Я обещал сделать уточнения, Может и не нужно было ворошить, но уходят свидетели, Жаль что уходят. Но, мой друг еще из Ширак.... с его слов. Я прибыл в полк в 61 году, уже осенью, в отличие от остальных молодых, налета практически не имел. Не ставили вопрос, что мне дать налетать чтоб год за два. Не реальная задача .... его воспоминания..., спасибо ему за них. Лейтенант Бородин Виктор Иванович прибыл в полк 15.12.61г. 2аэ.(он у меня в друзьях. Погода 10 баллов, нижний край 150-200м, видимость1,5, 2 км. (чистый минимум). Все летчики 2й аэ. Лейтенанты, которым нет хватало несколько налета до нормы 40 часов, чтоб пошел год за два, были командированы на рем.завод в Вазиани. Там облетав самолеты после ремонта и пролетев по маршруту домой в Б.Шираки они набирали необходимую норму. (Значит о них думали и хотели помочь. Это не мало важно чтоб год за два.) Хорошие командиры следили, чтоб норма год за два всем пилотам и естественно, получение и подтверждение класса была у всех пилотов. На том стояли.
В этот день планировались полеты во вторую смену и делался задел на подтверждение класса тем кто выполнил нормы и получения, кому тоже не хватало полетов при минимуме погоды. Все зам комэски летали(имели допуск) на ЯК -12, это транспорт при обеспечении доставки руководителя полетов на полигон. (значит они вероятно планировали и полеты и на боевые применения на полигоне, тоже на класс необходимые). И еще, МИНИМУМ по погоде в Шираках очень большая редкость, на вес золота. Эту погоду нельзя было упустить, из нее нужно было "выжать все до капельки".
Особенность аэродрома. 700 метров над уровнем моря (посадочная полоса или ВПП) Жилой городок на 150 метров выше уровня полосы. Это метеорологические подсказки для определения развития погоды и это учитывалось при полетах в сложных метеорологических условиях всегда.
С утра облетав самолеты в Вазиани, все тянулись домой, но пока перезаправили самолеты после облетов, прошла заявка и получено разрешение на вылет, погода изменилась набрав сплошную облачность, понизив ее и положив на жилой городок, и уменьшив видимость до 1,5-2х км. Я не пишу, что погода испортилась, просто в таких условиях летали, как при ясной погоде, обычное дело, и тем более, что всегда такую погоду ловили и очень старались не упустить.(другими словами, это не беда, а подарок Судьбы.)
И дальше, со слов Бородина.
Зам ком 2 аэ капитан Складнов (2 детей по жизни) торопился чтоб еще в этот день на ЯК 12 слетать РП на полигон во вторую смену. Решил провести шестерку самолетов по складкам местности и завести на посадку на аэродром Шираки под облаками. (тоже обычная работа не имеющая сложностей при ее выполнении.)Лейтенанты не имели еще допуска при полетах в таких условиях, хотя теоретически знали как это делается, да и контрольные полеты в таких условиях были у всех (самостоятельно, не летали при минимуме из них никто.)
Складнов просто ошибся и пошел не в тот овражек, ему нужно было протянуть еще полторы минуты и все было бы нормально. НО!,,,, за ним воткнулся в Землю л-т Цибов (холост) и чуть не хватило высоты л-ту Емельянову (холост) от касания о Землю самолет взорвался.
Последующие среагировали увидев взрывы.
л-т Клинов Ушел обратно в Вазиани и сел там.
л-т Логвинов зашел под облаками на свой аэродром( значит Складнов их все-таки вывел под облака, но не хватило высоты чтоб среагировать на столкновение с Землей (это реально, что при плохой видимости строй был очень плотным). Л-т Подгорный ушел в набор высоты и зашел по системе, как учили.
Прибыл Вершинин, назвал всех убийцами. В день катастрофы Рыжий был в госпитале, но по итогам разбора материалов разжалован до подполковника, потом, как Вы сказали убыл в 64г. в Липецк, (предав полк Чернышову) там восстановлен в звании. Ковалев руководитель полетов в этот день был отдан под суд. Получил срок, но учитывая его прежние заслуги, приговор заменен на УСЛОВНО. Остался в Тбилиси, дальше Судьба неизвестна. Молодежь просто получила кровавый урок на будущее, но не преследовалась и звания им присваивались без проволочек, вовремя по срокам определенным руководящими документами.
Ну вот что я узнал. И думал нет смысла это вносить на форум.
Когда облачность ложится на вершины складок местности, то можно пройти было на аэродром под облаками. По ущельям и извилистым оврагам, как по тоннелю. Все это делали и не раз, все были этому обучены. Я имею ввиду"старых" летчиков и потому это действие не считалось из ряда вон выходящих. Обычная, рутинная работа. НО,,,, бывает и так. Вот, наверное, с тех пор нас, молодежь, принимали, как праздник, как не достающие души павших.
Буду очень благодарен любому уточнению.