Договоренности между Россией и Турцией по возобновлению проекта «Турецкий поток», а также разрыв правительством РФ договора с Украиной по эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов — маркеры крайне тревожных для Киева тенденций, свидетельствующих, что Украина обретает этакую транзитную независимость. В том значении, что от Киева через 4−5 лет не будет зависеть ровным счетом ничего на евразийском рынке транзитных услуг. Напомним, что в лучшие годы за счет экспорта транзитных услуг украинская казна пополнялась на $ 8−9 млрд.
// eadaily.com
По мере выпадения Украины из транзитных маршрутов Евразии, с введением в эксплуатацию обходных маршрутов доставки российского газа в Европу («Турецкий поток», «Северный поток-2»), будет «декоммунизироваться» украинская газотранспортная система. В принципе, рано или поздно это должно было случиться — если не по причине строительства обходных путей, так по причине физического износа ГТС. Стоит отметить, что украинские власть имущие обладают психологией временщиков, не вложив за 25 лет независимости ни копейки в инфраструктурную модернизацию.
«Реформы» экс-министра энергетики Украины Владимира Демчишина привели к тому, что всего за год, с 2014 по 2015, износ объектов энергетики вырос на 21,2%, достигнув 82,6%. За 2016 год зафиксировано рекордное количество аварий и случаев разгерметизации украинских магистральных газопроводов. Москва еще лет десять назад предлагала создание трехстороннего газового консорциума РФ-ЕС-Украина по управлению украинской ГТС, что позволило бы модернизировать украинскую «трубу», однако неуемное желание украинских олигархов единолично «сидеть на трубе» воспрепятствовало реализации данного проекта. Наконец, не стоит забывать, что существует риск прямых диверсий ультранационалистов на газопроводах, прокачивающих «голубое топливо» «страны-агрессора».
Помимо резкого падения валютных поступлений (в 2014 и 2015 они составляли $ 2,2 млрд) в и без того предельно прохудившуюся украинскую казну, кратное уменьшение объемов прокачки газа (с нынешних 59−67 млрд кубометров в год до 20−25 млрд, проектная же мощность украинской ГТС составляет 140 млрд «кубов») имеет еще несколько крайне неприятных последствий для Украины.
Во-первых, это дегазификация украинских сел и городов. Нарушение привычного режима работы магистральных газопроводов (трубопроводы высокого давления) приведет к сбоям работы газораспределительной системы (трубопроводы среднего и низкого давления), снабжающей газом украинские населенные пункты. В принципе, даже на сегодняшний день, в связи с недостаточными объемами прокачки газа, оператор украинской ГТС «Укртрансгаз» планирует законсервировать 30% газокомпрессорных станций и 400 километров газопроводов.
Во-вторых, упадет геополитическая и геоэкономическая значимость Украины для внешних игроков, которые утратят мотивацию поддерживать ее территориальную целостность. Следовательно, усилятся дезинтеграционные тенденции и откроется дополнительное окно возможностей для территориальных претензий к Украине со стороны соседних государств.
Не радужные перспективы и относительно транзита нефти. Проектная мощность украинских нефтепроводов рассчитана на 67 млн тонн в год. Однако с введением Россией в строй обходный маршрутов доставки нефти, Балтийской трубопроводной системы (БТС-1, БТС-2) и системы нефтепроводов Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), объемы прокачки через украинскую территорию сократились в несколько раз, составив по итогам 2015 всего 15 млн тонн. В результате «транзитной декоммунизации» простаивает нефтепровод «Одесса-Броды» и значительная часть перевалочных мощностей порта Южный.
Между прочим, портовая инфраструктура изношена на 90%, что вкупе с расширением Москвой собственной инфраструктуры Азово-Черноморского региона приведет к уменьшению объема грузооборота через украинские порты. По итогам 8 месяцев 2016 года сей показатель просел на 10%.
Подробнее:
Камо грядеши: к вопросу о транзитной «декоммунизации» Украины — Новости политики, Новости России — EADaily