"Не знал"©
На заводском сервере интересная статья:
Первое поколение «Кировцев»
Тракторостроение на заводе «Красный путиловец» началось в 1924 году с выпуска трактора «Фордзон-путиловец» («ФП»). Но уже в эти годы краснопутиловские конструкторы пытались создать универсальный трактор-пропашник на базе трактора «ФП». Опытные оригинальные образцы прошли испытания, но в связи с подготовкой к автомобилестроению производство развернуть не удалось.
Вернулись к этому вопросу в 1933 году. Решением Наркомтяжпрома «Красному путиловцу» было поручено в 1934-м организовать массовый выпуск универсальных тракторов-пропашников. В связи с этим завод получил 10 миллионов рублей для реконструкции цехов. Первый опытный «Универсал-1», созданный по образцу американского трактора «Фармол», вышел из ворот завода 29 декабря 1933 года, а уже в июле 1936-го с конвейера сошел 25-тысячный пропашник, в июне 1938 года – 100-тысячный. Помимо того, что трактор специально был приспособлен для обработки пропашных культур, он мог быть использован на многочисленных сельскохозяйственных работах: на пахоте и бороновании, косьбе и уборке зерновых. Пропашник неоднократно экспонировался на различных выставках, получил немало положительных отзывов, но не обошла его и критика. Не удовлетворяла, в первую очередь, мощность на крюке в 12 лошадиных сил, а также недостаточная проходимость на болотистых почвах. Заводские инженеры понимали, что «Универсалы» уже не соответствовали быстрорастущим потребностям развивающегося сельского хозяйства. Встал вопрос о создании более мощных тракторов на смену пропашникам У-1 и У-2.
Тракторное конструкторское бюро в 1936 году разработало проект нового гусеничного трактора У-3 (К-3) для хлопковых полей. Так в истории тракторного производства появился новый бренд, первое поколение гусеничных тракторов получило марку «Кировец». Мощность на крюке возросла до 16 л. с., увеличилась и проходимость трактора. Параллельно с проектом К-3 были созданы его «близнецы» – К-4 для работы на виноградниках и К-5 для обработки свекловичных полей.
В музее завода сохранился документ с описанием испытания первого «Кировца» 22 июля 1936 года в опытном совхозе механизации и агротехники хлопководства г. Коунчи. Результаты не удовлетворили тракторостроителей. Выезжая на поля, конструкторы видели, что машины получились тяжелыми, неповоротливыми, им явно не хватало мощности. В конструкторском бюро возник конфликт. Возглавлявший бюро инженер Пирамидов предлагал перейти на иностранные конструкции, считая, что кировцам не под силу самостоятельно создать скоростной гусеничный трактор. Решением парткома он был отстранен от работы.
Вскоре конструкторы закончили разработку проекта гусеничных тракторов К-6 и К-7. Первый предназначался для работы на хлопковых полях, второй – для обработки виноградников и свекловичных культур. Специальная группа инженеров вела своеобразную «историю болезни» этих моделей, но из-за ряда недостатков государственная комиссия не допустила К-6 и К-7 к массовому производству.
В декабре 1939 года Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) приняли Постановление «О мерах по дальнейшему подъему хлопководства в Узбекистане». Предполагалась замена всего парка колесных тракторов, работавших на хлопке, гусеничными пропашниками.
Несмотря на предыдущие неудачи, задание на проектирование и изготовление опытного пропашника получил Кировский завод. Менее чем за два месяца был создан проект нового гусеничного трактора – К-8, а вслед за ним и его модификации – К-9 и К-10 для работы на виноградниках и свекловичных полях. Мощность машин выросла до 24 л. с., а вес и габариты уменьшились. Легкий ход, маневренность, достаточная мощность и проходимость дали ему путевку в большую жизнь. Летом 1940 года трактор был принят государственной комиссией и рекомендован к массовому производству.
В сентябре Главный комитет Всесоюзной сельскохозяйственной выставки присудил тракторному отделу Кировского завода диплом 1-й степени и наградил конструкторов-кировцев денежными премиями и легковой автомашиной.
Какое количество гусеничных «Кировцев» выпустил завод – неизвестно: мирный процесс развития тракторостроения был прерван в связи с необходимостью расширения программы танкового производства.
©Фото из архива Музея истории и техники ОАО «Кировский завод»