Металлургическая и горнодобывающая компания Evraz Plc получила сертификат федерального железнодорожного транспорта на промышленное производство дифференцированно- термоупрочненных рельсов типа Р65 категории ДТ-350 длиной до 100 метров, говорится в сообщении компании.
Такие рельсы характеризуются высокими эксплуатационными свойствами, дающими возможность перейти на новые, более эффективные технологии обслуживания, содержания и капитального ремонта железнодорожных путей. Новый вид термоупрочнения значительно увеличивает эксплуатационный ресурс рельсов, позволяя снизить расходы на обслуживание железнодорожных путей, а также повысить безопасность и увеличить скорость движения. "Евраз стал первой в России и СНГ компанией, получившей право начать промышленное производство и поставку данной продукции", сообщила пресс-служба.
Первая партия 100-метровых рельсов, произведенных на заводе "ЕВРАЗ ЗСМК" в Новокузнецке была отправлена в середине июля 2013 года на экспериментальное кольцо испытательного центра ИЦ ОАО "ВНИИЖТ". Стендовые и лабораторные испытания рельсов на усталость и трещиностойкость показали, что продукция ЕВРАЗа соответствует лучшим мировым образцам. Полигонная наработка рельсов подтвердила положительные результаты испытаний.
За 10 месяцев текущего года, согласно таможенной статистике, поставки в РФ стальных рельсов составили 295,3 тыс т. Это на 28% выше соответствующего показателя прошлого года.
В структуре импорта преобладает продукция японской Nippon Steel Corp. и австрийской Voestalpine Schienen Gmbh. В основном это рельсы типа Р65, длиной от 20-25 до 100 метров, широкой колеи, термоупрочненные для движения пассажирских поездов по высокоскоростным магистралям (ВСМ).
Рельсобалочный цех (РБЦ) Евраз ЗСМК начал, наконец, отгрузку (читай, продажу) новых дифференцированно-термоупрочненных рельсов потребителю. Правда, по-прежнему не стометровых.
...
Заказ на декабрь у нас составляет 10 тысяч тонн рельсов, - сообщил журналистам начальник РБЦ Андрей Лапченко. - Три тысячи тонн мы уже отгрузили. На следующий месяц они, к слову, заказали 15 тысяч тонн и далее по возрастающей".
Но в цехе погрузки, который журналистам показали сразу после прокатного стана, выяснилось: потребителю по-прежнему отгружаются рельсы длиной 25 метров: 100-метровки, в производство которых было вложено столько сил и средств, пилят на четыре части.
- Почему вы не отгружаете ОАО "РЖД" рельсы длиной сто метров? Может, они их просто не заказывают? - спросили мы Андрея Лапченко.
- Возможно, они и взяли бы некоторое количество, но сейчас их отгрузка находится в стадии опытной эксплуатации. Видите ли, схема погрузки должна быть утверждена во множестве инстанций. А прежде мы должны проверить и перепроверить каждый ее этап.
- Чтобы перевезти 25-метровые рельсы, вы соединяете две железнодорожные платформы. Сколько понадобится для стометровок?
- Для этого нужна сплотка из семи платформ. Сейчас мы как раз отрабатываем всю процедуру.
- Так когда же начнется отгрузка стометровых рельсов потребителю?
- Рассчитываем, что в апреле 2014 года.
Серокой:
поясните, почему контррельс один и во внутренней колее кривой?
На ЕВРАЗ ЗСМК освоена технология транспортировки 100-метровых рельсов по железнодорожной магистрали.
Стометровые рельсы транспортируются по железнодорожным путям с помощью специально изготовленного сцепа из семи платформ. Он сконструирован таким образом, что в ходе транспортировки при поворотах концы рельсов могут смещаться относительно оси сцепа, а центральная часть жестко стоит на месте. Это позволяет рельсам быть гибкими в поворотах и при этом не сдвигаться во время движения, торможения и ударения, что обеспечивает безаварийную и безопасную транспортировку.
Прежде чем освоить транспортировку стометровых рельсов с помощью сцепа, на ЕВРАЗ ЗСМК был проведен ряд испытаний. Сначала на железнодорожных путях комбината специалисты проверили, как поведет себя сцеп при разгоне, соударении и торможении. Лишь после этого было получено разрешение от РЖД провести пробную транспортировку по железнодорожной магистрали до ближайшей станции – Барабинска.
«Тестовая транспортировка прошла успешно, – отметил директор ЕВРАЗ ЗСМК по операционной деятельности Дивизиона «Железнодорожный прокат» Алексей Головатенко. – Благодаря специально разработанной технологии погрузки рельсов на платформы сцеп вошел во все повороты, включая самый крутой из возможных при перевозке стометровых рельсов, – радиусом 260 метров. Сейчас мы вместе с РЖД подписываем документы, разрешающие транспортировку стометровых рельсов по железнодорожной магистрали. Договор на поставку первой партии стометровых рельсов типа Р65 категории ДТ-350 в адрес РЖД уже подписан».
...позволит выпускать рельсы длиной не только 25 м, но и 50 м, и 100 м, что приведет к уменьшению количества сварных стыков и положительно отразится на снижении повреждаемости рельсов дефектами сварки, которая в настоящее время составляет около 8% от общего количества изымаемых ежегодно остродефектных рельсов и около 20% от общего количества изломов рельсов под поездами. Последнее представляет наибольшую угрозу безопасности движения.
После выдачи сертификата проводят полигонные испытания рельсов на ЭК ОАО «ВНИИЖТ» в количестве 30 штук до наработки 750 млн. т брутто или до определения вероятности безотказной работы 85% и подконтрольную эксплуатацию на участках железнодорожного пути территориальных дирекций инфраструктуры ОАО «РЖД» в течение всего срока полигонных испытаний
С целью оценки безопасности установления сертификационного показателя «вероятность безотказной работы 100% при пропуске 100 млн. т брутто» проведен анализ результатов полигонных испытаний рельсов различных производителей на ЭК ОАО «ВНИИЖТ» и результатов эксплуатации рельсов на сети железных дорог ОАО «РЖД». Целью анализа являлось установление возможности выхода рельсов по дефектам технологического характера до наработки 100 млн. т брутто, что является корректным и обоснованным направлением анализа и подтверждения возможности изменения рассматриваемого сертификационного показателя.
Представленные в пояснительной записке результаты анализа причин изъятия рельсов на ЭК ОАО «ВНИИЖТ» за период 2002 – 2009 гг, показали, что из общего количества изъятых за этот период рельсов, которое составило 1593 шт, 104 рельсов было изъято при наработке тоннажа до 100 млн. тн. брутто, что составляет 6,5 %.
По результатам исследования структуры распределения рельсов по дефектам при их выходе до пропуска 100 млн. тн. брутто включительно изъятие рельсов по дефектам, связанным с качеством болтовых отверстий и обработки торцев рельсов (деф. 52, 53 по НТД/ЦП-2- 93), составило 51% (53 рельса); по дефектам контактной усталости в виде выкрашиваний металла в головке рельса, продольных горизонтальных расслоений и поперечных усталостных трещин, обусловленных качеством рельсовой стали и ее сопротивлением накоплению контактно-усталостных дефектов (деф. 10, 11, 17, 21, 30Г по НТД/ЦП-2-93), составило 20% (21 рельс), что является значительной долей изъятия, характеризующей отбраковку рельсов по дефектам контактной усталости и металлургического качества при наработке незначительного тоннажа.
Путешествие со скоростью 350 км/час и протяженностью почти 13 тысяч километров займет менее двух дней. Начавшись на северо–востоке Китая, пересечет Сибирь, пройдет сквозь подводный туннель под Беринговым проливом на Аляску, от Аляски в Канаду и закончится в США.
Проект будет разработан и профинансирован за счет Китая, мирового лидера в высокоскоростных железнодорожных путешествиях.