[image]

История российского/советского автопрома

 
1 21 22 23 24 25 50
+
+1
-
edit
 
+
-
edit
 
RU Серокой #14.09.2015 23:54  @Adamkus#14.09.2015 23:13
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Adamkus> http://content.foto.my.mail.ru/mail/karpenko_10n/-XX-/h-8672.jpg

ЗиМ может быть любого цвета, если этот цвет - чёрный. Почти ©. :)
   

Bod

координатор
★★★★☆
История одной ошибки. Конвеер ГАЗа, 1983



«Продвинутые» советские дизайнеры (в то время их должность именовалась «конструкторы по кузовам») предлагали сделать кузов автомобиля сигарообразным — такие обтекаемые формы как раз входили в моду на Западе, и у нас появлялся реальный шанс создать машину с самой современной внешностью.

Однако большинство конструкторов считало иначе. Мода — это хорошо, однако... нельзя отрывать «одежду» от ситуации, в которой она будет «носиться». «Волга» изначально проектировалась как автомобиль партаппарата. Кто видел руководителя, приезжающего на работу в супермодной куртке или джинсах? Строгий классический костюм — вот он, стиль VIP–персон, И новая «Волга» должна была стать тем классическим «костюмом», в котором человек чувствовал бы себя комфортно именно как руководитель. Поэтому мы предложили — и большинство нас поддержало — классический вариант кузова.

Подготовка производства шла своим чередом. Новая «Волга» будто сама просилась на конвейер — я не могу припомнить ни одной мало–мальски значимой проблемы, с которой мы столкнулись бы в тот период. Выдерживались все сроки, проверяющие нас работники министерств были вполне довольны ходом работ. Конечно, свою роль здесь сыграло и то, что у «ноль второй» была достаточно высокая степень унификации по узлам с 24–й «Волгой», но факт остается фактом — такой спокойной постановки на производстве я не припомню. В апреле 1982 года мы выпустили «в люди» первые образцы «Волги»–3102, с октября 1982–го конвейерная сборка пошла в полном объеме,

Очень хорошо помню тот день — 25 мая 1983 года. День, который стал одним из самых мрачных, самых тяжелых в моей жизни. Как в плохих романах, с утра ничто не предвещало ужасных событий. Рано утром, сделав зарядку и вдохнув ароматный майский воздух (мы с женой жили тогда на даче в Стригино), я отметил про себя — день будет жаркий.

Звонок из Москвы перечеркнул все. В тот жаркий майский день в столице у нашей новой, практически вылизанной перед постановкой на производство до последнего винтика «ноль второй» отказали тормоза. Выезд на встречную полосу, столкновение с идущим навстречу автомобилем... К счастью, все остались живы, но в машине ехал далеко не последний в партии человек. Я опустил трубку на рычаг.

Что случилось с машиной? Может быть, все–таки с тормозами все в порядке, и истинная причина аварии — пресловутый «человеческий фактор»? Мне было досадно, я сочувствовал попавшим в аварию людям, но не более. Спустя час из Москвы позвонили еще раз. Очередная авария с новой «Волгой» 3102. И снова — отказ тормозов. Вот здесь и почувствовал, что на нас, на всех нас, всех, кто работает на ГАЗе и выпускает красавицу — «Волгу», с неизбежностью грозовой тучи надвигается Беда. После третьего звонка я лишь спросил беззвучно: «Ну сколько? Сколько их будет еще?!»

Их было четыре. Четыре «Волги» ГАЗ–3102. Четыре аварии в одной Москве и один день. Четыре случая отказа тормозов.

Нам с Александром Дмитриевичем Просвирниным это грозило тюрьмой.

Вместе с Иваном Ивановичем Киселевым и Александром Дмитриевичем Просвирниным мы тут же вылетели в Москву. Не помню, просто не помню, что я чувствовал по дороге в столицу. Наверное, ничего. Опустошение — так, пожалуй, максимально точно можно охарактеризовать наше состояние. Но перед первым совещанием у министра во мне будто включился новый источник бесперебойного питания. Организм словно перестроился для работы в форс–мажорных обстоятельствах. А вот сердце Ивана Ивановича Киселева не выдержало. И врачи буквально заставили его лечь в больницу.

...Напряжение в кабинете министра было такое, что, кажется, чиркни спичкой — и раздастся взрыв.

— Ваши предложения?! — выкрикнул министр после более чем получасового потока: «Да как вы посмели?!», — Вами занимается генеральная прокуратура!». «Вы отдаете себе отчет в том, что происходит в стране?!»

Да, аварии с таким людьми — ЧП на всю страну. Мы прекрасно это осознавали. К счастью, ни одна авария не закончилась смертельным исходом, иначе, вполне возможно, мы с Просвирниным и кабинете министра уже не сидели бы.

— Остановить эксплуатацию «ноль вторых» «Волг» по всей стране, — наш ответ уже был продуман заранее.

Непростое это было решение. В то время по дорогам СССР ездило уже более четырехсот новых «Волг», причем, повторюсь, возили эти «Волги» далеко не самых последних людей в государстве. Но останавливать было надо. Отказ тормозов — дефект критический.

В принципе, отзыв партии автомобилей — явление для западного мира пусть и не заурядное, но довольно часто практикуемое. Думаю, нет ни одного крупного автомобильного концерна, который хоть раз за свою историю не объявлял: «Фирма отзывает партию автомобилей!» Потребители относятся к этому с пониманием: гораздо приятнее осознавать, что фирма заботится о твоей безопасности и предупреждает возможные поломки.

Для Советского Союза такая практика являлась (да и является для нас до сих пор) нонсенсом. Мы дали информацию в прессу, подключили органы ГАИ — они по своей базе «пробивали» владельцев «Волг», сообщали о том, что без заводского разрешении на эксплуатацию выводить машину из гаража запрещено.

Как мы пережили то время — сам не пойму. Не проходило и дня, чтобы мне не звонили разъяренные «первые лица» областей и городов:

— Разгильдяи, тунеядцы! — это были далеко не самые сильные ругательства и угрозы, которые приходилось выслушивать.

В ответ я лишь соглашался: «Да, допустили серьезную оплошность», — и уверял, что в ближайшее время бригада наших специалистов вылетит в регион и проверит стоящую в обкомовском гараже «Волгу». Я был не в том положении, чтобы спорить, объяснять, что причина отказа тормозов еще не выяснена и обвинять во всех бедах завод преждевременно... Тем более, что и партийных руководителей можно было понять. Совсем недавно получить в свое распоряжение новую машину и вдруг лишиться ее на неопределенный срок? Это никому не добавит положительных эмоций.

Впрочем, сами–то первые лица в большинстве своем оказывались людьми, умеющими выстраивать конструктивный диалог — с ними у меня редко возникали проблемы, а вот непосредственные исполнители — да, тут мне довелось выслушивать всякое. Мы с Александром Дмитриевичем Просвирниным облетели практически весь Союз. Где только не эксплуатировались наши «Волги» — от Сыктывкара до Туапсе, от Владивостока до Калининграда!

Параллельно с этим шла напряженная работа по выявлению причин отказа тормозов. На «Волгу» ГАЗ–3102 ставили тормозную систему фирмы «Гирлинг», закупленную по лицензии в Великобритании, причем изначально эта система приобреталась для нового «Москвича»–2141. Естественно, у доброй половины инженеров сразу же возникла версия о том, что тормоза, закупленные для «Москвича», не могут эффективно работать на «Волге» — масса не та. В автомобильных журналах, в газетах, инженеры из Москвы, Саратова, Тулы да со всего Союза нападали на ГАЗ, обвиняя его конструкторов и технологов в такой нелепой ошибке. Нам даже сложно было объяснять очевидные вещи: прежде чем утвердить каждый из узлов автомобиля, его тщательно проверяют на соответствие всем нагрузкам. Доказывать очевидное вообще сложно, а уж в состоянии паники, при общей нервозности и стремлении найти виновных как можно скорее…

В конце концов нам пришлось обратиться в «Гирлинг» с запросом дать свое заключение относительно возможности использования их тормозной системы на «Волге» ГАЗ–3102. Английские специалисты просчитали все нагрузки при различных условиях эксплуатации. «Для «Москвича»–2141 эта тормозная система несколько «переразмерна», — был вердикт производителей, а для «Волги» ГАЗ–3102 — идеально подходит».

Это было для нас пусть небольшим, но облегчением. Истерия в стране стояла такая, что я уже прикидывал, за какое время мы сможем найти другого поставщика тормозных систем, сколько уйдет на покупку лицензии, постановку на производство...

Не буду скрывать — в процессе тотальной проверки мы выявили на уже действующих машинах немало отклонений технического характера, были и небольшие конструкторские просчеты. По именно небольшие, малосущественные, из тех, что автовладельцы называют: «на тягу не влияет». Мы с невероятной для начала 1980–х оперативностью внедряли конструкторские и технологические усовершенствования в производство, но... опять все это было не то, не первопричиной отказа тормозов. И чем же все–таки дело?!

Как ни странно, я очень четко помню 25 мая — день, когда произошли четыре аварии. А вот день, когда мы выяснили причину поломок, стерся из памяти практически полностью. Какая в тот день стояла погода? Кто именно сообщил мне причину? Какой была первая реакция московских руководителей? — Не помню. Помню лишь свои ощущения — колоссальное, всепоглощающее чувство облегчения, мне даже сравнить его не с чем. Наверное, нечто подобное испытывал мифический Сизиф, закати он все–таки свой камень в гору.

Причиной отказа тормозов стало, как это нередко случалось в российской истории, банальное головотяпство.

На новой гидравлической системе тормозов «ноль второй» «Волги» применялась тормозная жидкость «Нева». Для барабанных тормозов ГАЗ–24 использовалась жидкость «БСК» с температурой кипения 90 градусов. Однако несмотря на выделенную в инструкции красным шрифтом надпись «Использовать тормозную жидкость «Нева», во многих гаражах в «Волги»–3102 заливали все ту же «БСК», что и в привычные всем «двадцать четвертые». Но гидравлические дисковые тормоза более термонапряженные, а уж если на улице стоит жара... Недаром аварии случились в первый по–настоящему жаркий день в году, 25 мая. Жидкость «БСК» закипела, образовалась паровая пробка, и педаль тормоза «провалилась». Ну до чего же, до чего простой была разгадка! Недаром в южных регионах России, где жара стояла похлеще московской, «Волги» вели себя идеально — там, прежде чем начать эксплуатацию, внимательно прочитали инструкцию.

Теперь проверки пошли целенаправленно. Мы выяснили, какую жидкость заливают в тормозную систему. Пресловутая «БСК» встречалась сплошь и рядом.

— А мы по привычке, — пожимали плечами механики или же и вовсе бросали:

— Да у нас и «Невы» то нет! Она ж на «Жигулях» используется — откуда в обкомовском гараже «Жигули»? А что, это так важно?

Важно. Очень важно.

Домой с Александром Дмитриевичем Просвирниным мы ехали из Москвы просто опустошенные. До конца обвинения с завода так и не сняли, упрекнули в том, что не слишком ярко в инструкции выделили необходимость заливать «Неву». Мы пообещали исправить — право, это была одна из самых легко исправляемых ошибок, какие только можно вообразить!

Просвирнину за эти два месяца пришлось столько пережить — не дай Бог никому. Хотя он верил, чувствовал, что разгадка лежит на поверхности, он, знающий «Волгу» как никто другой, ощущал, что с машиной все в порядке, что она не могла подвести...

Заехали в Стригино... Вот и дом, вот растущий рядом с ним куст сирени... Каждый год он цветет так пышно и источает такой сильный аромат...

Таня, а что, сирень в этом году еще не цвела? — поинтересовался я за ужином.

Уже отцвела! — ответила жена. — Неужели ты не заметил?

Я не заметил. Я действительно не заметил в тот год, как прямо у меня под окнами цвела моя любимая сирень.

Отрывок из книги: "Пугин, Н.А. 50 лет с Горьковским автомобильным: Воспоминания. Размышления."
 
   41.041.0
RU Серокой #06.10.2015 00:26
+
+2
-
edit
 
RU Barbarossa #06.10.2015 21:16  @Серокой#06.10.2015 00:26
+
-
edit
 

Barbarossa

Любитель тунисских тётков
★★★★
Серокой> МАЗ-7907
Серокой> https://img-fotki.yandex.ru/get/5013/.../0_128c5e_c370add9_XL.jpg

Это он речной трамвайчик Москва тащит?
   45.0.2454.10145.0.2454.101
RU Серокой #06.10.2015 21:18  @Jurgen BB#06.10.2015 21:16
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Barbarossa> Это он речной трамвайчик Москва тащит?

Что теплоходик, это видно, но какой...
   
+
+2
-
edit
 

ED

старожил
★★★☆
Barbarossa> Это он речной трамвайчик Москва тащит?

Да. Теплоход типа "Москва". Везли с реки Березина в озеро Нарочь.
   45.0.2454.10145.0.2454.101
RU Серокой #10.10.2015 14:57
+
+3
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Подробно про советский паромобиль:

Дело не в дизайне - Советский паровой автомобиль

Оригинал взят у masterok в Советский паровой автомобиль Уникальный грузовик, о котором пойдет речь, появился на свет в далеком 1949 г. Тогда еще были остры… // ru-steampunk.livejournal.com
 
   
+
0 (+2/-2)
-
edit
 

intoxicated

Mr. «Никогда»

>Выдерживались все сроки, проверяющие нас работники министерств были вполне довольны ходом работ. Конечно, свою роль здесь сыграло и то, что у «ноль второй» была достаточно высокая степень унификации по узлам с 24–й «Волгой», но факт остается фактом — такой спокойной постановки на производстве я не припомню
Иными словами - особо не напрягались, слепили очередную инкарнацию ГаЗ-24 и назвали ее "новой волги ГАЗ–3102". Ведь конкуренцию нет, зачем напрягатся, да и потом на очередных парт-собраниях будут выдавать всякий псевдоэкономический бред согласно линию партии и рапортовать о новых достижениях.
>На «Волгу» ГАЗ–3102 ставили тормозную систему фирмы «Гирлинг», закупленную по лицензии в Великобритании, причем изначально эта система приобреталась для нового «Москвича»–2141
Вот очередное доказательство об уровне кадрах в советском автопроме - что либо "мы инженеры, но работать не хочем", либо "мы вообще не можем выполнять свою работу потому что мы придурки" либо "я начальник, ты дурак".
>МАЗ-7907
Зачем потребовалось создавать в натуре этого uеbiща можно рассуждать, а вот "Главный конструктор шасси — автоконструктор Борис Львович Шапошник, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии" , ноу коммент.
   41.041.0
+
+3
-
edit
 
RU Серокой #26.10.2015 23:37
+
+1
-
edit
 
US Mishka #27.10.2015 01:36  @Серокой#26.10.2015 23:37
+
-
edit
 

Mishka

модератор
★★★
Серокой> http://ic.pics.livejournal.com/matsam/.../4367952/4367952_original.jpg
Интересно, а была какая-то причина грузить именно так автомобили (не все в одну сторону)?
   37.037.0
RU спокойный тип #27.10.2015 08:33  @Mishka#27.10.2015 01:36
+
+1
-
edit
 

спокойный тип
Спокойный_Тип

старожил
★★
Mishka> Интересно, а была какая-то причина грузить именно так автомобили (не все в одну сторону)?

предположу что бы водительская сторона наружу была
   41.041.0
+
-
edit
 

spam_test

аксакал

Mishka> причина грузить именно так автомобили (не все в одну сторону)?
А они на платформу своим ходом заезжали.
   33
+
+4
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Зил-130 с опытной стеклопластиковой кабиной:

Неизвестный ЗиЛ-130: пластмассовый грузовик

ЗиЛ-130 - один из самых массовых грузовиков СССР. Модель, выпускавшаяся почти четыре десятилетия, обросла массой модификаций, хотя не все они стали серийными. В их числе - созданный 45 лет назад уникальный грузовик с пластиковой кабиной // 5koleso.ru
 
Прикреплённые файлы:
 
   46.0.2490.8046.0.2490.80
RU Alex 129 #09.11.2015 21:12  @Alex 129#09.11.2015 21:05
+
+2
-
edit
 
RU Alex 129 #09.11.2015 21:14  @Alex 129#09.11.2015 21:12
+
+2
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
A.1.> Проработка вариантов кабины с интегральным оперением:
Прикреплённые файлы:
 
   46.0.2490.8046.0.2490.80

MoRa

аксакал
★☆
A.1.> Проработка вариантов кабины с интегральным оперением:

Жаль, не внедрили...
   30.0.1650.030.0.1650.0
RU Серокой #18.11.2015 01:25  @Alex 129#09.11.2015 21:05
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
A.1.> Зил-130
Краштесты сабжа со стандартной кабиной:

Как проводили краш-тесты советского грузовика ЗИЛ-130

Самый массовый советский грузовик ЗИЛ-130 не отличался высокой безопасностью, так как его слабым местом была кабина. В случае серьезной аварии у водителя и… // ihoraksjuta.livejournal.com
 


   
+
+2
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★


МАЗ-510 был создан в 1965-м году на базе серийного самосвала МАЗ-503. Основным отличием нового самосвала от стала одноместная кабина оригинальной конструкции. По замыслу конструкторов применение кабины должно было сократить затраты металла и стекла на изготовление автомобиля, но в процессе испытаний выяснилось что эта экономия съедается увеличившимся расходом топлива вследствие ухудшившейся аэродинамики, к тому значительно ухудшилась и эргономика кабины. Вышеупомянутые факторы привели к тому что работы над машиной были прекращены (притом ещё на стадии заводских испытаний).
 

"Эконом-вариант"

Опытный грузовой автомобиль-самосвал МАЗ-510 МАЗ-510 был создан в 1965-м году на базе серийного самосвала МАЗ-503. Основным отличием нового самосвала от стала… // 477768.livejournal.com
 

Характерный пример удаления гланд через задницу борьбы со следствиями, а не причинами.
На самом деле упомянутая выше аэродинамика, расход топлива и пр. - это все фуфло. Истинная причина заключалась в том, что пришлось бы делать два комплекта штамповой оснастки и организовывать параллельную сборку двух совершенно разных по конструкции кабин (от производства "обычной" кабины отказаться то было нельзя) - и затраты на это, думаю на порядки, перекрывали "экономию" на паре-тройке квадратных метров листового железа с одной кабины.
Заводские конструкторы и технологи наверняка поняли это еще на этапе предварительного обсуждения идеи, но... поскольку это жужу было неспроста - например пришла с главка или министерства очередная мудрая указивка о снижение металлоемкости в соответствии с решениями очередного сьезда и тыды и тыпы, не отреагировать на такое было нельзя, т.е. нужно было включить по сабжу какие то пункты в план оргтехмероприятий - ну вот скрепя сердце (и понимая чем все это закончится) эту затею и включили, затем тихо убив ее еще на ранних этапах. Чего еще надо - указивку выполнили, пункт в плане ОТМ закрыли (отрицательный результат тоже результат не только в науке...)))), премию получили.
   47.0.2526.11147.0.2526.111

MoRa

аксакал
★☆

Автосборочное

Серия фотографий, сделанных в сборочных цехах Московского автомобильного завода имени Ленинского Комсомола (АЗЛК), занимавшегося выпуском легковых автомобилей… // 477768.livejournal.com
 

"Перспективная модель"

Опытный легковой автомобиль АЗЛК 3-5-5 Автомобиль был создан в 1972-м году конструкторами Московского автомобильного завода малолитражных автомобилей имени… // 477768.livejournal.com
 

Креатив от самоделкиных

Самодельный автомобиль, изготовленный умельцами на аэродроме Сафоново-1; ~ 1960-е годы // 477768.livejournal.com
 
   30.0.1650.030.0.1650.0
LT Memelender #06.02.2016 15:42
+
-
edit
 

Memelender

опытный
☆★
Сообщение было перенесено из темы Автоюмор.
Если вы хотите продать Ваш "Запорожец" вдвое дороже, наполните бак подзавязку,желательно 95-м...))
Прикреплённые файлы:
..._orig.jpg (скачать) [1200x869, 249 кБ]
 
_orig7.jpg (скачать) [1400x825, 187 кБ]
 
 
   
Это сообщение редактировалось 11.02.2016 в 15:04
+
-
edit
 

MoRa

аксакал
★☆
Memelender> Если вы хотите продать Ваш "Запорожец"...

Это лучше бы в топик про советский автопром, ПМСМ.
   30.0.1650.030.0.1650.0
1 21 22 23 24 25 50

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru