Wyvern-2> P.S. Не знаю правда ли, но читал, что сегодня (именно что последние лет 20) морская прокладка стала ДЕШЕВЛЕ наземной...
Сама прокладка - возможно. Не надо отчуждать земли для трассы (особенно это актуально в Европе), для чего их приходится иногда элементарно выкупать у собственника.
Но тут другие факторы играют. Обычная труба для подземного МГ - 1020-1220х12 мм, иногда 14, редко 17мм., рассчитанная на максимальное рабочее давление 8,0-9,5 мПа. И трубы берут какие попало (отечественные, то-есть). Для подводных применяется труба с толщиной стенки 39мм (после КС), рассчитанная на рабочее давление 22,5 мПа(!), с постепенным утонением ( в соответствии с диаграммой падения давления) до 22 мм к другому концу. И исключительно "Сумитомо" или "Ниппон Стил" (это у нас). В крайнем случае - наша челябинская "Высота 359(?)", это где в прокатном пальмы в кадках и персонал весь в белом. Слишком велика цена заводского дефекта в случае подводной прокладки. Естественно, такие трубы в разы дороже ходовой тагильской трубы 1220х12-14мм.
P.S. Кстати, встал вопрос периодического обследования "Северного Потока" с помощью подводных аппаратов: определять размывы, провисы, заносы и т.п. Для этого "ГазпромТрансГаз" запустил НИОКР в концерне "Гидроприбор - Подводное оружие России" на сумму 220 млн. руб. Ну, Агеев им и выкатил результаты НИОКРа в виде чертежей, на которых была изображена торпеда 533мм (а что же еще "Гидроприбор" мог?), слегка адаптированная для этих целей: видеокамера, обрезок АКБ для хода 4 узл, магнитометр-трассоискатель, профилемер, автокурс и автоглубина. Масса-1,5 тонны. Длина 7,0 м. Мы тоже в этом "поучаствовали".
Люгай увидел - чертежи разорвал. И купил пару AUV "Gavian" (Исландия, вроде) 120 мм диам, 1,5 м длиной, масса 70 кГ, по цене 200 тыс. ойро за штуку со всей периферией.
Вот типа такого. А для "импортозамещения" заклеили "Gavian" большим стикером "Океанприбор" и показали в новостях. Сам видел.