С двух сторон постамента размещён текст из телеграммы Николая II королю Сербии Александру Карагеоргиевичу на русском и сербском языках: «Все мои усилия будут направлены к соблюдению достоинства Сербии… Ни в коем случае Россия не останется равнодушной к судьбе Сербии»
На левой стороне памятника выгравировано под крестом: «Вечна память Императору Николаю II и 2 000 000 русских воинов Великой Войны». На задней стороне памятника надпись по-сербски: « Храбро павшим братьям русским на Солунском фронте 1914-1918 гг.».
«Мы много пережили в Белграде горьких и радостных событий и давно, давно ожидали этого благословенного дня, кода из глубины своего сердца можем вознести горячие молитвы об упокоении наших братьев, русских воинов, которые поднялись как один человек за свободу маленькой Сербии в наиболее тяжелый момент ее истории, и которые пали за эту свободу».
Когда Россия вступила в Первую мировую войну в августе 1914 года страну охватил небывалый патриотический подъем. Он был реально небывалым. Достаточно вспомнить, что иностранное название столицы — Петербург был изменено на русское — Петроград.
Первые дни войны в историографии получили название священного единения. Тысячи людей уходили на фронт добровольцами, например поэт Николай Гумилев, писатель Владимир Вересаев и другие. На улицах городов происходили патриотические манифестации, которые, заметим, никто не организовывал сверху. Демонстранты несли лозунги «Крест на святую Софию!», «Победа России и славянству!» и тому подобные.
Даже самые яркие провокаторы и обличители общества – футуристы – выступали с патриотическими стихами. Так, Владимир Маяковский стал автором стихотворения «Мама и убитый немцами вечер».