Реклама Google — средство выживания форумов :)
Российские власти поначалу вели себя довольно гибко, что приносило плоды. Первый генерал-губернатор Туркестана Константин Кауфман демонстрировал уважительное отношение к местной религии и культуре, использовал Коран в своих выступлениях. Для мусульманского населения был сохранен традиционный суд биев (по адату, то есть по обычаям) и казиев (по шариату, то есть по Корану), в религиозную жизнь русские тоже поначалу не вмешивались. При этом жители Туркестана были довольны борьбой «нового начальства» с бандитизмом и работорговлей, относительным уменьшением налогов, от чего они очень страдали при диких средневековых ханах.
Продвинутые слои населения постепенно европеизировались, интегрировались в российское общество, чему способствовало развитие светского образования, появление первых шахт и нефтепромыслов, заводов и фабрик, железных дорог. Росла сама численность среднеазиатских народов. Правда, нередко «европеизация» давала побочные эффекты. Газета «Семиреченские ведомости» в №68 от 24 июля 1907 года писала: «Киргизы успешно воспринимают цивилизацию, хотя и с другого конца. С каждым годом увеличивается на ярмарке число молодых киргизок, состоящих при банях, или же вольно практикующих. Совсем, как на Макарьевской ярмарке».
Но на рубеже веков часто сменявшиеся преемники Кауфмана наделали много глупостей. Например, введение оскорбительного для «туземцев» требования снимать головной убор перед российскими должностными лицами или разделение салона ташкентских трамваев на места «только для белых» и «для черных». Было ликвидировано духовное управление мусульман и долго не разрешалось проводить их съезды — все религиозно-административные дела русские губернаторы взяли в свои руки, периодически запрещался даже хадж в Мекку.
Царские чиновники почему-то усматривали в туркестанских крестьянах и рабочих материал более покорный, чем русские рабочие и крестьяне, так сказать, «даровой», которым можно было распоряжаться как угодно, не боясь их ропота и недовольства. А если даже такое недовольство возникало, ферганский военный губернатор Александр Гиппиус грозил, что «будут строго наказываться военно-полевым судом не только лица, учиняющие беспорядки, но и весь кишлак (селение) или общество, к которому относятся эти лица; что в случае неоказания содействия со стороны населения в изловлении зачинщиков, будут даже медресе и мечети сравнены с землей»
Подвластные платили князьям ясак по кабардинскому обычаю
: «Я с радостью приму смерть ради миллионов, которых великая христианская республика лишила всех прав».