С точки зрения высокоскоростного движения Москва – Казань — это линия, которая должна пройти по десятку наших регионов с общей численностью населения, которое тяготеет к этой линии, 25 млн человек.
Когда мы разрабатывали программу Московского транспортного узла, коллеги из иностранных консалтинговых компаний посчитали, что только за счет увеличения скорости и сокращения времени поездки на границе Московской области благосостояние людей, которые там живут, может подняться на 25–40%.
Это не выдуманные цифры, это реальные цифры ответственных консультантов, которые отвечают за проделанную работу. Поэтому возникновение скоростного движения для нашей страны абсолютно необходимо. Об этом говорит успех «Сапсана», об этом говорит успех «Аллегро».
...
Не могу отвергать справедливость такой постановки вопроса. Могу только сослаться на опыт, который у нас есть. Мы поставили дневные ускоренные поезда, например, на Воронеж и Калугу. И вам хочу сказать, что они заполняются! Когда мы с консультантами посчитали финансовую модель, пассажиропотоки, то пришли к выводу, что синергетическая эффективность высокоскоростного движения для государства ошеломляющая. Если говорить о прямых налоговых доходах на этапе строительства, это более 175 млрд руб. А если говорить о синергии, то до 2020 года только в виде налогов государство получит 3,8 трлн руб. Это при том, что стоимость магистрали получается под триллион.
За период существования компании загрузка БАМа практически достигла 100%. Это с точки зрения планирования инфраструктуры чрезвычайная цифра. Считается, что если перешли за 75-процентную отметку, то уже нужно планировать и строить что-то другое. Наши предшественники были мудрыми и грамотными людьми, которые смотрели в будущее. Что касается того, что возить дальше, то БАМ в стратегии развития железнодорожного транспорта у нас рассматривается как инфраструктура прежде всего грузового назначения. Хотя там будут ходить и пассажирские поезда. При проектировании мы получили от компаний заявок на 157 млн тонн новых грузов в год. Это на 55 с лишним млн тонн больше, чем сейчас. И нас в буквальном смысле вынудили согласиться, что объемы будут еще на 10 млн тонн больше. То есть потребность в перевозках у добывающей промышленности колоссальная. А если иметь в виду, что именно в зоне БАМа сосредоточены основные ресурсные богатства нашей страны, то с его загрузкой никаких проблем не будет. Это, конечно, уголь, руда, лесные грузы и многое другое.