E.V.> Я музыкального образования не имею, но меня интересует: пятая тональность где?
Пятая и есть по другому - доминанта. Пятая ступень, вторая по значимости после тоники. В до-мажоре - соль, например. Это же третья нота тонического трезвучия до-ми-соль. Параллельная тональность - имеющая те же ноты, но минорная: до-мажор - ля минор. Обе без знаков. Гармония с тоникой и доминантой называется автентической или неустойчивой. Большую роль играет первое обращение доминанты - доминантсептаккорд. Он вообще дико популярен. В частности, рокнролльный басовый ход до-ми-соль-ля-сибемоль-ля соль-ми содержит как раз доминантсептакорд+ шестую ступень-ля. Второй рокнролльный басовый ход - субдоминантный септаккорд (т.е. от 4-й ступени-фа). Третий ход - доминантное трезвучие (от соль), потом субдоминантное (от фа) и тоника. Это для до-мажора. Такой живой пример. Вот и весь рокнролл. Сами посудите - можно ДОЛГО такую лабуду на четырех аккордах (квадрат пресловутый) слушать? А это 90% рок-музыки.
Поэтому и люблю посложнее. Кстати, стилизации под классику, или прямое исполнение классики в рок-форме раньше жутко любил. Сейчас, в общем-то, равнодушен. "В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань". Развился все-таки немного вместе с моими дэвушками - поднаторел в понимании классики.
В этом-то как раз и подвох в слушании
с пониманием. Вот многим жуть как нравится "золотая секвенция" в "хайвейстар" Дипов. Ну и? Обычная зол. секв. Вивальди понатыкал их в каждой строчке - тоже всем неискушенным слушателям нравится. Поматерее слушатели балдеют от "6-й" пониженной. Тоже, ну и? Обычная 6-я пониженная. Многим нравится. Следующий этап, например, "незавершенный оборот". И т.д. Так и до понимания додекафонии можно докатиться. Я не докатился. Даже не нравится....
Пока....
P.S. Что такое 6-я пониженная, может возникнуть вопрос? Вот правила ее применения:
"Правило 1: при соединении минорной субдоминанты с мажорной доминантой в гармоническом мажоре и гармоническом миноре 6-ю ступень следует вести в 5-ю, а не в 7-ю ступень, т.к. между 6-й и 7-й ступенями в гармонических ладах образуется запрещенный в учении о гармонии ход на увеличенную секунду.
Правило 2: при последовательном использовании аккордов, содержащих 6-ю ступень, в натуральном и гармоническом мажоре хроматический ход от 6-й натуральной к 6-й пониженной ступени следует помещать в один голос.
При рассредоточении этого хода по разным голосам образуется запрещенное в учении о гармонии переченье."©
Текст, сами понимаете, не мой. Это из
базового курса гармонии. В консерваторском курсе все гораздо сложнее.
Ну это так. Шутка. Я сам слабо понимаю, чего там написано....
Но могу пойти у жены спросить - мне легче.
Меркюри все это знал. Или хотя бы понимал на интуитивном уровне. (см. "гений"). Переченья у него нет, и ходов на увеличенную секунду тоже. Хотя 6-я пониженная встречается.