[image]

Как обстоят дела по Ангаре?

 
1 32 33 34 35 36 79
RU Serge-ru #21.07.2015 17:58  @Старый#20.07.2015 22:37
+
0 (+1/-1)
-
edit
 

Serge-ru

новичок
m.G.>> Ты не бережёшь игрушки которые тебе дарит Сеть.
m.G.>> ;) :)
Старый> Видит бог я берёг его как мог... :(
Старый> Я его даже на ФНК ни разу дебилушкой не обозвал...

Старый, да не плачь ты так. Ты ж Железняком за мной уже по двум форумам бегаешь , бедняжка. Такое ощущение что у тебя та съеденная шляпа вызвала детскую травму или запор, непроходящий до сих пор. И все г у тебя фонтанирует из другого отверстия. ;)

Расслабся , вытри слезки и веди себя достойно. Ваша группа хейтеров уже просто смешна.
   43.0.2357.13443.0.2357.134
Balancer: предупреждение (+1) по категории «Пренебрежительное высокомерие или вызывающе бескультурное поведение [п.11.4]»
RU m-s Gelezniak #21.07.2015 18:58  @Serge-ru#21.07.2015 17:58
+
+1
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

Serge-ru> Старый, да не плачь ты так. Ты ж Железняком за мной уже по двум форумам бегаешь , бедняжка. Такое ощущение что у тебя та съеденная шляпа вызвала детскую травму или запор, непроходящий до сих пор. И все г у тебя фонтанирует из другого отверстия. ;)
Serge-ru> Расслабся , вытри слезки и веди себя достойно. Ваша группа хейтеров уже просто смешна.

Мы здесь давно. Старый так вообще с начала времён.
И не бегаем а натыкаемся.
Так что будьте корректнее в формулировках.
Шляпу кстати скоро мне есть придётся. :D
Зы На Авантюре, Астрале меня нет . Попробуйте там.
   8.08.0

Данное сообщение является официальным предупреждением
US Mishka #21.07.2015 20:18
+
-
edit
 

Mishka

модератор
★★★
Дмитрий, пардон, не в то сообщение ткнул. Попросил Рому перенести штраф Сергею за сообщение, которое идёт следующим за твоим.
   37.037.0
RU Старый #21.07.2015 22:27  @Serge-ru#21.07.2015 17:58
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
☠☠☠
Serge-ru> Старый, да не плачь ты так. Ты ж Железняком за мной уже по двум форумам бегаешь , бедняжка.

Милый, глянь в мой профиль. Я здесь зарегистрирован 15 лет, раньше чем на ФНК. Сообщений у меня тут правда поменьше, всего 21000.
А вот ты чего сюда прибежал?

Serge-ru> Такое ощущение что у тебя та съеденная шляпа вызвала детскую травму или запор, непроходящий до сих пор. И все г у тебя фонтанирует из другого отверстия. ;)

Попытался сострить? А ты знаешь как жалко, невероятно, сказочно жалко выглядят попытки тупого острить?

Serge-ru> Расслабся , вытри слезки и веди себя достойно. Ваша группа хейтеров уже просто смешна.

Ну так продолжай спасать будущее русской космонавтики. Поржём вместе. Что там у тебя новенького?
   43.0.2357.13443.0.2357.134

RU m-s Gelezniak #15.08.2015 15:43
+
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

fagot>> Для более предметного спора цитата из НК
НК_№8-1998> Во время защиты нам было сделано замечание что Россия остается без ракет легкого и среднего класса, и предложили поработать над этим. Сегодня, несмотря на то, что мы выполнили все требования, предъявляемые нам заказчиком, мы отказались от первоначального варианта и заявили, что переходим на модульный вариант, который позволит России иметь ракеты легкого, среднего и тяжелого класса, не уступающие по характеристикам американским и французским, которые будут стартовать с космодрома Плесецк.
> НК 8-1998-2

Старый> Так что не по ТЗ а по замечанию они Сосисочную разработали.

fagot> Где-то через годик появилось и ТЗ.

Что бы не искать... .
   8.08.0
Это сообщение редактировалось 15.08.2015 в 15:53
LT Bredonosec #15.08.2015 17:08  @zaitcev#07.07.2015 19:56
+
-
edit
 
zaitcev> Тебе в Мицубиси прямая дорога :-) Они так и сделали после аварии H-II в 1998 г.
да я не против, абы только платили ))) Словечко замолвишь? )))

Я просто на выбор предложил несколько схем, так как не вижу сложности в роспуске ББ.
Для какой-то конкретной силовой схемы всегда можно конкретизировать собственный набор :)
   26.026.0
LT Bredonosec #15.08.2015 17:10  @Alexandrc#10.07.2015 12:12
+
-
edit
 
Alexandrc> По срабатыванию датчика открывается сопло бака окислителя, создающее момент, разворачивающий ББ и отводящий его носовую часть от ЦБ. Потом открывается сопло бака горючего, которое создает дополнительную силу тормозящую и разворачивающую ББ.
А вот это остающееся топливо - разве не выгоднее заливать чуть меньше, чтоб не оставалось неиспользуемого? Можно ж больше ПН взять вместо того, чтоб мертвый груз нести. Или вообще израсходовать меньше, в отсутствии необходимости поднимать на орбиту это топливо.
   26.026.0
LT Bredonosec #15.08.2015 17:23  @zaitcev#11.07.2015 22:30
+
-
edit
 
zaitcev> Слева - существующий вариант. Справа - предполагаемый.
я может что-то недопонял, но слева нижний пояс, справа верхний...

zaitcev> Во-первых, мест соединения больше и нагрузки больше (суммарная тяга боковушек на 50% больше). Расстояние между связами меньше (в предлагаемом варианте — с преемственностью), а стало быть моменты больше, на 15% где-то).
zaitcev> - Однако, использование универсальных модулей между А5 и А7у/А5с невозможно.
эээ... вопрос: а почему нельзя менять на блоках только один силовой пояс? Причем, только на центральном.
Более того, если схема "косой крест", то и менять-то ничего не надо: все крепления и так на месте. Но если хочется и сохранения прямого креста, то можно деунифицировать только эти пояски: для ББ с 2 креплениями, для ЦБ - с 4-8-6-12. (кстати, вариант с 3 ББ вообще рассматривался? ))
   26.026.0
LT Bredonosec #15.08.2015 17:38  @Старый#18.07.2015 23:30
+
-
edit
 
Bredonosec>> ББ отделяются еще в атмосфере? Тогда почему сложность разделения? Отпускается верхний замок, поток, попадающий меж корпусом ЦБ и обтекателями ББ, создает давление, которое отталкивает, а далее дивергенция..
Старый> Сложность в том что шесть окружностей располагаются вокруг одной только впритык. Поэтому при любом шевелении под нагрузкой а тем более при отделении они неизбежно задевают друг за друга.
Так потому я и предложил схему, в которой верхний замок отпускается первым. Можно (в отсутствие атмосферы) добавить слив окислителя в сторону цб для лучшего разведения носов. После расхождения носов на угол, допустим, градусов в 20, срабатывает банальный концевик и отпускается нижний замок. Если от нижнего замка вниз еще сколько-то корпуса есть - можно нижние крепления сделать чуть-чуть разведенными (нагрузку на растяжение кольцо должно воспринимать легче, чем на изгиб или что, так что, рост массы не должен быть значительным), чтоб отклонение ББ на заданный угол с некоторым маргином не приводило к касанию ЦБ. Идея аналогична поднятому хвосту лайнеров, чтоб обеспечить просвет до впп при подьеме носового колеса.
   26.026.0
LT Bredonosec #15.08.2015 17:42  @Старый#18.07.2015 23:47
+
-
edit
 
Старый> Переходник естественно прийдётся изобрести другой.
но ведь переходник не ракета

> УРМ тоже прийдётся подрихтовать так как надо будет вставить в него шестиместную переливашку.
а почему нельзя организовать перелив в районе переходника? Чтоб вся деунификация касалась только его?
> Перегрузка тоже раза в полтора увеличится. Вобщем прийдётся конечно изобрести новую ракету на зато какая она будет универсальная! :)
Стоп, перегрузка чего увеличится в полтора раза? УРМ-ы находятся под поясом. Они передают усилие на него от двигателей. Усилие от двигов не изменится. При росте перегрузки может измениться требуемая прочность второй ступени, но первая ступень - никак не изменится.
Зачем подменять-то?

Старый> И как только тупые американцы не додумались соединить в пучёк семь Дельт-2. :) Может послать его на NSF?
А кто там универсальные модули от 1 до 30 пытался связывать для запуска на орбиту любой нагрузки? Как там его звали?
   26.026.0
RU m-s Gelezniak #18.08.2015 16:42  @m-s Gelezniak#15.08.2015 15:43
+
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

m.G.> Что бы не искать... .


Seerndv
User
Сообщений: 2122
Регистрация: 10.06.2009
#274260 18.08.2015 16:19:19
Цитата

— Как пришли к варианту модернизации "Ангары-А5" до варианта "Ангара-А5В", при помощи которого будут осуществляться пилотируемые полеты и реализовываться лунная программа? Правда ли, что увольнение гендиректора КБ "Салют" Юрия Бахвалова было связано с несогласием развивать эту разработку?
— Напомню, Центр имени Хруничева не участвовал в конкурсе на разработку сверхтяжелого носителя — заявки подали "Энергия" и "Прогресс". Мы же подготовили предложения о возможности создания усовершенствованного проекта "Ангара-А5В", который благодаря своим модульным решениям, позволял бы быстрее и дешевле достичь поставленных целей. У меня на столе лежало заключение наших ведущих конструкторов, в котором говорилось, что такой вариант реален. Рядом лежал лист с одной единственной подписью, где утверждалось, что вариант "Ангары-А5В" нереализуем.
— Это была подпись Юрия Бахвалова?
— Да. Выбор у меня как руководителя был простой: либо поддерживаю Бахвалова и ставлю под сомнение квалификацию и компетентность всех подписавшихся за разработку "Ангары-А5В", либо принимаю решение другой стороны. Но тогда каково было бы реноме Бахвалова как руководителя? Я занял сторону специалистов, готовых вести этот проект, потому что не верю, что специалисты такого уровня могут все одновременно ошибаться, принять неверное решение. А один как раз может. Поэтому мы с Юрием Олеговичем и расстались. Сейчас я уже могу сказать, что это решение предопределило дальнейшее развитие Центра имени Хруничева до 2025 года и дальше. Мы попали в пилотируемую программу, хотя наши изделия раньше там никогда и не рассматривались. Это было по-настоящему судьбоносное решение.

"Масштабы трагедии стали такими, что скрывать их уже стало невозможно" // Генеральный директор Центра имени Хруничева Андрей Калиновский о реформе крупнейшего ракетостроительного предприятия страны

Год назад Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени Хруничева впервые за долгие годы возглавил выходец не из космической отрасли — экс-глава "Гражданских самолетов Сухого" АНДРЕЙ КАЛИНОВСКИЙ. В интервью специальному корреспонденту "Ъ" ИВАНУ САФРОНОВУ он рассказал, почему предприятие досталось ему в критическом состоянии и какими усилиями его теперь приходится исправлять, а также объяснил, почему ГКНПЦ отказывается от строительства спутников и будет специализироваться только на производстве ракет. // www.kommersant.ru
 

- ой-ёй!
Наверное, именно этот абзац подтверждает:
Цитата
"Масштабы трагедии стали такими, что скрывать их уже стало невозможно"

   8.08.0
RU m-s Gelezniak #18.08.2015 19:42
+
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

Astro_cat_#8130_17.08.2015_21:32:40> Это вы просто не понимаете. По первому каналу как скажут, что Ангара лучше всех, так 99% и уверуют. А все кто так не считает - агенты госдепа и пятая колонна! )))

И по Красной площади провезут... .
   8.08.0
RU Дем #19.08.2015 12:30  @Bredonosec#15.08.2015 17:10
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

☠☠☠☠
Bredonosec> А вот это остающееся топливо - разве не выгоднее заливать чуть меньше, чтоб не оставалось неиспользуемого?
Там в основном газ наддува стравливается. больше сотни кубометров под давлением несколько атмосфер - дофига, почти тонна...
   40.040.0
RU m-s Gelezniak #24.08.2015 22:16
+
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

ZOOR пишет:


Роскосмос запрашивает около 900 млрд рублей на развитие космодромов до 2025 года

МОСКВА, 24 августа. /ТАСС/. Федеральное космическое агентство предлагает направить на развитие российских космодромов в период с 2016 по 2025 годы около 900 млрд рублей.

Об этом сообщил журналистам глава Научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев.

"Суммарная (стоимость) получается около 900 млрд. Из них 560 - на Восточный", - сказал Коптев, говоря о федеральной целевой программе "Развитие российских космодромов на период с 2016 по 2025 годы".

Программой, по его словам, предусмотрено строительство второй пусковой установки для проведения стартов ракет-носителей "Ангара-А5" , а также двух стартовых столов под эту ракету на космодроме Восточный.
340 лярдов на Плесецк получается. 34 лярда в год. Интересно, в ценах какого года и учтена ли инфляция.
Но все равно, за такие деньги можно город-сад отгрохать ИМХО


Скорость урезания программ доходит до стади когда начнут резеть и вас.

Пилотажка уже под вопросом. Максимум МЛМ с УМом и Одним НЭМом. Что делать на этом огрызке реального я не представляю. Вывод на Протоне. Рисковать не будут. Что остаётся - военка. Сто процентов ДМ-3, никакого Бриза. Водородник лет через десять. За это время разнесете один старт точно. Востанавливать не будут. Восточный начнут но по начальному проекту не закончат. Очередной долгострой с проеданием средств.Собственно и всё. Коммерция будет на Протоне. Пока эмбарго по компонентам не задушит и эти крохи. Вот такая экономика по циховси.
   8.08.0
US zaitcev #25.08.2015 00:22  @m-s Gelezniak#24.08.2015 22:16
+
-
edit
 

zaitcev

старожил

m.G.> Пилотажка уже под вопросом. Максимум МЛМ с УМом и Одним НЭМом. Что делать на этом огрызке реального я не представляю. Вывод на Протоне. Рисковать не будут.

Уже обещают четырёхпуск на А5В на Луну после 2023 г.

m.G.> Что остаётся - военка. Сто процентов ДМ-3, никакого Бриза. Водородник лет через десять.

Всю ясно. Спасибо, Капитан Очевидность.

И кстати полегче с перепостами с ФНК, или хоть подтяни форматирование. Читать ведь невозможно.
   40.040.0
RU m-s Gelezniak #25.08.2015 08:47  @zaitcev#25.08.2015 00:22
+
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

zaitcev> Уже обещают...
О! Да!!!
> ...четырёхпуск...
А духпуск куда делся?
> ... на А5В на Луну после 2023 г.
Да,да,да. После того как 191 форсируют... .
m.G.>> Что остаётся - военка. Сто процентов ДМ-3, никакого Бриза. Водородник лет через десять.
zaitcev> Всю ясно. Спасибо, Капитан Очевидность.
Пожалуйста. На Луну захотелось? Ну что же, Петарда в ту сторону и общее ликование.
zaitcev> И кстати полегче с перепостами с ФНК, или хоть подтяни форматирование. Читать ведь невозможно.
Нормально. Нефиг сносить страницами нормальный текст.
   8.08.0
RU m-s Gelezniak #25.08.2015 11:12
+
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

Эту партянку нужно сохранить:

АниКей_#11020_25.08.2015_11:45:46>
Космос в открытом доступе

Государству нужна не одна супермощная ракета-носитель, а парк СВ
Юрий Коптев
Юрий Кузнецов

Как известно, основной документ, определяющий интересы государства, главные цели, приоритеты и задачи России в области исследования, освоения и использования космического пространства, – это утвержденные президентом РФ Владимиром Путиным в апреле 2013-го «Основы госполитики РФ в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу».
В соответствии с этим документом основные приоритеты – обеспечение гарантированного доступа России в космос со своей территории с развитием и использованием космической техники, технологий, работ и услуг в интересах социально-экономической сферы и обороны страны, а также безопасности государства; создание космических средств в интересах науки; деятельность, связанная с осуществлением пилотируемых полетов, в том числе и создание научно-технического задела для осуществления в рамках международной кооперации пилотируемых полетов к планетам и другим телам Солнечной системы.

Реализация этих целей обеспечивается благодаря использованию и развитию существующих научно-технического и производственного потенциалов по созданию перспективных средств выведения, межорбитальных буксиров, целевых и служебных систем автоматических космических аппаратов (КА), пилотируемых кораблей нового поколения, элементов инфраструктуры для деятельности в дальнем космосе и прорывных технологий для решения целевых задач и производственных технологий.
Результатом станут сохранение статуса России как одной из ведущих космических держав, подтверждение самодостаточности в обеспечении собственной космической деятельности по всему спектру задач, требующих создания орбитальной группировки космических аппаратов, базирующихся на экономически эффективном парке российских средств выведения (СВ).
Необходимость сохранения устойчивых позиций и конкурентоспособности на рынке пусковых услуг является побудительным мотивом совершенствования технико-экономических показателей СВ, в первую очередь повышения их энергетических возможностей.
Наиболее наглядно все эти факторы проявились на примере самого экономически успешного продукта российской космонавтики – РН тяжелого класса «Протон». Именно выход РН «Протон» на международный рынок пусковых услуг и его постоянная модернизация позволили ГКНПЦ им. М. В. Хруничева выжить в 90-х и «нулевых» и сохранить производственную кооперацию, обеспечивая поддержание российской орбитальной группировки КА и участие в международных проектах.
Полезная нагрузка на весах конкуренции
Чтобы определиться, какие именно СВ развивать в ФКП-2025, надо понимать, что энергетические возможности РН определяются массой полезной нагрузки, выводимой на рабочую орбиту. Часто, хотя и не совсем корректно при оценке энергетики РН используется низкая околоземная орбита высотой 200 километров и наклонением, равным широте точки старта. Для функционирования КА эту орбиту в качестве рабочей не применяют, потому что из-за торможения атмосферы время существования КА на ней не превышает недели. Среди многообразия КА самый дорогой и ресурсоемкий рынок телекоммуникационных КА, работающих на геостационарной орбите.

Есть две особенности проведения коммерческих запусков телекоммуникационных КА. Масса коммерческих КА растет быстрее, чем запускаемых по федеральным программам. Но как можно видеть на графике, даже масса коммерческих КА далеко не беспредельна и для их запуска совсем не требуется РН сверхтяжелого класса (РН СТК) типа SLS.
Есть и отличия в баллистической схеме коммерческих запусков. Так сложилось, что зарубежные КА в отличие от отечественных выводятся не сразу на геостационарную орбиту, а на промежуточную высокоапогейную «стандартную геопереходную орбиту». КА, отделившийся от РН на ней, после баллистической паузы около пяти часов в апогее орбиты с помощью собственной двигательной установки отрабатывает импульс, обеспечивающий формирование геостационарной орбиты. С учетом расхода топлива масса полезной нагрузки, выводимой на промежуточную геопереходную орбиту, должна быть примерно в 1,6 раза больше, чем на рабочей орбите, то есть геостационарной.
Но вернемся к «Протону» – как раз необходимость поддержания конкурентоспособности на рынке пусковых услуг стала причиной проведения за счет средств от коммерческих пусков РН «Протон» четырех этапов ее модернизации – от исходного варианта «Протон-К» до «Протона-М» и разработки для РН «Протон» нового разгонного блока (РБ) «Бриз-М», что позволило увеличить массу полезной нагрузки, выводимой на геостационарную орбиту, с 2,6 до 3,5 тонны и на геопереходную орбиту – с 4,5 до 6,3 тонны. Но каким бы хорошим носителем ни был «Протон», его запуски производятся не с территории России. Есть проблемы и с поставкой горючего для «Протона» – высокотоксичного гептила, применяемого на боевых ракетах и относящегося к веществам первого, самого высокого класса опасности.

Руководство страны поставило перед отраслью задачу обеспечения гарантированного доступа в космос со своей территории – запуски КА должны производиться ракетами, разработанными и изготовленными в России. Кроме того, надо повысить экологическую безопасность запусков за счет отказа от использования токсичного топлива.
Решить эти задачи должна программа создания РН тяжелого класса «Ангара», которая обеспечит гарантированное выведение на геостационарную орбиту телекоммуникационных и метеорологических КА и КА, обеспечивающих оборону и безопасность государства.
К сожалению, РН «Ангара» создавалась довольно долго. Постановление правительства РФ о разработке проекта космического ракетного комплекса (КРК) тяжелого класса было принято по результатам конкурса, проведенного за 22 года до первого пуска РН. Реальное финансирование программы началось после 2005-го. Оно позволило провести два успешных испытательных пуска в 2014 году и запланировать пуски РН с целевыми полезными нагрузками с 2016-го. При пуске с космодрома Плесецк энергетические возможности РН «Ангара-А5» с криогенным РБ КВТК обеспечат выведение на геостационарную орбиту полезной нагрузки массой 4,5 тонны, а на стандартную геопереходную орбиту – 7,5 тонны (при применении РБ «Бриз-М» – 2,9 и 5,4 тонны соответственно).
При развертывании КРК «Ангара» на космодроме Восточный энергетические возможности РН «Ангара-А5» с кислородно-водородным РБ КВТК обеспечат выведение на геостационарную орбиту полезной нагрузки массой до пяти тонн, а на геопереходную орбиту – до восьми тонн. Этот запас энергетики достаточен в ближайшей перспективе для запуска КА по федеральным программам, но не позволяет конкурировать за запуск КА верхнего ценового диапазона с новыми зарубежными РН тяжелого класса повышенной грузоподъемности – Delta-IVH, Ariane-5ECA и Atlas-5. В частности, РН Atlas-5 500-й серии выводит на геопереходную орбиту до 8,7 тонны, а самая мощная из РН, используемая для запуска КА Минобороны США (Delta-IVH), обеспечивает выведение на геопереходную орбиту полезной нагрузки массой до 13,1 тонны.

После всестороннего анализа приоритетов и требований к энергетическим возможностям СВ, а также состояния рынка космических услуг НТС Роскосмоса определил, что для решения задач в космическом пространстве, в том числе выведения перспективных КА массой не менее семи тонн на геостационарную орбиту и 12 тонн на геопереходную, потребуется РН, способная вывести не менее 35 тонн полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту.
Такая РН – «Ангара-А5В» может быть создана путем замены кислородно-керосиновой третьей ступени РН «Ангара-А5» на кислородно-водородную ступень новой разработки. РН «Ангара-А5В» максимально унифицирована с созданной РН «Ангара-А5», в том числе по объектам наземной космической инфраструктуры. По энергетическим возможностям РН «Ангара-А5В» будет соответствовать разрабатываемым в настоящее время зарубежным РН повышенной грузоподъемности типа Ariane-6 (Европа), «Вулкан» (США), CZ-5 (Китай) и Н-3 (Япония) и обеспечит в ближней перспективе конкурентоспособность российских СВ тяжелого класса на мировом рынке космических услуг.
Наши тяжелые РН «Протон-М» и «Ангара-А5» с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) соизмеримы с иностранными РН и по тягооворуженности, и по массам полезной нагрузки, выводимым на заданные орбиты.
С газом или без газа
В настоящее время парк отечественных СВ состоит из РН легкого класса «Рокот», РН среднего класса «Союз» с РБ «Фрегат» и РН тяжелого класса «Протон» с РБ «ДМ» и «Бриз-М».
В ближайшей перспективе «гептильные» РН «Рокот» и «Протон» сменят экологически чистые РН семейства «Ангара». При этом предусматривается совершенствование технологии и снижение стоимости серийных РН «Ангара-А5». Запланированы также работы по замене «гептильного» РБ «Фрегат» на малоразмерный РБ «МЛ» на экологически безопасных компонентах. Также планируется замена ветерана отечественной ракетной техники РН «Союз» на перспективную РН среднего класса, создаваемую в рамках опытно-конструкторской работы «Феникс». При ее разработке предполагается реализовать перспективные технологии, обеспечивающие повышение эксплуатационных характеристик, в том числе применение в качестве ракетного горючего сжиженного природного газа (СПГ).

Чем интересен СПГ? Основное преимущество – принципиальная возможность снижения стоимости двигательной установки (ДУ) РН за счет радикального понижения рабочего давления в камере сгорания двигателя (с 250–260 до 160–170 атмосфер) при незначительном (≈4%) повышении пустотного удельного импульса. Прирост последнего параметра позволяет сохранить достигнутый уровень энергомассовых характеристик ступеней РН, несмотря на вдвое меньшую плотность СПГ по сравнению с керосином. Особенность жидкостных ракетных двигателей на СПГ – возможность разработки двигателя восстановительной схемы, менее склонного к скоротечному взрывному развитию аварийных ситуаций. В целом предварительные технико-экономические оценки показывают, что можно ожидать снижения стоимости ДУ на СПГ примерно в 1,5 раза по сравнению с ДУ на базе существующих керосиновых ЖРД высокого давления, что позволит повысить конкурентоспособность отечественных РН.
Оценивая опыт создания РН сверхтяжелого класса, следует отметить, что «Энергия» – «Буран», безусловно, апогей отечественной ракетной техники, выдающаяся программа с точки зрения организации, концентрации ресурсов, достижений в области разработки новых конструкционных и теплозащитных материалов, освоения технологий создания мощных керосиновых и водородных двигателей, производства и перевозки больших объемов жидкого водорода, гиперзвуковой аэродинамики и др. Вся страна работала на нее, но развернуть на орбите эту космическую систему у государства не было средств, сил и целевых задач. При этом за 10 лет работы по созданию комплекса «Энергия» – «Буран» было потрачено свыше трети средств, выделенных на космическую деятельность, что сказалось на эффективности реализации других ее направлений.
В этот период Европейское космическое агентство (ЕКА) разработало и начало проводить пуски РН среднего класса Ariane-4. Компания Arianspace с этой ракетой заняла больше половины рынка коммерческих запусков на геопереходную орбиту и, заработав деньги, создала РН тяжелого класса Ariane-5, которая до сих пор обеспечивает реализацию космических программ ЕКА и удерживает свыше 40 процентов мирового рынка пусковых услуг.
Газета «ВПК» (№ 27) писала: «...Пентагон должен испытывать чувство глубокого удовлетворения, наблюдая за тем, как Россию уводят все дальше и дальше от создания современных сверхтяжелых РН», но оценки показывают, что все военные задачи в обозримой перспективе Пентагон будет решать, используя РН тяжелого класса типа Delta IVH и Atlas-5, а не РН SLS, создаваемую для межпланетных полетов. Энергетические возможности РН 25-тонного класса «Ангара-А5» и РН 130-тонного класса SLS сравнивать некорректно – это все равно, что сказать: «130-тонный самосвал круче, чем КамАЗ, а «Газель» вообще не машина». Вовсе нет: любое транспортное средство – машина или ракета, чтобы быть эффективным, должно эксплуатироваться вблизи верхнего предела своих энергетических возможностей. Если гонять РН порожняком, возрастает удельная стоимость выведения полезной нагрузки, а это один из главных показателей эффективности РН. Поэтому государству нужна не одна супермощная РН, а оптимально сбалансированный под конкретные полезные нагрузки парк СВ различной грузоподъемности. Если таких полезных нагрузок для РН нет, то она рискует разделить судьбу «Энергии». Кстати, показательно, что две ракеты «Сатурн-5» по окончании программы полетов на Луну НАСА и Минобороны США отправили в музей, не найдя для них полезной нагрузки.
Вопрос о целевом использовании РН СТК рассматривался на НТС Роскосмоса – пришли к выводу, что потребности в выведении моногрузов массой 50–70 тонн ранее 2030–2035 годов нет. Приоритеты космической отрасли России, повторимся, определены в «Основах госполитики в области космической деятельности...» Первоочередные задачи – развитие орбитальных группировок КА научного, социально-экономического и двойного назначения. Именно поэтому по направлению разработки РН сверхтяжелого класса НТС Роскосмоса принял решение до 2025 года ограничиться созданием научно-технического задела и отработкой перспективных технологий.
Надо признать, что сейчас состояние отечественной орбитальной группировки КА, мягко говоря, не самое благополучное. В частности, группировка КА дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) состоит всего из семи КА и удовлетворяет запросы отечественных потребителей на уровне 20–30 процентов, тогда как группировки КА ДЗЗ США, европейских стран и Китая состоят более чем из 35 КА каждая, обеспечивая глобальный контроль поверхности Земли, в том числе и в радиолокационном диапазоне. Даже в Индии группировка КА ДЗЗ включает 17 КА. Вот куда в первую очередь и должны пойти средства ФКП-2025 – в развитие КА связи, навигации, ДЗЗ, метеорологии, в том числе КА с высоким всепогодным пространственным разрешением, что особенно актуально для Сибири, Крайнего Севера, Арктики и Дальнего Востока.
Как показывают баллистические расчеты, при запуске с космодрома Восточный оптимизированный вариант РН «Ангара-А5В» с модернизированным криогенным РБ КВТК-В обеспечит выведение на геопереходную орбиту полезной нагрузки массой до 11,9 тонны и на геостационарную орбиту – до 7,2 тонны, а также возможность реализации начального этапа лунной пилотируемой программы с использованием четырехпусковой схемы (см. рис.): два парных запуска РН, обеспечивающих раздельную доставку на окололунную орбиту лунного посадочно-взлетного комплекса (ЛПВК) и пилотируемого транспортного корабля (ПТК) с их стыковкой на орбите искусственного спутника Луны (ОИСЛ) и последующей посадкой ЛПВК с экипажем на поверхность Луны.
Типовой парный запуск включает выведение на баллистическую траекторию полезной нагрузки в составе ПТК или ЛПВК и малоразмерного межорбитального кислородно-керосинового буксира (МОБ2), создаваемого на базе РБ «ДМ», который обеспечит довыведение полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту и последующую стыковку с тяжелым криогенным межорбитальным буксиром (МОБ1), разрабатываемым на базе задела по РБ КВТК. МОБ1 со стартовой массой более 38 тонн выводится по схеме с довыведением вторым запуском РН «Ангара-А5В». После стыковки на низкой околоземной орбите и фазирования собранный лунный межорбитальный корабль за счет энергетики МОБ1 сначала выводится на высокоэллиптическую орбиту. После выработки топлива водородный МОБ1 отделяется и керосиновый МОБ2 завершает формирование отлетной траектории. Далее МОБ2 обеспечивает коррекцию траектории на перелете к Луне и перевод полезной нагрузки на окололунную орбиту. Проект ФКП-2025 предусматривает проведение работ по указанным средствам.
Безусловно, многопусковая схема довольно сложна, она требует высочайшей координации: стартовая команда должна работать одновременно на двух ПУ, как часы. Предварительные технико-экономические оценки показывают: использование на начальном этапе лунной пилотируемой программы многоцелевой РН повышенной грузоподъемности 35-тонного класса взамен специализированной сверхтяжелой 80-тонной РН позволит более чем на порядок снизить финансовые затраты, а сэкономленные ресурсы можно употребить в интересах развития отечественной орбитальной группировки КА социально-экономического, научного и двойного назначения.
Что касается использования твердотопливных ускорителей (ТТУ) в составе РН, здесь надо отметить, что ракетные двигатели на твердом топливе (РДТТ) в сравнении с ЖРД имеют не только преимущества, но и недостатки – пониженный на ~10–30 процентов удельный импульс тяги, худшее весовое совершенство конструкции, пожаровзрывоопасность производства и снаряжения топливного заряда, ограничение по времени работы, по регулированию тяги, по температурным условиям при пуске, вредное воздействие продуктов сгорания на окружающую среду. Кроме того, надо учитывать повышенную на 30–40 процентов стоимость РН с РДТТ по сравнению с РН с ЖРД и необходимость вложения значительных средств в развитие производственной, технологической и испытательной базы создания крупногабаритных РДТТ.
Использование крупноразмерных РДТТ в составе РН многократно рассматривалось в отечественных проектах, но учитывая вышеперечисленные факторы, по итогам сравнения альтернатив выбор неизменно делался в пользу ЖРД. Россия – лидер в разработке и производстве маршевых ЖРД, которые приобретают заказчики в том числе и из США. В проекте ФКП-2025 запланирована и отработка технологии создания стартового РДТТ с тягой примерно 100 тонн. Целесообразность использования РДТТ в перспективных РН, например в том же «Фениксе», будет определена позже, по результатам детального анализа.
В заключение: понятно, что проект ФКП-2025 можно продолжать совершенствовать, тем не менее в части развития средств выведения этот документ достаточно сбалансирован, он отражает реальное состояние дел и определяет перспективы развития данного направления отрасли до 2025 года с учетом установленных приоритетов космической деятельности и возможностей государства по ее финансированию.
Юрий Коптев,
председатель научно-технического совета Роскосмоса, доктор технических наук
Юрий Кузнецов,
доктор технических наук
Подробнее: Космос в открытом доступе | Еженедельник «Военно-промышленный курьер»

   8.08.0
Это сообщение редактировалось 25.08.2015 в 13:27
RU wstil #25.08.2015 12:14  @m-s Gelezniak#25.08.2015 11:12
+
-
edit
 

wstil

старожил

m.G.> Эту партянку нужно сохранить:
А под спойлер засунуть?
   40.040.0
RU m-s Gelezniak #25.08.2015 13:01  @wstil#25.08.2015 12:14
+
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

m.G.>> Эту партянку нужно сохранить:
wstil> А под спойлер засунуть?
Если не трудно, технологию этого.
   8.08.0
RU wstil #25.08.2015 13:03  @m-s Gelezniak#25.08.2015 13:01
+
-
edit
 

wstil

старожил

m.G.> Если не трудно, технологию этого.
Выделяете нужный текст, наживаете светло-коричневый смайл с очками под подмигивающим смайлом, дальше можете ввести текст с описанием спойлера, можете просто ОК нажать.
   40.040.0
RU U235 #25.08.2015 13:27  @m-s Gelezniak#24.08.2015 22:16
+
-
edit
 

U235

координатор
★★★★★
m.G.> Что остаётся - военка. Сто процентов ДМ-3, никакого Бриза.

С чего Вы это взяли, что Бриз отменят?
   40.040.0
RU m-s Gelezniak #25.08.2015 13:28  @wstil#25.08.2015 13:03
+
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

m.G.>> Если не трудно, технологию этого.
wstil> Выделяете нужный текст, наживаете светло-коричневый смайл с очками под подмигивающим смайлом, дальше можете ввести текст с описанием спойлера, можете просто ОК нажать.
Нехочет.
   8.08.0
RU wstil #25.08.2015 13:38  @m-s Gelezniak#25.08.2015 13:28
+
-
edit
 

wstil

старожил

m.G.> Нехочет.
См картинку
Прикреплённые файлы:
spoiler.png (скачать) [954x1003, 81 кБ]
 
 
   40.040.0
RU m-s Gelezniak #25.08.2015 16:12  @wstil#25.08.2015 13:38
+
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

wstil> См картинку
См пост выше. Три раза пробовал.
   8.08.0
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU m-s Gelezniak #26.08.2015 08:26
+
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

m-s_Gelezniak>
Володя, ты разговариваешь субъектом который готов за мизерную премию и (или) зарплату, угробить чью то жизнь или жизни.И там таких много. По сути это паразитизм. И самое поганое что он считает это нормальным. Есть чем (кем) прикрытся кого назначить крайним в жареном случае.
Просто контора жрёт и срёт. А то что на её уродце ничего путного кроме болванки не вывести, им пофиг.
   8.08.0
1 32 33 34 35 36 79

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru