Отечественная история в семи частях
...Почему отечественный монорельс можно назвать "неизвестным"? Когда говорят о монорельсовом транспорте, обычно приводят в качестве примера зарубежные конструкции в Германии, Франции, Англии, США, Японии... Об истории же отечественного монорельса - не промышленного транспорта, а предназначенного для перевозки людей и грузов, к сожалению, мало кто слышал не только за рубежом, но и в нашей стране. И это - при том, что решения отечественных монорельсов на протяжении почти двухвековой его истории были на уровне зарубежных, а иногда идеи на десятилетия опережали свое время.
// Дальше — www.izmerov.narod.ru
ЗА ДАЛЕКОЙ ЗА НАРВСКОЙ ЗАСТАВОЙ Первая мировая война, революция, интервенция, гражданская... Казалось бы, о каких монорельсах в России может идти речь? Но уже в 1921 году началось строительство 20-мильной линии (32 км) между Петроградом и Царским Селом по проекту Петра Петровича Шиловского. Это был так называемый монорельс с гироскопической стабилизацией, впервые запатентованный Луи Бреннаном в 1903 году. Вагончик с массивным маховиком под полом, как цирковой эквилибрист, сохранял равновесие на единственном железнодорожном рельсе.
// Дальше — www.izmerov.narod.ru
МОНОРЕЛЬС НА КРАЮ ЗЕМЛИ В начале 50-х годов на монорельс в СССР снова обратили внимание - на этот раз как на транспорт, удобный для перевозки грузов в условиях постоянных снежных заносов и пересеченной местности. В 1954 году был разработан проект Камчатской монорельсовой дороги, по которой предполагалось осуществлять как грузовое (в основном), так и пассажирское движение. Эта монорельсовая дорога должна была стать самой длинной в мире (511 километров). Поскольку большая часть пути пролегала по малонаселенной местности, то вагоны было решено подвесить на небольшой высоте от земли (примерно 2 метра).
// Дальше — www.izmerov.narod.ru
ВЕРХОМ НА СТАТОРЕ И ЭНТУЗИАЗМЕ История отечественного монорельса с линейным асинхронным двигателем (ЛАД) началась с первомайской демонстрации. Группа сотрудников Киевского политехнического института сделала ЛАД для праздничного стенда, мощностью всего 15 Вт. Затем изготовили 1,5 - киловаттный двигатель, который возил вагончик на опытной 80 - метровой эстакаде (рис. слева). Работали поначалу на голом энтузиазме. Постепенно к ученым присоединились инженеры с завода имени Дзержинского. Выкраивая время, за счет обеденных перерывов, сна и отдыха, сделали двигатель на 5 кВт.
// Дальше — www.izmerov.narod.ru
БЕЗ ШУМА И ПЫЛИ, ПО ВНОВЬ УТВЕРЖДЕННОМУ ПЛАНУ Несмотря на прекращение алма-атинского проекта, работы во ВНИИПИтранспрогресс продолжались, и во второй половине восьмидесятых годов на полигоне в Раменском теперь уже инженерно-научного центра ТЭМП (транспорт электромагнитный пассажирский) был завершен 600-метровый опытный участок монорельсовой дороги на магнитной подвеске с линейгым электродвигателем (фото справа). Вагон следующего поколения имел название ТП-05 и имел электромагнитное подвешивание с охватывающим балку экипажем.
// Дальше — www.izmerov.narod.ru
ИТОГИ МОНОРЕЛЬСОВОГО БУМА, ИЛИ 21 ВЕК НАЧИНАЕТСЯ На гребне волны В последнем десятилетии 20 века интерес к монорельсу в нашей стране снова возрос, но уже по другой причине. Быстрый рост числа личных автомобилей в крупных городах, в первую очередь в Москве, привел к трудности работы общественного транспорта на совмещенной с автомобилями полосе и сократил возможности выделения наземных линий. Дефицит земли для строительства в столице вызвал потребность в сносе части существующих трамвайных и троллейбусных парков.
// Дальше — www.izmerov.narod.ru
ОДИН ИЛИ ДВА РЕЛЬСА? В первом десятилетии 21 века на просторах бывшего СССР появилось транспортное средство, о разработчиках которого в СМИ дается противоречивая информация. На сайте завода УП "БЕЛКОММУНМАШ" была приведена следующая информация: "Самоходный пассажирский модуль второго уровня 1К (" КАПВЕЙ ") был разработан на УП "БЕЛКОММУНМАШ" для проверки новых технических решений и возможности эксплуатации данного транспортного средства на подвесных дорогах." Заявленной целью разработки были проверка новых технических решений и возможности эксплуатации данного транспортного средства на подвесных дорогах.
// Дальше — www.izmerov.narod.ru