1 мая 1940 года девять вагонов типа «ха», составленные в три трёхвагонных поезда, открыли в Кемерове работу трамвайного маршрута №1, на тот момент единственного. Вскоре грянула Великая Отечественная война, и коллектив Кемеровского трампарка очень скоро стал практически полностью женским – мужчины ушли на фронт. Даже само здание и площадку трампарка отдали для размещения эвакуированного из Харькова завода по производству электромоторов.
Тем, кто обеспечивал бесперебойную работу кемеровских трамваев в военное лихолетье, приходилось неимоверно трудно.
«В этих первенцах советского трамваестроения не предусматривалось ни отопительных приборов, ни стеклоочистителей, - рассказывал в своём выступлении на церемонии открытия памятника старейший работник АО «КЭТК», мастер производственного обучения трамвайного депо Александр Леонтьевич Цыганий. - Не было даже водительских сидений, поскольку кабина вагоновожатой не была отгорожена от посадочной площадки. Управлять трамваем серии «ха» нужно было стоя, а набивались вагоны, как правило, битком, так, что водителю приходилось буквально тесниться.»
Несмотря на тяжелейшие условия, коллектив кемеровского трамвая, состоявший практически полностью из женщин, не прекращал работу на линии ни на один день и даже в военные годы сохранил в рабочем состоянии все девять вагонов. Наши трамваи возили не только пассажиров, но и грузы между цехами оборонных заводов, расположенными на разных площадках, и раненых со старого вокзала к эвакогоспиталям в центре Кемерова.