, подозрительной, но как это объяснить иностранным партнёрам?

Калининская швейная фабрика специализировалась на выпуске мужской готовой одежды — костюмов, брюк, пиджаков. Шили здесь и военную форму для офицеров расквартированных в городе воинских частей. Чтобы именно этой фабрике доверили право наладить выпуск первых «фирменных» советских джинсов, главный инженер предприятия Галина Крюкова встретилась с итальянцами, которые выбирали производственную площадку, и убедила их сделать ставку именно на их фабрику. Итальянцев особенно впечатлило, что на Калининской фабрике к тому времени уже делали попытки выпускать джинсы. Но поскольку шили их из местных материалов, не было ни технологий, ни оборудования, ни опыта, спросом эти штаны не пользовались.

Классические (настоящие) джинсы шьют из толстого, а потому жёсткого денима, поверхностная плотность (или вес) которого 14,5 унций/ярд2 (или 495 г/м2). Вообще, джинсовая ткань бывает трех категорий: легкая («шамбре») весит от 4 до 9 унций и используется в основном для изготовления рубашек; средняя ткань весит от 10 до 13 унций — из нее шьют разные изделия, от платьев и сарафанов до традиционных пятикарманных джинсов; и наконец, тяжелая ткань от 13,5 до 15,5 унций, к которой относится и классический деним.
Деним — особенная ткань еще и из-за пряжи. Она бывает двух типов — традиционная крученая (или веретённая) и так называемая пряжа со свободным концом (пневмопряжа). До середины 70-х годов весь деним делали из крученой пряжи (Ring, R), а потом, стараясь удешевить производство, перешли на пряжу со свободным концом (Open-end, или ОЕ). Но «подлинный и благородный вид» имеет ткань, изготовленная полностью по технологии крученой пряжи. Это придает ей дополнительную прочность, мягкость и формирует однородную поверхность, включая характерную неровность. Многие фирмы указывают эту характеристику на этикетках (R/R, ОЕ/ОЕ, либо смешанный вариант R/OE). Кстати, крупнейший производитель «Cone Mills» делает в основном ткань R/R.

Надо ли говорить, что, хотя в Советском Союзе выращивали вполне кондиционный хлопок (в республиках Средней Азии), сделать качественный деним даже не пытались. Не было ни технологий, ни производства, ни специалистов, ни знаний. Мало того, по моде тех лет настоящие джинсы должны были со временем протираться — то есть менять цвет и структуру ткани. Но в СССР такие свойства ткани подпадали под определение «производственного брака». Поэтому выпуск джинсов должен был не только модернизировать существующие производственные линии, но и вносить изменения в ГОСТ. Предвидя многочисленные жалобы будущих покупателей джинсов «Тверь» на изменения цвета (не все же в то время понимали, что так и нужно), фабрика даже выпустила специальную Памятку по пользованию джинсами.

Министерству легкой промышленности СССР пришлось потратить кучу денег на закупку итальянского оборудования. Для того, чтобы фабрика смогла выпускать новую продукцию, пришлось произвести кардинальную модернизацию производства. Под джинсовый цех отвели отдельное помещение на третьем этаже основного корпуса площадью более тысячи квадратных метров, произвели в нём ремонт. О том, чтобы выпускать оригинальные джинсы, не было и речи. Поэтому была закуплена лицензия итальянской фирмы под ласковым названием «Малифичио Кальцифичио Торинезе С.п.А.». Купленная лицензия включала в себя высокопроизводительное оборудование, технологию производства джинсовой одежды, конструкцию джинсовых брюк и юбок 5-8 моделей. Кроме того, итальянцы обучали советских специалистов, производили наладку оборудования и поставляли ткань и фурнитуру.

В 1982 году был подписан приказ о начале масштабной реконструкции Калининской швейной фабрики и одновременно стали прибывать контейнеры с новым оборудованием. Вслед за новыми швейными агрегатами в Калинин прибыла итальянская делегация, чтобы помочь в наладке и с рук на руки передать секреты пошива самых модных штанов XX века.

Для провинциальной фабрики это был настоящий прорыв в будущее. Планы будоражили умы: линия была рассчитана на производство 1 миллиона единиц продукции в год! Итальянские машинки строчили как пулеметы. Аппарат по производству шлевок мгновенно выдавал ленту и сам пристрачивал детали к изделиям. Фальц-пресс устанавливал накладные карманы. Столь высокопроизводительного автоматизированного оборудования в Калинине тогда не знали. Каждые двадцать минут с конвейера должна была сходить готовая пара джинсов. В пересчете на человека приходилось по 24 пары джинсов в смену!

Надо сказать, что недостатка в желающих работать на джинсовой линии не было, так что производили отбор кандидаток. Критериями были скорость и качество работы. Из двух с половиной тысяч работниц Калининского производственного швейного объединения (КШПО) на «джинсы» отобрали две смены по 90 человек в каждой. Привлекала не зарплата – она не слишком отличалась от средней по фабрике, хотя старт линии был отмечен хорошими премиями коллективу. Моральные стимулы в то время значили немало. Чувствовать, что ты выпускаешь остромодную продукцию, было приятно. Наверное, привлекали и итальянские мастера, хотя ветераны фабрики не помнят случаев серьезных отношений между русскими девушками и гостями из Италии.

Поскольку ткань закупали в Индии, заклепки и молнии тоже были импортными (только в самом начале производства! - прим. автора журнала), отечественными в первых советских джинсах оставался фасон (говорят, модели разработали художники из Московского Дома моделей Вячеслава Зайцева, но найти этому подтверждение не удалось), нитки (их везли спецзаказом из Иваново), крой и мастерство наших швей. Неизвестно, кому принадлежит первенство в названии первых советских джинсов. Почему их решили назвать «Тверь», дав модным штанам древнее, несоветское имя города Калинина? Впрочем, джинсы с лейблом «Калинин», согласитесь, смотрелись бы диковато.

В день 75 швей шили до 2400 штук. За год Калининская швейная фабрика выпускала до 1 миллиона 200 тысяч дефицитного товара. Хотя для советского рынка это было каплей в море – потребность Советского Союза в джинсах, вообще в модной удобной современной мужской одежде, исчислялась, наверно, десятками миллионов. Товар разлетался по всей стране, а сами швеи купить их не могли. На джинсы и юбки надо было записываться в фабкоме и долго ждать своей очереди. Да и цена их была немалой — от 40 рублей за штуку.

Известно, что в мае 1983 года первые партии советских джинсов поступили в свободную продажу. Джинсы «Тверь» для многих людей стали первыми в жизни. Носились они долго — в отличие от большинства поделок наших дней. На полупустых прилавках магазинов советской торговли появился этот удивительный товар – прочные, хорошо сшитые из темно-синей ткани цвета «индиго» джинсы, с настоящими заклепками и молниями. Чуть позже настоящие джинсы «Тверь» стали появляться в районных сельпо. По идее, они должны были обмениваться у колхозников на клюкву, грибы, березовые веники (таким образом по сельпо распространялся и прочий дефицит), но зачастую продавались за деньги понаехавшим из города модникам. Торговля предлагала их по дикой по меркам советского труженика цене в 40-45 (я видел только за 60 р. в 1986 году ) рублей, но знающие люди понимали: это почти втрое дешевле, чем у фарцовщиков.

Ажиотаж был невероятным. В это трудно поверить, но в одночасье Калинин превратился в «джинсовую столицу Советского Союза». Сюда ехали из Москвы, Новгорода, Клина, приезжали даже из Сибири! Известно, что в Норильске выпускники хотели ехать учиться в калининские вузы именно потому, что там можно было купить советские джинсы. Поначалу новые остродефицитные джинсы продавали только в двух магазинах города – в «Мужской одежде» и в «Элеганте» на площади Капошвара, и очередь желающих стать счастливыми обладателями модных штанов растягивалась на сотни метров. Хвост очереди был порой такой огромный, что приходилось останавливать движение на проспекте Чайковского. «Давка была невероятная, — вспоминает один из покупателей первых джинсов. – Вокруг этих джинсов выросла целая городская мифология. Рассказывали про умельцев, которые покупали джинсы за 40 рублей, аккуратно спарывали лейбл и пуговицу, на которых было отчеканено «Тверь», пришивали «фирменные» лейблы, везли в Москву и продавали за 120, как настоящую «фирму» — они практически не отличались по внешнему виду». Рассказывали и о каком-то парне, который несколько дней стоял в очереди за заветными штанами. И когда наконец-то получил их, вышел из магазина и тут же умер от разрыва сердца – не выдержал такого счастья. Рассказывали и о том, что студенты машиностроительного факультета местного университета могли покупать джинсы без очереди – потому что джинсы «Тверь» были «советской репликой» самой известной в мире модели джинсов 501 (что, в общем-то, правда), а специальность машиностроителей в классификаторе также носила номер 501 (на самом деле 0501)

Калининская швейная фабрика стала престижным предприятием – попасть на работу на единственное в стране предприятие, где шили джинсы, можно было только по знакомству. Впрочем, этот ажиотаж не отменял того факта, что во всем остальном мире в первой половине 1980-х джинсовая мода не стояла на месте. Джинсы постепенно выходили из моды, и чтобы спасти знаменитые штаны, французы Мари и Франсуа Гирбо в 1983 году (в год рождения советских джинсов «Тверь»!) запатентовали новую технологию «stone wash”, метод абразивной обработки джинсов искусственной или натуральной пемзой, что придавало привычным штанам совершенно иной вид. Кроме того, в моду стремительно входили мужские штаны совершенно новых форм, расцветок и моделей – «бананы», «бермуды», «стрейчи».

Конечно, «Тверь» как могла пыталась конкурировать с веяниями джинсовой моды. В 1986 году фабрика закупила и установила еще две технологические линии – по пошиву джинсовых юбок и курток. Параллельно шли эксперименты в разработке собственного отечественного денима, джинсовой ткани, которая по качеству не уступала бы импортной. К концу 80-х на советский рынок хлынули дешевые джинсы из Китая, Турции и того же Афганистана, с которыми «Тверь» уже не могла выдерживать конкуренции. К тому же в то время получили возможность легализоваться многочисленные подпольные «цеховики», которые шили джинсы во времена самого страшного дефицита на них. Мало кому известно, что карьера олигарха Михаила Прохорова начиналась в 1988 году с кооператива «Регина-88», в котором будущий миллиардер со своими друзьями выпускал самую модную на тот момент «варёнку» — джинсы со специальным «вареным» рисунком.

Джинсы «Тверь» немного не дожили до возвращения Калинину его исконного имени. Но свою задачу они выполнили – дали людям необходимый им продукт, отчего сделали многих из них чуточку счастливее.
   66
Последние действия над темой

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru