[image]

Причины смертности на флоте парусных времён

 
NO Штуша-Кутуша #26.04.2016 21:19
+
-
edit
 
Есть поговорка на флоте " Раньше корабли были деревянные, а моряки железные. Теперь корабли железные, а моряки деревянные".
Основной причиной смертности на флоте в эпоху "железных моряков" однозначно были болезни. Потом несчастные случаи. Затем уже война и поножовщина всех видов.
Нормы и обычаи личной гигиены и санитарные правила более менее оформились и главное получили возможность воплотиться, только с индустриальной революцией конца 19-ого века - появление достаточного количества пресной воды на борту и возможности расселить моряков (эпоха пара и железные суда, т.е. тоннаж), антибиотиков и прочих сильных медпрепаратов. Даже потом смертность моряков всё же была неприлично высокой. Последнюю причину, убивающую моряков, более менее забороли совсем недавно - деньги. Теперь судовладельцу смерть моряка, несчастный случай, серьезная болезнь, обходятся очень дорого. Вот это уже здорово повлияло на условия выживания моряка.
Сам я лично жил в кубрике на 20+ человек парусник "Седов" 1989 и в кубрике на 12 человек "Айцинаюмс" БМРТ (рыбак) 1990. Это еще кадетом. Душ и помывка раз в неделю или 10 дней. Наличие в кубрике грязнули может спровоцировать насилие. Даже на современном судне, если моряк без понятия гигиены, к примеру с островов на Филиппинах, то можно устроить большие проблемы, вот взять и помыть кружки для кофе той же тряпкой что и мыл туалет перед этим и это вполне нормально для него, без злого умысла - туалет чистый и кружка чистый.(улыбаемся и не понимаем почему ругают. Кстати, у меня всегда с собой личная кружка на борту судна и много крема для рук, т.к. мою руки с мылом раз 10+ в день, а может и болшье, кожа пересыхает.)
Об условиях жизни раньше на судах ходят неприятные истории. Даже тот растиражированный в литературе и кино эпизод, что "вербовали" матросов на борт через кабак до бессознательного состояния - Ну, как протрезвел ! Поздравляем ! Теперь ты моряк ! :)
ПС.. и да. Пожрать !! Пожрать это критически ВАЖНО ! :D Особенно после того как спиртное абсолютно запретили на боту судна. Это конечно так же очень хорошо для выживаемости, но я не согласен :D
   46.0.2486.046.0.2486.0
LT Bredonosec #26.04.2016 21:39  @V.Stepan#26.04.2016 20:09
+
-
edit
 
V.Stepan> Разве?
хм.. походу прогнал я. Пардон (
Странно. погуглив, прочел, что мол даже увеличивается.. А точно помню, что о чем-то вроде капусты читал такое.
Что мол принято считать за источник витаминов, а на деле их там 2% остается..
   26.026.0
+
-
edit
 

Oleg_Oleg

аксакал

Lot-2> 14 04.1854г. вышел из Кальяо, 19.06.1854.г пришёл в Петропавловск .
Lot-2> Во время перехода Кальяо-Петропавловск умерло 13 человек, позже в госпитале Петропавловска ещё 19.
Lot-2> Все переходы совершены без промежуточных заходов в порты.
Сравнивать начало и середину 19-го века несколько не корректно,если не ошибаюсь нельсон свое знаменитое сражение выиграл благодаря эпидемии на испанской эскадре причем стоявшей в порту.

Lot-2> Дрова нужны только для камбуза.
Само собой,но они нужны.читал что совсем не единичны бывали случаи кода на кораблях в топку даже части рангоута уходили.
Lot-2> Если нужно, то таких примеров могу накидать от души.
С этим разьве проблема?
   1616
RU Виктор Банев #27.04.2016 19:34  @Штуша-Кутуша#26.04.2016 21:19
+
-
edit
 
Штуша-Кутуша> Сам я лично жил в кубрике на 20+
А я жил в кубаре на 45 чел. БПК пр 61м.
Помывка практически холодной водой, раз в неделю. По ночам бегали в офицерский душ, где была горячая.

Штуша-Кутуша> ПС.. и да. Пожрать !! Пожрать это критически ВАЖНО ! :D Особенно после того как спиртное абсолютно запретили на боту судна. Это конечно так же очень хорошо для выживаемости, но я не согласен :D
Норма "чарка рома" была вполне обоснована - позволяла избегать многих кишечных инфекций.
   45.045.0
RU АМГ1963 #27.04.2016 20:06  @Виктор Банев#27.04.2016 19:34
+
-
edit
 

АМГ1963

Der russische Übermensch
★★
Штуша-Кутуша>> Сам я лично жил в кубрике на 20+
В.Б.> А я жил в кубаре на 45 чел. БПК пр 61м.
Количество проживающих, не говорит о качестве комфорта. ;) У нас (Питер пр. 1134Б) был нештатный кубрик на 6 человек, оборудованный на месте бывшего поста КНС "Цикада". Вертикальный трап вдоль кабель-трасс. У входа слева рундук, справа лагун. Вдоль переборки две трехярусные койки. Верхняя - едва не упирается в трубы вентиляции. Напротив коек - столешница, укрепленная на крыше вентиляшки ракетного погреба. Сам погреб внизу под кубриком. В кубрике только ночевали, да годки отдыхали в адмиральский час. Питание было хорошим. Но - в крупе могли попасться жучки. А однажды старшина бака нашел червя в свежеиспеченном хлебе.
Через пару лет после ДМБ в ресторане "Челюскин" обмывали с коллегами-матросами возвращение из рыбацкого рейса. Надо же было, за соседним столиком отдыхали флотские офицеры. Накушамшись, вспомнил я тот хлебушек, и с воплями про "Потемкин" стал приставать к соседям. Перевернутый стол помню, дальше очнулся в каюте на плавбазе, вместо траулера. Рожа была целая. :D
   50.0.2661.7550.0.2661.75
+
-
edit
 

Lot-2

аксакал
★★★
O.O.> Сравнивать начало и середину 19-го века несколько не корректно,
Тема наша называется "Причины смертности на флоте парусных времён", так что всё корректно.
Но если вы настаиваете, пожалуйста.
Во время Первого русского кругосветного путешествия корабль "Нева" от Кантона до Портсмута без промежуточных заходов в порты прошёл за 140 дней, это 1806г.
И примеров таких множество. Почитайте что-нибудь на эту тему.

O.O.>если не ошибаюсь нельсон свое знаменитое сражение выиграл благодаря эпидемии на испанской эскадре причем стоявшей в порту.
Ошибаетесь и даже очень.

O.O.>читал что совсем не единичны бывали случаи кода на кораблях в топку даже части рангоута уходили.
Если вы имеете в виду топку "Сириуса", то это пароход и там было дело принципа - пересечь Атлантику используя только машину.

Вообще-то мы ведём разговор о парусных кораблях и дров для камбуза на этих кораблях всегда было достаточно.
   49.0.2623.11249.0.2623.112
+
-
edit
 

АМГ1963

Der russische Übermensch
★★
Lot-2> Вообще-то мы ведём разговор о парусных кораблях и дров для камбуза на этих кораблях всегда было достаточно.
Корабельный мастер С.И. Афанасьев 15.12.1788 г. о кораблях петербургской постройки:
"тех кораблей в конструкции наблюдают пространство для вмещения груза на случай похода в дальний вояж, подводные части для пространственного интрюма делаются полные и вмещают шести или восьмимесячный провиант равно и прочие припасы в довольном количестве."
Прикреплённые файлы:
 
   50.0.2661.7550.0.2661.75
Это сообщение редактировалось 27.04.2016 в 20:31
RU Клапауций #27.04.2016 21:10
+
-
edit
 

Клапауций

координатор
★★☆
Просто цифры
"Энсон по выходу из Англии имел 1854 человека экипажа. Назад вернулось только 188 человек. Заболело цингой 1415 человек. 997 человек умерло."

Это из Georg'a Rooke, у него в последнее время как раз несколько постов выложено, посвященных цинге.
   
RU Lot-2 #27.04.2016 22:18  @Клапауций#27.04.2016 21:10
+
-
edit
 

Lot-2

аксакал
★★★
Клапауций> "Энсон по выходу из Англии имел 1854 человека экипажа. Назад вернулось только 188 человек. Заболело цингой 1415 человек. 997 человек умерло."
Какой из этих "Энсонов"? Численнось экипажа не реальная.

HMS Anson — Википедия

Семь кораблей Королевского флота назывались HMS Anson, в честь адмирала Джорджа Ансона: // ru.wikipedia.org
 

Клапауций> Это из Georg'a Rooke,
Извиняюсь, но я не доверяю этому автору, увы. :(
Человек, пишущий про парусный флот, не знает устройства парусного корабля.
Это нонсенс.
Нужны доказательства? Не проблема...
Поэтому уже давно его не читаю.

Да, как-то разбирали его здесь на форуме.
   49.0.2623.11249.0.2623.112
+
+2
-
edit
 

excorporal

координатор
★★☆
Клапауций>> "Энсон по выходу из Англии имел 1854 человека экипажа. Назад вернулось только 188 человек. Заболело цингой 1415 человек. 997 человек умерло."
Lot-2> Какой из этих "Энсонов"? Численнось экипажа не реальная.
Очевидно, не "Энсон", а Anson. :)

Ансон, Джордж — Википедия

23 апреля 1697(1697-04-23) Англия, графство Стаффордшир 6 июня 1762(1762-06-06) (65 лет) Хартфордшир, Англия, Королевство Великобритания Англия Королевский военно-морской флот Великобритании 1712-1762 Адмирал Первая битва при мысе Финистерре (1747) Джордж Энсон, 1-й барон Энсон (англ. George Anson, 1st Baron Anson; 23 апреля 1697(16970423) — 6 июня 1762) — британский адмирал, знаменитый своим кругосветным плаванием. Джордж Энсон поступил на флот в феврале 1712 года в пятнадцатилетнем возрасте, уже в 1716 году в девятнадцать лет получил звание лейтенанта, а через два года получил звание пост-капитана. // Дальше — ru.wikipedia.org
 
   49.0.2623.11249.0.2623.112
+
-
edit
 

Lot-2

аксакал
★★★
excorporal> Очевидно, не "Энсон", а Anson. :)
Спасибо. Теперь картина ясна.
У нас немного эпоха другая, 19 век.
Энсон - это 17 век, 4 года плавания на 6 кораблях.
А почему тогда не вспомнить Васко да Гаму, Магелана, да и много кого?
   49.0.2623.11249.0.2623.112
+
+2
-
edit
 

Lot-2

аксакал
★★★
АМГ1963> Накушамшись, вспомнил я тот хлебушек...
   49.0.2623.11249.0.2623.112
+
-
edit
 

Oleg_Oleg

аксакал

O.O.>>если не ошибаюсь нельсон свое знаменитое сражение выиграл благодаря эпидемии на испанской эскадре причем стоявшей в порту.
Lot-2> Ошибаетесь и даже очень.
Эпидемии не было?
   1616
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Lot-2>> Сравните "экологически-чистый" фрегат середины 19в., который ежедневно драют с ДПЛ.
O.O.> И воду мощно приправленую известью,кстати говоря до серебряной монеты в бочке с водой именно англы додумались...

Вроде если верить литературе, где часто упоминается затхлая, "гнилая" вода в мало-мальски долгих плаваниях - вода портилась достаточно быстро.
В эффективность серебряной монеты на бочку верится слабо.

Кстати, на русском флоте (и в армии) с конца XVIII века использовали древесный уголь для длительного хранения воды.

Lot-2>> В начале 80-х на пр.613 отпуск воды из расчёта 2л в день на человека, сюда входило приготовление пищи, помывка, утоление жажды и пр.

Однако качество воды скорее всего было выше. Наверняка как минимум её кипятили - что для времён парусного флота до самого открытия микробов было непривычной идеей. Уже минус куча инфекций.
   28.028.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Lot-2> Мы сравниваем свежий воздух с электрохимической регенерацией воздуха?
Lot-2> Мне кажется, что такое сравнение неуместно.

Ну да, действительно как-то натянуто выглядит сравнение. Многомесячные парусные плавания против сколько там в типичной автономке на ДПЛ? И какова доля времени в походе? Сколько в год подводник проводит временив походе?

Плюс НЯП подводники в т.ч. на ДЭПЛ в современном флоте считаются "в горячем цеху", с соотв. нормами по питанию-медобслуживанию и пр.
Поэтому совокупность условий - явно несравнима и вряд ли в пользу "экологически чистого парусного фрегата".
   28.028.0
+
-
edit
 

Oleg_Oleg

аксакал

Fakir> В эффективность серебряной монеты на бочку верится слабо.
А зря,Бактериостатические свойства серебра известны с древности. 2500 лет назад персидский царь Кир в своих военных походах использовал серебряные сосуды для хранения воды. Покрытие поверхностных ран серебряными пластинами практиковалось ещё в древнем Египте. Очистку больших количеств воды, основанную на бактерицидном действии серебра, особенно удобно производить электрохимическим путём
Fakir> Кстати, на русском флоте (и в армии) с конца XVIII века использовали древесный уголь для длительного хранения воды.
Не слышал,а активировать уголь тогда вряд ли догадывались :) а без этого он просто уголь для печки ;)
Fakir> Lot-2>> В начале 80-х на пр.613 отпуск воды из расчёта 2л в день на человека, сюда входило приготовление пищи, помывка, утоление жажды и пр.
Fakir> Однако качество воды скорее всего было выше. Наверняка как минимум её кипятили - что для времён парусного флота до самого открытия микробов было непривычной идеей. Уже минус куча инфекций.
В 2 литра входит только пищевое потребление,если в день потреблять меньше,наступит обезвоживание организма.А насчет качества -так однозначно выше
   1616
+
+2
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir>> В эффективность серебряной монеты на бочку верится слабо.
O.O.> А зря,Бактериостатические свойства серебра известны с древности.

Речь не о бактерицидных свойствах ионов серебра вообще. А об эффективности конкретно одной луковицы на ведро воды одной монеты на бочку. Эффективно использовать серебро для длительного хранения воды не так просто - вот на орбитальных станциях используют, но довольно хитрыми способами.


Fakir>> Кстати, на русском флоте (и в армии) с конца XVIII века использовали древесный уголь для длительного хранения воды.
O.O.> Не слышал,а активировать уголь тогда вряд ли догадывались :) а без этого он просто уголь для печки ;)

Русский химик, петербургский аптекарь, впоследствии академик, впоследствии забытый Товий Ловиц.

"...работа Товия Ловица «Указание нового способа сделать годной для питья воду во время морских путешествий» сразу же нашла практическое применение: питьевую воду на кораблях стали хранить в деревянных бочках со слоем угля и она месяцами не загнивала." - это где-то 1780-е

"С точностью до дня (5 июня 1785 г.) датируется обнаружение им адсорбции (поглощения) из растворов веществ древесным углем. Ловиц применял древесный уголь для очистки самых различных продуктов (лекарств, питьевой воды, хлебной водки, меда и других сахаристых веществ, селитры и т.п.). Практический эффект был настолько велик, что имя автора открытия стало широко известно за рубежом, а Петербургская академия наук в 1787 г. избрала Ловица членом-корреспондентом (действительным членом он стал в 1793 г.)."
 



Товий Ловиц (1757-1804)

...Ловиц поспешил эту версию проверить. Взял новый раствор кислоты, насыпал в него угольного порошка, прокипятил в таком огне, в котором вещество должно было безнадежно потемнеть. А кристаллы все равно получил чистейшие.
Тут у него не осталось ни малейших сомнений: уголь, представляющий собой почти чистый флогистон, жадно впитывает в себя и» тот флогистон, которым богаты бурые, смолистые продукты разложения винной кислоты.
Объяснять все и вся злоключениями флогистона — мифической субстанции с отрицательным весом, придающей веществам горючесть, цвет и запах, — было тогда общепринято. Дело происходило в 1785 году, и хотя во Франции Лавуазье уже начал мутить воду всякими вредными фактами, вестн о них до Петербурга еще не докатились, и здесь эта теория работала не хуже других. Во всяком случае, в соответствии с ее предсказаниями Ловицу удалось столь же успешно очистить углем многие вещества, применявшиеся в аптекарском деле: уксуснокислым калий, камфору, масло оленьего рога, ялапповую смолу и прочие.
Заурядный аптекарь был бы на верху блаженства, свое изобретение, пожалуй, сделал бы тайной и кормился бы им до конца дней своих. Но не таков был тихий Товий Егорович, ибо сидел в нем неуемный бес любознательности. И Ловиц принялся выяснять, какую еще пользу может принести уголь-очиститель.
Оказалось — важнейшую.
Оказалось, что селитру, из которой делался порох — основной стратегический продукт того времени, — с помощью прокаленного угля и квасцов можно довести до высшей очистки одной кристаллизацией вместо трех.

И что другой стратегический продукт — питьевую воду — можно хранить в деревянных бочках месяцами и годами, ибо она не загниет, если в бочку на 1/6 высоты насыпать угля. Это открытие тоже сразу нашло применение на кораблях и в действующей армии: оно было сделано в 1791 году — бои с турками шли в низовьях Дуная, где во многих местах вода для питья непригодна.

И еще прежде того Ловиц добился успеха в очистке «хлебного вина», производство которого издавна было видной отраслью российской промышленности. Уголь здесь буквально творил чудеса: зловредные сивушные масла, нз-за которых водку еще при Иване Грозном называли «зелено внно», истреблялись добавлением углей куда надежнее, чем даже многократной перегонкой.
И еше уголь оказался пригоден для отбеливания сахара, для чистки зубов, для присыпания ран и для многого другого


Труды Ловица тоже не остались незамеченными. В 1787 году он стал провизором, гг спустя несколько месяцев — и главным аптекарем Главной аптеки.

Умер Ловиц в 1804, в возрасте 47 лет, несколько лет перед тем сильно болел и уже активно не работал.
 


© В.Полищук, "Мастеровые науки" ("Химия и жизнь")
   56.056.0
+
-1
-
edit
 

U235

координатор
★★★★★
В причинах смертности на флоте долгое время, вплоть до 19ого века с приличным отрывом лидировала цинга. Причем ввиду того, что причину цинги никак не могли установить, то под нее много чего списывали. Та же упомянутая "гнилая вода" - это скорее всего значительной частью та же цинга, т.к. такую воду тоже считали причиной этого заболевания.
   2323
RU U235 #11.04.2023 07:06  @Виктор Банев#27.04.2016 19:34
+
-
edit
 

U235

координатор
★★★★★
В.Б.> Норма "чарка рома" была вполне обоснована - позволяла избегать многих кишечных инфекций.

А когда додумались до грога, то есть до разбодяженного водой и лимонным либо лаймовым соком рома, то стало помогать еще и от цинги. А так - попробуй еще заставь моряков эти противные лимоны кушать :) Примерно похожим способом и джин с тоником был изобретен :)
   2323
RU Виктор Банев #11.04.2023 10:24  @U235#11.04.2023 07:06
+
-
edit
 
U235> А когда додумались до грога, то есть до разбодяженного водой и лимонным либо лаймовым соком рома, то стало помогать еще и от цинги. А так - попробуй еще заставь моряков эти противные лимоны кушать :) Примерно похожим способом и джин с тоником был изобретен :)
Я всегда подозревал, что "спиртное в малых дозах полезно в любом количестве!" ;)
   2323
Последние действия над темой

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru