Основное назначение охранных приспособлений — обеспечить безопасный проход поезда в случае схода с рельсов колесной пары или тележки на мосту или на подходах к нему. С этой целью внутри рельсовой колеи укладывается у каждого путевого рельса сплошная линия зашиты из контруголков (контррельсов). Такие охранные приспособления применяют на мостовом полотне с ездой на балласте (сл. 4.82), а также со сплошным безбалластным полотном из железобетонных плит (сл. 4.84). Контруголки (контррельсы) ограничивают боковые смещения подвижного состава, сошедшего с рельсов на мосту или на подходах к нему, предотвращая падение и опрокидывание экипажей, сошедших с рельсов. Очертание габарита С обеспечивает безопасный пропуск поезда при наибольшем отклонении сошедшего вагона в сторону до 400—450 мм.
На мостах с безбалластным полотном из поперечин (деревянных, железобетонных или металлических) сход колес с рельсов опасен также последствиями, связанными с возможностью раздвижки поперечин и провала колес между ними. Поэтому на таких мостах в качестве второй линии защиты применяются охранные (противоугонные) уголки или брусья (сл. 4.83), укладываемые снаружи путевых рельсов и предотвращающие продольные смещения мостовых поперечин сошедшим колесом в сторону движения.
Охранные приспособления внутри рельсовой колеи (контруголки или контррельсы длиной не менее чем по 6 м), а также снаружи колеи (противоугонные или охранные уголки, брусья) укладывают на всей протяженности мостов. При этом контруголки (контррельсы) протягивают внутри каждой колеи до задней грани устоев и далее их концы на протяжении не менее 10 м сводят "челноком" (сл. 4.85), заканчивающимся металлическим башмаком специальной конструкции.
Наиболее важные элементы контррельсов (контруголков) — это вводящие устройства — "челноки". Они в первую очередь воспринимают удар сошедшей колесной пары и принудительно отклоняют ее в желоб между рельсами и контррельсами (контруголками).
"Челноки" укладываются на деревянных или железобетонных шпалах мостового типа. Конструктивные особенности мостовых шпал вызваны необходимостью прикрепления к ним контруголков в пределах моста и уголков "челнока" за устоями моста (см. сл. 4.85). Для этой цели верхняя постель шпалы устраивается горизонтальной, что дает возможность уложить контруголки и "челнок" в одной плоскости. Прикрепление контруголков и уголков "челнока" к шпалам осуществляется с помощью путевых шурупов, которые завинчиваются в пропитанные буковые дюбели или закладные шайбы, заделанные в шпалы при их изготовлении.
Пассажирский поезд следует через "Чертов мост" на БАМе, 1980–е годы, СССР
снаружи рельсовой колеи на расстоянии 215 мм от крайнего рельса устанавливают охранные рельсы. Требуется это для препятствования развороту перпендикулярно колее и падению с моста вагона, сошедшего с рельсов.