Zybrilka> Меня интересовал радиообмен при заходе на посадку. Кто и что конкретно говорит с момента опознавания рейса диспетчером пункта прилёта.
так всё по обычной логике -
перед входом в зону подхода - связаться, сообщить, кто ты такой (позывной), откуда, где находишься (приближаюсь к точке RASOX, эшелон или высота), намерения (проследовать туда-то дальше или аэропорт). (vilnius approach, wizzair 925 from milan approaching RASOX on FL80, to vilnius) Чтоб диспу не засирать эфир передачей обстановки, сразу сообщаешь, что атис прослушал. (information foxtrot received)
Дальше дисп дает разрешение (или не дает))) на вход, инструкции по высоте (напр, снижение до такого-то эшелона и доложить, или до такого-то пункта на такой-то высоте, меньшей, чем сейчас, или, если большие пробки, то стек в зоне ожидания может начинаться хоть от эшелона 300 ака 9 км, соответственно, с сохранением высоты и идти до холдинга). Ты обязан повторить полученные инструкции, чтоб дисп убедился .что ты всё понял правильно, после чего подтвердил - correct. и так на каждые его инструкции.
В большинстве портов обычно дают схему входа (STAR), которую ты исполняешь (и которую внёс в план полета перед вылетом). (wizzair 925 creared to vilnius as planned или via RASOX 2E, report reaching 2700ft) С докладами на соответствующих точках. На схеме ты проходишь (или уже до входа прошел) переходный уровень, высотомеры перевел на QNH c QNE, и высоту меряешь уже в футах-метрах, а не эшелонах.
Если в зоне ожидания парился вместо схемы, то дисп тебя или полностью векторит, или только в стеке высоту указывает, а операцию холдинга (all turns left 1 minute) ты из атиса и карт знаешь. После окончания ожидания обычно, чтоб ты не затягивал дело, тебя сразу векторят к ТВГ и передают вышке.
Выход из схемы где-то незадолго до ТВГ, пункт сообщаешь диспу подхода, (vilnius approach, wizzair 925 on VAKET at 2200ft), он сообщает частоту вышки (contact vilnius tower on 118,2), ты подтверждаешь частоту и прощаешься. Соединяешься с вышкой, опять же, кто ты, откуда, где (wizzair 925 from milan on final for rw 20. или on VAKET), дисп дает разрешение, повторяет тебе QNH, приземный ветер, состояние и направление полосы, несмотря на то, что атис ты уже слушал (потому что что-то могло измениться за время подхода)
(wizzair 925 cleared to rw20, QNH995, wind variable 04 knots, light snow, braking action medium). Если ты еще не вошел в глиссаду - укажет сообщить when established
Тут достаточно повторить только QNH и разрешение, всю погоду не надо, у тебя других дел по горло - встать на стрелочки, привести машину в посадочную конфигу, и держать её так, не двигая, пока не придет время гасить вертикальную перед касанием.
В рф еще дополнительно сообщают "прошел дальний", "прошел ближний", но здесь маркеры вроде и демонтированы уже.
Если погода инструментальная, то добавляются указания report when rw in sight. По правилам если до высоты принятия решения впп не видна - без разговоров на второй круг или на запасной. Кроме случаев захода по кат 3С, где никакой высоты решения нет, посадка может идти вслепую автоматически до активации реверса уже на земле.
В этих случаях дисп сначала говорит в ответ на доклады пилота continue approach, продолжайте заход,
а когда rw in sight (полосу вижу) - cleared to land rw 20
ну, на земле после деактивации реверса - on ground, дисп сообщает минуту посадки для записи в журнал и дает инстуркии руления (on ground at 35, vacate via tw delta to stand 62) - с опять полным повтором инструкций пилотом - roger vacate via delta to stand 62, wizzair 925