Реклама Google — средство выживания форумов :)
Русский народный апокалипсис знаменует победа Кривды на земле: Правда уходит к Христу. Напряженное стремление сакрализовать весь мир, мечта-надежда на святое царство заканчиваются трагическим торжеством Кривды. Гиперсакральность переходит в свою противоположность ‒ наступает десакрализация. Если противопоставление злого и доброго начал бытует у всех народов, то русское сознание в этом противопоставлении радикально: Правда ‒ на небе, Кривда ‒ на земле. Соглашаясь с В.Н. Топоровым в том, что древнерусская традиция гиперсакральна, следует подчеркнуть: теневой стороной этой гиперсакральности выступает десакрализация. И тогда, с одной стороны,
1) все должно быть в принципе сакрализовано, т. е. вырвано из-под власти злого начала и ‒ примириться с меньшим нельзя ‒ возвращено к исходному состоянию целостности, нетронутости, чистоты;
2) существует единая и универсальная цель (сверхцель), самое заветное желание и самая сокровенная мечта-надежда ‒ святое царство (святость, святая жизнь) на земле и для человека;
3) актуально упование на то, что это святое состояние может быть предельно приближено в пространстве и времени, т. е. может осуществиться здесь и сейчас.
Но, с другой стороны, если примириться с меньшим нельзя, то возможна роковая инверсия, и тогда реально другое: мир лежит во зле и зло торжествует. Об этом образно сказал Н.А. Бердяев: «...Святая Русь имела всегда обратной своей стороной Русь звериную... <...> Русский человек упоен святостью и он же упоен грехом, низостью».
Народный миф утверждает, что в вечном споре между добром и злом, жизнью и смертью решающее слово принадлежит человеку. Если никто не ведет борьбу со злом, не посягает на скрытый внутри мира источник зла, то зло торжествует. Только активность человека, его содружество с живыми силами природы могут привести к торжеству добра, утвердить вечность жизненного начала в мире.
принципиально важную для русской культуры нравственную максиму: активное своекорыстие, мораль успеха предосудительнее нерадивости и лени. Даже к откровенным лодырям судьба более благосклонна, чем к стяжателям земных благ (вот что действительно невероятно для западного сознания!). Несмотря на многообразие характеров главных героев русского фольклора, все они с пафосом утверждают значимость не материальных, а моральных ценностей. Герой никогда не стремится к завоеваниям и приобретениям как к самоцели, перед ним стоит нравственная проблема: он должен либо освободить кого-то от злой силы, либо отправиться на поиски счастья, «доброго царства». Иными словами, проявлением героического мужского начала народ считает не способность к завоеванию, а способность к восстановлению поруганной справедливости, готовность выступить «за правду».