m-dva> Вот тут надо как-то договорится.
m-dva> А то выходит, что 150 тыс Батыева войска,+ бабами с детьми за пол года могут прошвырнутся от Китая до Киева.
m-dva> Что орава варягов в 50 тыс человек может за пару месяцев метнуться по Днепру и Черному морю до Константинополя, прибить там щит, претрахать всех монашек и вернуться назад в Киев.
m-dva> А вот как дело доходит до торговли, ну никак не выйдет отправить несколько десятков тысяч рабов в Стамбул,- как бабка пошептала, хехе!
Опять бредишь. Воинов не надо сторожить. Они сами идут. Ну и еду они могут банально у крестьян отобрать, обчистив все деревни по пути подчистую. По крайней мере монголо-татары так и поступали. Плюс они никогда не совершали переходов всей толпой, исповедуя принцип "идти порознь, бить вместе". Они выдвигались к месту сражений по частям, параллельными путями, чтоб не создавать слишком большой нагрузки на кормовую базу, и только перед битвой с противником соединялись вместе. И да: никаких баб с детьми при татарском войске не было. Это не те кочевые племена, которые на Русь традиционно из соседних степей набегали, и не господа-рыцари. Это регулярное войско, где не было ничего лишнего, чего не было бы нужно для боя. Они даже шлюх с собой не таскали, обходясь местными девками, которых потом или убивали или выгоняли.
А с рабами на самообеспечении не вытянешь. Им все обеспечить надо. Да еще и охранять, чтоб не разбежались.
m-dva> Недостачу забирала Орда сухопутным путем,- по современным оценкам по 30-40 тыс чл в год.
По твоим? Так у тебя бред на бреде. Источники в студию. Ну и сухопутным путем при тогдашних технологиях прогнать невольников из-под Москвы в Стамбул не заморив их всех по пути малореально.
Опять же: такие объемы работорговли должны оставить множество следов: материальные, литературные, юридические. Где следы содержания большого количества невольников и инфраструктуры по их транспортировки? Тюрьмы, накопители и пересылки? Кандалы? Транспортные средства для перевозки рабов? В России и тюрем то долгое время толком не было, только остроги, где преступники недолгое время суда ожидали. А дальше - или штраф, или телесное наказание, или казнь. В России долгое время почти не наказывали за преступление неволей, ибо невольников девать некуда были и кормить их никто не хотел. Каторга толком появилась только после того, как Сибирь реально осваивать начали, да промышленность на Урале строить. До того невольников-гребцов на Волгу много не требовалось.
Теперь юридический след. Если на Руси существовала массовая работорговля, то значит это должно быть соответствующим образом отражено в законах. Должны же те, кто ловит, и те, кто возит на невольничьи рынки, между собой разбираться в неизбежно возникающих спорах.
Так вот в "Русской правде" есть про правила содержания рабов, про преступления совершенные ими или в отношении них, но при этом там неприлично мало про торговлю рабами. Собственно можно сказать что там почти ничего про это нет. На этом основании вполне уверено можно говорить, что работорговля на Руси просто не была широко распространена, раз это не нашло отражения в законах.
В источниках русского права периода Московской Руси уже пропадают и статьи про содержание и наказания рабов, по чем вполне можно сделать вывод, что пропадает и само рабовладение.
Теперь литературные источники. Если рабство было так распространено, то это должно было найти широчайшее отражение в летописях, в народных сказках и преданиях, фольклоре. Где в сказках, былинах, песнях и прочем фольклоре отражение рабовладельческого периода? По русскому фольклору и русской культуре никак не заметно, что русских массово и рутинно угоняли в рабство. Тот эпизод в летописи, которым вы потрясаете - он единственный. И то, что это отдельно отмечено летописцем как возмутительный эпизод показывает, что данный случай был чем-то из ряда вон выходящим, а не обычной практикой