Fakir> Ну тут есть такая точка зрения: "Да, есть у нас остатки на советских заделах - в основном атом, военка, местами космос - то, что не до конца развалилось в 90-х. С остальным всё гораздо хуже, в большинстве или умерло или умирает." ©
Помню Бу Андерсон попав на ВАЗ (причем замечу до того уже отработавший на ГАЗе несколько лет) тихо прифигел (дословно не помню, но по смыслу звучало так): "почему многолетнюю проблему протекающего уплотнения стекла никто не решал, пока не получили пинок от президента компании??"(тм).
это я к тому, что умерло в основном то, что оказалось неконкурентноспособно в условиях свободного выбора продукта потребителем (причем речь не о ТНП, где на потребление сильно влияет мода, реклама, дизайн и прочее - а об продукции тяжелой промышленности, где на потребление решающее влияние оказывают главным образом технико-экономические показатели продукта).
Например в РФ практически умерло производство строительных экскаваторов (движки древние, гидравлика у нас всегда была хреновой, наработка на отказ малая и т.п.), потому и оказалось что какой нибудь Хюндай (не говоря уж о старожилах рынка типа Катерпиллара) намного более выгоден строителям чем воронежский или ковровский пепелац. Причем даже цена тут не играет главной роли, потому как если посмотреть статистику импорта, то ввоз недешевых экскаваторов западных фирм в РФ на порядок превосходит ввоз дешевых китайский машин (в отличии от скажем от ввоза дерьмовых китайских самосвалов - тут все просто: если у вас на стройплощадке на вывозе грунта сломается 2 самосвала из десяти, то это всего лишь несколько снизит производительность - а если сломается 2 экскаватора, то это в большинстве случаев просто остановит стройку).
Но при всем при том, например в РФ уцелело производство карьерных экскаваторов (причем аргумент, что это мол от того, что сей продукт предназначен для успешных сырьевых отраслей не прокатывает, поскольку строят в постсоветское время у нас тоже до хрена и больше).
И тут кстати есть характерный момент - в Союзе была развита схема, когда рамках единой гос.экономики некий базовый (как правило ведущий во всех смыслах) завод разрабатывал новую машину, а ее тиражирование производилось на других, т.с. серийных заводах. По результатам новейших времен оказалось что базовые заводы (зачастую) выжили и работают - а так сказать продуценты загнулись.
Тот же Ижорский завод продолжает клепать карьерные экскаваторы, а построенный под тиражирование его машин Красноярский помер еще лет десять назад. Аналогично в плане производства атомного оборудования - Ижора реакторы делает, а "серийный" волгодонский Атоммаш хрен знает чем занимается (причем с точки зрения оборудования это новенький, с иголочки построенный в 1980-е гг завод - как и Крастяжмаш к слову, куда современнее чем на тот момент Ижора).
Аналогичный пример в тракторостроении: МТЗ энд владимирский и липецкие заводы.
Про производство оборудования для металлургии я уже писал как то:
… Тут вишь вопрос то в чем - а когда вообще Россия за всю свою историю была конкурентноспособна на мировом рынке по части промышленной продукции? Ответ прост и печален - да никогда. Если не брать в счет оружие (потому что цены на него и сам факт торговли этим видом товара имеют не экономическую, а политическую подоплеку - когда все экономические издержки компенсируются государственным карманом). В царские времена наш экспорт считай был сугубо сырьевой. Были кратковременные периоды например у…
// Россия
Ну что теперь плакать будем о судьбе того же красноярского завода? "Ну не шмогла, так не шмогла"(тм)