Меня несколько удивляет волна "хаммеромании", поразившая военные круги в некоторых странах.
Стало принято считать, что настоящий военный должен перемещаться на колеснице в габаритах 5x2x2м, массой под 4 тонны, снабжённой дизелем гигантского рабочего объёма, вмещающей при этом 4 человек. И стоящей не один десяток тысяч американских денег (базовый вариант без жёсткой крыши 23 тыс.).
И, спрашивается, что получили за такие деньги?
Проходимость? Пожалуй, да. Геометрическая проходимость "Хам-ви" действительно далеко впереди его предшественника
M151. Однако возросшая масса это преимущество сильно умаляет. На мой взгляд, четыре седока M151 в состоянии вытащить свою повозку из грязи. А вот седоков M998 можно только пожалеть.
Бронезащита? Действительно, часто заявляется о том, что некоторые варианты HMMWV имеют бронирование. Однако вот авторитетное мнение о качестве этого бронирования:
Most HMMWV models were not required by the U.S. military to have any armor protection. Armament carriers and the hard-shelled ambulance models were designed to provide some degree of protection against fragments and spent bullets. The "basic" armor package uses a combination of steel, kevlar and layered polycarbonate windows designed to stop a fragment weighing 17 grains. "Supplemental" armor adds some additional steel to increase the protection to stop a fragment weighing 44 grains. Neither basic nor supplemental armor is intended to stop any size bullet at full muzzle velocity.
Мой перевод:Военным ведомством США не предъявляется требований по бронезащите большинства моделй HMMWV. Носители вооружения и санитарные машины с жёстким кузовом сконструированы с целью обеспечить некоторую степень защиты от осколков и пуль на излёте. В "базовом" бронекомплекте используется комбинация стали, кевлара, и многослойных поликарбонатных окон, предназначенная для остановки осколков до 17 гран весом. В "добавочной" броне используется дополнительная сталь, чтобы останавливать осколки до 44 гран. Ни базовая, ни добавочная броня не предусматривает остановки пуль любого размера на полной начальной скорости.
Это вовсе не "чёрный пиар"
. Это
мнение производителя, корпорации AM General.
Так что вывод такой: как джип HMMWV переразмерен и дорог, как бронеавтомобиль — это просто самозванец
. Наши же с "тигром" даже американцев переплюнули; извиняет только то, что это была не отечественная инициатива, а сторонний заказ.
Причём к производителю претензий никаких — что было заказано, то они и изготовили. Неправильным представляется подход заказчика: решать несхожие и часто взаимоисключающие задачи посредством одной платформы.
Моё же мнение такое: не устраивал бензиновый M151 — поставьте на него легковой дизель; не нравится "играющая" подвеска M151 — восстановите выпуск "виллиса" или возьмите на военную службу Wrangler; хочется исключительной проходимости — купите у немцев лицензию на
"Унимог"; хочется лёгкий броневик — купите у французов лицензию на
Panhard VBL.
Кстати, "Панар" — это как раз то, чем должен быть заменён армейский джип в современных условиях. Легковой турбодизель Peugeot XD3T позволяет ему двигаться со скоростью до 95 км/ч — а быстрее ездить на машине с высоким центром тяжести (потому что бронированная) просто опасно. Бронекорпус из стали толщиной до 11 мм. Машина имеет защиту от ОМП, при всём при этом весит 3,7 т и плавает.
Я так думаю. ©Фрунзик Мкртчян в фильме «Мимино»