Идет Бычок, качается…
Олег Шинкаренко
Федор Лапшин
«…Вздыхает на ходу: ох, доска кончается. Сейчас я упаду!» Впрочем, есть и другое стихотворение: «Выезжает на лужок не машина, а Бычок!» (Такую заставку в свое время крутили по телеканалам.) Но реклама — рекламой, а мы решили провести очередной «входной контроль» и проверить, в каком виде новенькие Бычки приходят к покупателям. Результаты проверки оказались неутешительными…
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ — ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ
На вопрос коллег: «Куда ездили на этот раз?» мы отвечали: «На Останкинский мясокомбинат. С бычками знакомились!»
И ничуть не кривили душой. Потому что при помощи транспортников из Останкино знакомились с новыми Бычками — но, разумеется, не живыми, а железными.
Сам ЗИЛ Бычок в представлении не нуждается; двадцать пять таких машин есть и у Останкинского комбината. Недавно десять экземпляров выпуска 1999—2000 года «отходили свое», и их было решено заменить (кстати, кузова «живут» дольше, чем шасси: их ремонтируют и переставляют со списанной машины на новую).
И вот перед нами — два новеньких экземпляра с номерами шасси *5301*250077578 и *5301*250077585. Оба выпущены в январе и проданы через компанию СиМАЗ; пробег — около 80 км.
В ожидании установки фургонов Бычки постояли несколько дней на улице… И напрочь отказались подавать какие-либо признаки жизни. Почему? Да потому, что замерз электролит в аккумуляторах.
Аккумуляторы эти сделаны фирмой Автосил, что в поселке Реммаш Сергиево-Посадского района. И знаете, что на них написано? «Испытано при –58°С, гарантия один год». А во время стоянки столбик термометра не опускался ниже –15°С. Позор. В общем, пришлось ставить другие аккумуляторы...
При попытке открыть капот одной из машин его запорное устройство самостоятельно «разобралось»: пружинка осталась на нижней части замка...
Но то, что открылось нашему взору, удивило еще больше. Патрубок, идущий от воздушного фильтра, не закреплен и лежит рядом. Вместо датчика засоренности воздушного фильтра — отверстие. А крышки расширительного бачка нет и в помине. В общем, «езжайте-ка вы, ребята, в автомагазин и покупайте все недостающее»!
У второй машины тоже нет крышки бачка — и вдобавок торчит незакрепленный шланг для слива воды из воздухозаборника печки.
Продолжаем. При попытке подкачать солярку она полилась из трубопровода форсунки. Закрутили, решили завести двигатель с подогревом… Не тут-то было: свечи накаливания оказались на месте (и то хорошо!), но вот провода к ним не прикручены.
У другого Бычка, стоило повернуть ключ в замке зажигания, началась настоящая «цветомузыка». То одна контрольная лампа ни с того ни с сего загорится, то другая; начали произвольно включаться-выключаться приборы. Стрелка тахометра металась как угорелая... Как бы не сгорел этот Бычок от замыкания! А когда двигатель завелся, на пол хлынула солярка: сорвало плохо закрепленную трубку «обратки»...
Теперь заглянем в кабины — просторные, но с явно устаревшим интерьером. Ремни безопасности по-прежнему отсутствуют (конечно, ими все равно никто не пользуется, но отверстия-то для крепления есть!). Из-под панели приборов свисают непонятные провода. А запорные устройства крышек блока предохранителя и «бардачка» отсутствуют как таковые. Видимо, это новая «музыкальная волна» завода: шум и вибрации мотора — дело привычное, а вот хлопанья крышек на ходу еще не было!
В щитках приборов не хватает одного винта (посредине, над рулевой колонкой). Провода, проложенные через отверстия в панелях кабины, не защищены от перетирания.
Еще пара интересных моментов. Прежде оба тормозных цилиндра устанавливались под капотом. Теперь же один из них вынесен под кузов, рядом с задним мостом — туда, где на него летят грязь и снег. Прямо скажем, не лучшее решение.
Кстати, табличка с номером шасси тоже «переехала». На прежних шасси она устанавливалась с правой стороны кабины, сейчас завод перенес ее на левую сторону. Ну, кто посмеет сказать, что ЗИЛ не вносит изменений в свое изделие?!
И ведь сделаны автомобили на одном из крупнейших автозаводов страны, расположенном в «столице нашей Родины»! Да и штамп ОТК налицо…
ЧАСТЬ ВТОРАЯ, ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ
Мы попросили прокомментировать ситуацию транспортников мясокомбината — которые, собственно, и эксплуатируют эти грузовики. «Что тут комментировать, — вздохнули они. — Горе, а не машина».
Прежде всего, все новые Бычки приходят в «комплектации ноль»: даже домкрата нет! Раньше продавец, СиМАЗ, комплектовал Бычки своими домкратами — но теперь и этого не делает.
Шины Таганка, которые ЗИЛ устанавливает на Бычки, совершенно «не держат» нагрузку. Не удивительно, что их прозвали «Поганка»...
Теперь — немного об эксплуатации. «Ежемесячно мы тратим на ремонт 25 Бычков 100—120 тысяч рублей (не считая шин и т. п.), — говорят останкинские транспортники. — А на 72 Газели — 150 тысяч рублей! Есть разница?»
Разумеется, есть: каждый Бычок обходится ремонтникам в два с лишним раза дороже, чем Газель. За счет чего?
Прежде всего, приходится постоянно менять суппорты тормозных механизмов. Качество не выдерживет никакой критики.
Стартеры — хоть борисовские, хоть самарские — не «ходят» больше двух месяцев. И ремонту не подлежат. Даже замки зажигания приходится менять едва ли не каждый месяц.
Поскольку двигатель страдает сильными вибрациями, трескается радиатор. Постоянно выходят из строя прокладки турбокомпрессоров.
Если водитель пытается тронуться, не накачав воздух в пневмосистему до положенной отметки (а такое, увы, случается), Бычок… Думаете, глохнет? Ничего подобного. Едет — но напрочь «сметая» при этом задние, нерасторможенные тормозные механизмы! «Колодки сворачиваются в узел, цилиндры рассыпаются. В общем, выгребаем кашу из железок», — вздыхают механики. Иногда при этом приходится менять и задний мост. А он недешев: больше 35 тысяч рублей.
Следующий «пункт программы» — сцепление. Если загрузить в кузов три тонны и тронуться порезче, диск тут же выходит их строя. Хорошо хоть, с коробкой передач особых проблем нет: она же проверенная временем, от «сто тридцатого» ЗИЛа!
Конечно, ряда проблем (и это — только небольшая часть списка) можно было бы избежать, если бы водители бережнее относились к машинам.
Но и без того ясно: качество сборки и комплектующих хромает «на обе ноги». А цены растут: еще в январе комбинат покупал шасси Бычка по 329 тысяч рублей, теперь — уже по 350 тысяч.
***
На прощание останкинцы подарили нам… Нет, не колбасу. А «бычковский» диск сцепления. Сам диск еще «свежий» — ходить ему и ходить — но выглядит он жалко: пружины демпфера вылетели, погнув крепления.
Эх, Бычок, Бычок! Похоже, и завод, и продавцы махнули на тебя рукой: понятно же, что неизбалованные покупатели все доделают, привинтят, купят недостающие запчасти... В общем, этакий конструктор «сделай сам». И надежды на то, что ситуация улучшится, не видно.