В ЖЖ попался отрывок (Алексе́й Серге́евич Суво́рин (1834, село Коршево Бобровского уезда Воронежской губернии — 1912, Санкт-Петербург) — российский журналист, издатель, театральный критик и драматург. ©wiki):
Вагоны на поляковской дороге — мученье; все делается как-то по-домашнему, стоят сколько где придется, было два звонка, пассажиры садятся, проходит 10 минут после этого, третьего звонка нет. — Что же не едут? — Спрашивали у кондуктора. — Путь не дают (техническое выражение, означающее, что со следующей станции нет уведомления, что путь очищен и ехать
— Как не дают пути, когда два звонка было?
— Два звонка потому, что обер-кондуктор в ссоре с буфетчиком. Пассажиры сели в вагоны и буфетчик не продаст столько, сколько продал бы им, если бы 2-й звонок был вовремя.
Какая дикость! Обер-кондуктор пускает пассажиров с билетами 3-го класса в 1-й, и вообще ведут себя как бесконтрольные полные хозяева. На воронежской дороге, говорят, порядки еще хуже, и ездившие по ней уверяли меня, что Курско-Харьковская железная дорога — примерная в сравнении с Воронежско-Ростовской. Поезда не приурочены, например поезд из Таганрога в Ростов приходит в 2 ч., а поезд из Ростова в Новочеркасск — в 8 ч. Пассажир девайся куда хочешь. Объявления для некурящих перечислены на клочке бумажки, которая прилеплена на вагонах и внутри их, где ни попало. Особых мест для дам нет. Циркуляр министерства путей сообщения от конца 1874 г. об отделениях для дам, чтобы они находились в «дамском обществе» (даже в том случае, если их сопровождают мужчины, последние уходили бы к мужчинам) и чтобы была прекращена продажа отдельных купе. Циркуляр этот прибит в вагонах. Чего не выдумают. У Азовской дороги всего два вагона 1-го класса. У станции Морская Поляков строит себе виллу, два этажа, каменную, похожую на станцию железной дороги, разбиваются сад и фонтан быстро.
— Откуда эта вода, из моря или из Дона?
— Нет, это, должно быть, из Волги, отвечает кондуктор.
Вокзал в Ростове — верх безобразия. Дощатый сарай, грязный, вонючий, тесный. Хуже этой жидовской корчмы можно встретить разве в настоящей жидовской корчме. На Донскую дорогу казаки рассчитывали, как на свою, трясли деньжат, но им ровно ничего не дали, исключая разве 10 человекам, которые отправляют товары. Ростовский товар — фальшивые ассигнации, нахичеванский — также. Вообще все станции дрянные, подвижной состав так беден, что масса товаров не отправляется. На одной станции я видел целые груды кулей с хлебом под открытым небом, потому что сарай наполнен им доверху. Жалобная заметка из Харьковского календаря. Но Поляков, очевидно, всех запугал. Как он хотел купить «Санкт-Петербургские ведомости».
Случай в Харькове — нет мест ни 1-го, ни 2-го класса. — Нет ли выше 1-го? — Нет. — А 3-го? — Тоже нет. Господин врывается в вагон; с него требуют двойную плату. — Иногда, говорят, нарочно пускают без билетов, чтобы потом брать двойную плату. Жалобные книги на виду, но кто их смотрит? Русский человек вот каков. Господин, о котором я говорю, рассказывал даме своей по-французски случай с ним и прибавил: «Мне говорят, напишите о железных дорогах книгу. Охота мне беспокоиться писать».
Недавно с удивлением обнаружил, что в сети до сих пор не выложены дневники Суворина. Понятно, громадный том замучаешься сканировать и распознавать. Но "Дневники"…
// humus.livejournal.com