Сергей-4030> Тойота объявила, что thermal efficiency нового мотора - 40%. Именно thermal efficiency ДВС.
Предельная экономичность любого цикла Карно определяется разницей температур горячей и холодной части и степенью расширения. Есть формула, но я подзабыл. Так или иначе, температурой холодной части являеся температура окружающего воздуха, а степень расширения у 4-тактных двигателей равна степени сжатия. В пределе, понятно, она подпёрта атмосферным давлением. В результате, дизель гарантированно выигрывает из-за того, что у него выше и температура сгорания (а стало быть и разница входа-выхода), и степень сжатия. Это термодинамика, её не может отменить даже Тоёта.
Турбомоторы, конечно, улучшают степень расширения, так как выхлоп продолжает расширяться в турбине. На этом же принцепе работают 5-тактные двгатели разных сортов, где выхлоп, например, отправляют в дополнительный цилиндр.
Кстати эффективность в 40% близка к предельной для бензинового двигателя без турбонаддува.
Я думаю, что теперь понятно, почему дизели легко победили в поездах и на судах, и даже на грузовиках - их лучшая эффективность проявляется там в полной мере, а их проигрыш в других характеристиках - таких как удельняя масса - не оказывает значения. Тепловозы так вообще используют балласт, там тяжёлый дизель только в кассу.
К сожалению, в легровых машинах недостатки дизеля слишком выпуклы. Хвалёная эффективность дизеля даёт очень небольшой выигрыш: как я уже указал стоимость автомобильного дизтоплива выше стоимости бензина. Его производить не так-то просто, там ведь серу надо удалять. У дизеля гораздо грязнее выхлоп, и его приходится кондиционировать мочевиной на предмет окислов азота, и фильтровать на предмет сажи. В городах это проблема, и она становится только хуже со временем. Ну и цена мотора тоже не добавляет радости покупателям.
Результат такой - дизели малых автомобилей любят только там, где государственные субсидии поддерживают цены на солярку на неоправданно низком уровне и/или население любит дышать отравой.