Wyvern-2> Несомненно. А что гениальной "попсы" быть не может?
Конечно, нет. Попса с точки зрения теории музыки - гармонии, композиции, имеет ряд отличительных признаков, свойств, делающих невозможным применение слова "гениальный". Может быть гениальный шлягер - под гениальностью в данном случае понимается то, что он звучит из каждого утюга, и под него пляшут 90% пьяных компаний. Типа "На танцующих утят быть похожими хотят...". Это гениальный шлягер, который музыкально абсолютно соответствует требованиям к гениальному шлягеру. Одним из которых (из основных) является крайняя мелодическая и гармоническая примитивность. Даже убогость. Только при этих условиях шлягер имеет шансы быть гениальным. Или тот же "Батяня-комбат" - ничуть не уступает "Утятам" по шлягерному "совершенству".
Поэтому попса - не может быть гениальной, это всего лишь попса. А вот шлягеры - могут. Только в "гениальность" входят те критерии, которые совершенно не соответствуют "гениальности" в других жанрах. Первое требование - крайняя примитивность, убогость, грубо говоря. Пять аккордов (3 основных-блатных+ 2 обращения в параллельную тональность) для шлягера - почти провокация! Снижающая шансы стать всенародным любимцем. Лучше - 3.
Поэтому лучшие творения Меркюри не соответствую требованиям попсы. У него гармонии часто содержат многие десятки гармонических оформлений (грубо говоря, аккордов), причем весьма изысканные, такие, как первая степень родства:
"ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА Сюда входят 6 тональностей, которые по большей части различаются на один ключевой знак. Это те тональные строи, тонические трезвучия которых строятся на ступенях гаммы исходной тональности. Это: параллельная тональность (все звуки одинаковые); 2 тональности – доминантовая и параллельная к ней (разница в один звук); ещё 2 тональности – субдоминанта и параллельная к ней (тоже разница на один ключевой знак); и последняя, шестая, тональность – здесь случаи-исключения, которые нужно запомнить (в мажоре это тональность субдоминанты, но взятой в минорном гармоническом варианте, а в миноре – тональность доминанты, тоже взятой с учётом альтерации VII ступени в гармоническом миноре, и потому мажорной). - это довольно просто.
Вторая степень родства - позамысловатее:
В этой группе 12 тональностей (из которых 8 одного ладового наклонения с исходной тональностью, а 4 – противоположного). Откуда берётся ряд этих тональностей? К уже найденным тональностям первой степени родства разыскиваются партнёры – свой набор тональностей… первой степени! То есть родственных к родственным!
Третья встречается еще реже - тут Шостакович и Меркюри в одном ряду:
Тональностями 3-й степени родства являются тональности первой степени родства к тональностям 2-й степени родства. Родственные к родственным родственных. Увеличение степени родства происходит по одинаковому алгоритму. Это самый слабый уровень связи тональностей – очень они друг от друга далеки. Сюда относятся по пять тональностей, которые при сравнении с исходными не обнаруживают ни одного общего трезвучия.
В целом , еще и четвертая степень родства позволяют писать полноценные музыкальные произведения.
В бригадном учебнике (московская школа – наследуют традиции Чайковского) предлагается не три, а целых четыре степени родства тональностей. Весомого различия между московской и питерской системами нет. Оно состоит лишь в том, что в случае системы четырёх степеней тональности второй степени разделяются на две. Степени родства тональностей, вернее их знание, пригодятся при игре модуляций. Например, в том как играть модуляции в первую степень из мажора."©
Это тут все очень примитивно расписано, на популярном уровне. Текст, естественно, не мой - взят из учебника для интересующихся, т.е. неспециалистов.
Сами понимаете, попсе тут места просто нет. А Меркюри все это знал, поскольку использовал все возможности 4-х степеней родства в лучших своих произведениях. Особенно в раскладках голосов бэк-вокала.