[image]

Этическая позиция приоритета логики

 
1 2 3 4

Vale

Сальсолёт

Кстати, вот что я вспомнил из Тэффи:

Переоценка ценностей

— Тепель пло молань.
— Ну, ладно. «Требуем переменить мораль, чтоб ее совсем не было. Дурак — это хорошо».
— И воровать можно.
— «И требуем полной свободы и равноправия для воровства и кражи, и пусть все, что не хорошо, считается хорошо». Ладно?
— А кто украл, напиши, тот совсем не вор, а просто так себе, человек.
— Да ты чего хлопочешь? Ты не слимонил ли чего-нибудь?
— Караул! Это он мою булку слопал. Вот у меня здесь сдобная булка лежала, а он все около нее боком...

Nothing personal, как говорят по-английски.
   
US Сергей-4030 #12.12.2005 20:27
+
-
edit
 

Сергей-4030

исключающий третье
★★
Главное преимущество в том, что у общества просто обязан быть свод моральных законов. Иначе у него просто вообще нет законов, и каждый может творить все, что ему вздумается.
 


В футболе нет свода моральных законов, но живут как-то. :)

PS Разумеется, никто не запретит мне выражать свое отношение к игре руками. "Я никогда бы так не поступил, поскольку считаю, что это нехорошо". Я даже могу решить не общаться с Ивановым, если он поступает так неморально (с моей точки зрения).
   
US Сергей-4030 #12.12.2005 20:30
+
-
edit
 

Сергей-4030

исключающий третье
★★
— «И требуем полной свободы и равноправия для воровства и кражи, и пусть все, что не хорошо, считается хорошо». Ладно?
 


Vale, ваше упорное нежелание понимать оппонента совершенно не красит обсуждение. Вот такая получается самовольная модерация.
   
EE Татарин #12.12.2005 20:34
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
Сергей-4030> Я так не думаю. То есть, понятно, что фашистские идеи и фашистскую мораль совершенно нельзя пропагандировать. Но как раз терпимость и понимание - не есть часть ни "фашистской морали" ни "советской".
Конечно. Поэтому в "общественной морали" закреплено положение о терпимости и понимании для всех КРОМЕ носителей фашисткой морали (ну, не так жестко, но в общем и целом). Вполне логично. Практично. Работает.

Сергей-4030> Пропагандировать терпимость и понимание (даже к фашистским преступникам) - не есть фашистская мораль.
Вы пытаетесь похакать систему ценностей довольно примитивным и явным образом: терпимости к фашистким преступникам как раз и не должно быть. Потому что терпимость - это толерантность к распространению идеи, а когда идея в достаточной мере распространится, останется единственная опция "борьбы идей".
Какие там способы у нас на повестке дня? Ядерные бомбы?
А оно нам надо?
Нет.

Носители подобной морали, проповедники сверхтолерантности подобны вирусам СПИДа, которые сами по себе не нарушают функционирование организма. Но уничтожают иммунитет и подготавливают почву... после чего любая простуда становится смертельной: если все толерантны, нет защитников. Нет способа защищаться. Не предусмотрен.
Поэтому жизнеспособный организм должен быть имунным ко СПИДу.
А общество - уметь бороться со сверхтолерантными идеями.
Для начала - мягко. Например, изолируя - информационно - их носителей.

Сергей-4030> Именно это соображение, о 50 миллионах погибших, и не дает, мне кажется, права присваивать "моральность" и "человечность" ни той, ни другой морали
Что такое "моральная" мораль я не знаю, а вот насчет человечности скажу.
Я - человек. Я - носитель этой морали, представитель победителей.
И не только вовсе не желаю считать себя бесчеловечным, жестоким и пр., но я таким себя и не считаю.
По моей морали я таким и не являюсь.

Понимаете, самое главное следствие из победы Союза для морали таково: я и такие как я существуем, наша мораль именно такова, именно она выжила.

Что Вы думаете о моей морали - второстепенно и малозначимо, это может повлиять (а может - и нет) на мое отношение к Вам, но уж не к моим ценностям.
   
IL israel #12.12.2005 20:34  @Сергей-4030#12.12.2005 20:11
+
-
edit
 

israel

модератор
★★★
Сергей-4030> Я так не думаю. То есть, понятно, что фашистские идеи и фашистскую мораль совершенно нельзя пропагандировать.
И как это соотносится с твоим "не суди - да не судим будеш"?

Сергей-4030> Пропагандировать терпимость и понимание (даже к фашистским преступникам) - не есть фашистская мораль.
Что есть терпимость и понимание в твоей трактовке? Это очень важно!
Сергей-4030> При том "терпимость и понимание" не есть "всепрощение", конечно.
Так где у тебя проходит грань? Что бы тебе было легче, я скажу, где она проходит у меня:
С моей точки зрения терпимость и понимание, это предоставление преступнику справедливого суда и возможности защиты. Мой суд должен быть беспристрастным, не выносить приговора загодя и не позволять себе даже после доказания одного преступления принять не доказывая его виновность в других. Более того, если преступления это позволяют и видно чистосердечное покаяние преступника и желание исправиться, возможно смягчение наказания если это поможет ему потом вернуться в общество. В чем конкретно твое несогласие, как ты понимаеш терпимость и покаяние?
Сергей-4030> Именно это соображение, о 50 миллионах погибших, и не дает, мне кажется, права присваивать "моральность" и "человечность" ни той, ни другой морали (ни "общественной морали" фашистской Германии, ни "общественной морали" Советского Союза). И та, и другая - нечеловечные, жестокие, первобытные "морали", которые не должны быть более в ходу.
Ваши предложения? Столкнувшисть с человеконенавистнической моралью типа нацистской ничего не делать? Поднять руки?
Сергей-4030> При том, я понимаю, какие возражения немедленно будут высказаны. :) Поскольку СССР победил Германию и избавил Европу от фашизма - то и мораль, дескать, была не "плохой", а единственно возможной в тех условиях. Но это совершенно неубедительно, это подгонка под ответ. Ниоткуда не следует, что при наличии более гуманной "общественной морали" Германия не могла быть побеждена быстрее и с меньшими жертвами. [»]
Не надо писать за других. К сожалению, побеждает не мораль, а сила. Победа в войне не означает, что победитель моральнее побежденного (мы сейчас о теоретической войне а не о конкретном примере). Но важно помнить, что в возможности твоей страны обороняться мораль играет важную роль. Внимание: еще раз: успехи в войне не означают высокоморальности. Прошу не путать 2 предыдущих предложения.

   
US Сергей-4030 #12.12.2005 20:41
+
-
edit
 

Сергей-4030

исключающий третье
★★
Вы пытаетесь похакать систему ценностей довольно примитивным и явным образом: терпимости к фашистким преступникам как раз и не должно быть. Потому что терпимость - это толерантность к распространению идеи, а когда идея в достаточной мере распространится, останется единственная опция "борьбы идей".
 


Я так не думаю. Нетерпимость к фашистским идеям отнюдь не одно и то же самое, что даже нетерпимость к носителям таких идей. И уж совсем не то же самое, что нетерпимость к людям, более-менее вынужденным к сотрудничеству к фашистскими властями, без разделения фашистских идей. Более того, мне кажется, что любая нетерпимость к человеку как раз, в некотором смысле, есть пропаганда части фашистских взглядов.

   
IL israel #12.12.2005 20:43  @Сергей-4030#12.12.2005 20:24
+
-
edit
 

israel

модератор
★★★
Сергей-4030> "Морального" - не имеет. :) "Процедурального" - имеет. Есть, скажем, футбол.
Закон НЕЖИЗНЕСПОСОБЕН, если он не опирается на мораль. Если граждане не чувствуют, что закон отражает их ценности, они его не соблюдают. А осужденный будет вызывать только сожаление: надо же, Васе не повезло, эти гады его поймали. Полиция и суд моментально лишаются поддержки общества, а граждане содействуют друг другу в нарушении закона. Например, в СССР народ покрывал несунов. Более того, судебная система является частью общества и в ней служат такие же граждане (если у вас не кастовая система). Соответственно, сами служащие втихаря начинают торпедировать работу своей системы. Все, ваша система рухнула.
Сергей-4030>На поле, безусловно, нужен судья. "Процедуральный". Который покажет красную (или какую там?) карточку за игру руками. Но "моральный", который будет говорить, какой он враг и гад, этот Иванов, что играет руками - такой судья не нужен. [»]
Грубейшая ошибка!!! В футболе есть своя моральная система. Закон о не сбивании игрока противника, игре рукой и т.п. не высосан из пальца, а прямо проистекает из моральных представлений игроков в футбол. Если сегодня игроки решат, что они хотят играть в игру с такими нарушениями, то данные законы будут отменены или будет создана новая игра, где это разрешено.

   
US Сергей-4030 #12.12.2005 20:44
+
-
edit
 

Сергей-4030

исключающий третье
★★
Что есть терпимость и понимание в твоей трактовке? Это очень важно!
 


Терпимость и понимание есть способность поставить себя на место обвиняемого человека, оценить ситуацию, в которую он попал, оценить степень давления, под которым он оказался и не осуждать "морально". Хотя бы в том случае, когда тебе самому не очевидно, что лично ты оказался бы в этих условиях сильнее и лучше.
   
EE Татарин #12.12.2005 20:45  @Сергей-4030#12.12.2005 20:16
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
Сергей-4030> Почему же "взгромоздиться"?! Они ведь, эти морали, на самом деле могут быть более полезны для одних "практических" целей и менее - для других, разве это не очевидно? А насчет "белого коня" - извините, действительно это было неприлично с моей стороны. Скажем по-другому - "наш" лагерь полагает правильным и необходимым условием гармоничного развития общества в целом и каждого индивидуума в частности идти таким-то путем, а "ваш" лагерь считает для того необходимыми идти другим. [»]
Ну да, именно так.
Именно это я и имел в виду, при доказательстве "логичности" и "симметрии" своей системы вы считаете самоочевидным, что общество должно идти именно вашим путем.

Кстати говоря, это ничего не говорит о логичности самого доказательства, даже если брать такие основы. Я просто демонстрирую, что у вашего лагеря :) тоже есть недоказуемые этические ценности, которые вы взяли, ну, грубо говоря, не вдаваясь в подробности и конкретику - с потолка. Как и мы.
   
US Сергей-4030 #12.12.2005 20:47
+
-
edit
 

Сергей-4030

исключающий третье
★★
Закон НЕЖИЗНЕСПОСОБЕН, если он не опирается на мораль.
 


Почему? Мне кажется, что закону надо только опираться на общественную пользу. Например, морально ли ехать на 30 миль в час выше спид лимита? Ну... пока что "общественная мораль" это особым моральным падением личности не считает. Но "нежизнеспособен" - на мой взгляд, практика просто-таки безусловно опровергает это утверждение.

PS См. "Футбол". :)
   
IL israel #12.12.2005 20:48  @Сергей-4030#12.12.2005 20:41
+
-
edit
 

israel

модератор
★★★
Сергей-4030> Я так не думаю. Нетерпимость к фашистским идеям отнюдь не одно и то же самое, что даже нетерпимость к носителям таких идей.
Вы не можете бороться с идеями, если не боретесь с их носителями и распостранителями.
Сергей-4030> И уж совсем не то же самое, что нетерпимость к людям, более-менее вынужденным к сотрудничеству к фашистскими властями, без разделения фашистских идей.
Именно это и делает суд. Носителя не судят за все преступления фашистов, а только конкретно за его. Причем если его заставили, наказание, обычно, смягчается. Суд именно что учитывает и облегчающие вину факторы.
Сергей-4030> Более того, мне кажется, что любая нетерпимость к человеку как раз, в некотором смысле, есть пропаганда части фашистских взглядов. [»]
В корне неверно!!!!!! Суд и общественная мораль судит человека за его конкретные грехи, фашизм осуждает человека не смотря на его дела, а лиш по какому то внешнему фактору, не имеющему с преступлением ничего общего.

   
US Сергей-4030 #12.12.2005 20:52
+
-
edit
 

Сергей-4030

исключающий третье
★★
просто демонстрирую, что у вашего лагеря тоже есть недоказуемые этические ценности, которые вы взяли, ну, грубо говоря, не вдаваясь в подробности и конкретику - с потолка. Как и мы.
 


Верно. Но верно и (мне кажется) то, что тщательным анализом мы можем иногда спрогнозировать, какая мораль приведет к тем самым положительным последствиям быстрее и точнее. То есть, хоть наши моральные принципы и выступают в качестве субъективных жизненных ценностей и недоказуемых аксиом, в реальности они таковыми все же не являются.

Впрочем, это, наверное, оффтопик.
   
US Сергей-4030 #12.12.2005 20:55
+
-
edit
 

Сергей-4030

исключающий третье
★★
Вы не можете бороться с идеями, если не боретесь с их носителями и распостранителями.
 


Верно. Но чтобы "убить" идею - вы совсем не обязательно должны убивать/унижать и пр. носителя. Иногда такими действиями по отношению к носителям мы, напротив, усиливаем влияние идеи на неокрепшие умы.
   
US Сергей-4030 #12.12.2005 20:56
+
-
edit
 

Сергей-4030

исключающий третье
★★
Именно это и делает суд. Носителя не судят за все преступления фашистов, а только конкретно за его. Причем если его заставили, наказание, обычно, смягчается. Суд именно что учитывает и облегчающие вину факторы.
 


Но мы же ведь не про то говорим? :) Суд, допустим, может и учитывать. А "общественное мнение" спокойно может и не учитывать.
   
EE Татарин #12.12.2005 20:58  @Сергей-4030#12.12.2005 20:41
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
Сергей-4030> Я так не думаю. Нетерпимость к фашистским идеям отнюдь не одно и то же самое, что даже нетерпимость к носителям таких идей. И уж совсем не то же самое, что нетерпимость к людям, более-менее вынужденным к сотрудничеству к фашистскими властями, без разделения фашистских идей. Более того, мне кажется, что любая нетерпимость к человеку как раз, в некотором смысле, есть пропаганда части фашистских взглядов. [»]
Я знаю, что Вы - так не думаете. :)

Ваш способ рассуждений вполне понятен. Проблема в том, что он внутренне противоречив. :)

Это не единственное внутреннее противоречие, но все же: как можно боросться с идеей, если не борьбой с ее носителями? :)
Не обязательно расстрелом, но информационной изоляцией, блокадой, понижением статуса информации, исходящей от носителя идеи.
А ведь именно это и происходит, когда я говорю "этот человек - говнюк!". Этими словами я определяю свое отношение к этому человеку и к идеям, что он несет, это же сигнал для тех кто меня уважает, они сделают то же самое (ну, в зависимости от степени уважения ко мне).
Когда я говорю "этот человек - хороший!", я - наоборот, повышаю "импакт" информации исходящей от него.

"Морализаторство" это не нечто оторванное от реальности, как считают некоторые товарищи. :) Это очень важно для правильной организации информационных потоков, выживания ценных идей и подавления малоценных или опасных.

...Глубоко уходя в оффтоп: я считаю крайне симптоматичным, что сверхтолерантность (которая подавляет естественный, отработанный веками, механизм распространения инфы) появилась почти одновременно с СМИ навроде радио или ТВ, которые вообще забивают все натуральную фильтрацию напрочь...
   
Это сообщение редактировалось 12.12.2005 в 21:17
US Сергей-4030 #12.12.2005 20:58
+
-
edit
 

Сергей-4030

исключающий третье
★★
В корне неверно!!!!!! Суд и общественная мораль судит человека за его конкретные грехи, фашизм осуждает человека не смотря на его дела, а лиш по какому то внешнему фактору, не имеющему с преступлением ничего общего.
 


А у меня тем не менее, другое мнение. Если в качестве кары за пропаганду жестоких публичных мучений и убийств человека публично мучить и убивать - я не так уверен, что это лучший способ ограничить распространение его идей.
   
EE Татарин #12.12.2005 21:02  @Сергей-4030#12.12.2005 20:55
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
Сергей-4030> Верно. Но чтобы "убить" идею - вы совсем не обязательно должны убивать/унижать и пр. носителя. Иногда такими действиями по отношению к носителям мы, напротив, усиливаем влияние идеи на неокрепшие умы. [»]
Конечно! Вовсе не обязательно. :)

Просто это - все способы, которые могут и должны применяться по месту.

Считаю крайне глупым отказываться от игнора, осуждения, унижения, наконец, и оставлять для борьбы идей себе лишь пулемет. В конце-то концов, пулемет - штука довольно злая, действует очень грубо.
   
US Сергей-4030 #12.12.2005 21:02
+
-
edit
 

Сергей-4030

исключающий третье
★★
Это не единственное внутреннее противоречие, но все же: как можно боросться с идеей, если не борьбой с ее носителями?
Не обязательно расстрелом, но информационной изоляцией, блокадой, понижением статуса информации, исходящей от носителя идеи.
А ведь именно это и происходит, когда я говорю "этот человек - говнюк!".
 


Но при этом он может быть (в качестве исключения) человеком смелым, честным, прямым и вообще - рискуя жизнью спасти товарища. И об этом, допустим, знают двадцать его "учеников". И тут приходите вы - неизвестный, ничем не отметившийся в глазах "учеников" и объявляете - он говнюк, я его сейчас расстреляю! Вот и посмотрим, какие идеи вы в результате спропагандируете в рядах учеников. :) Тоже есть некоторое противоречие, не находите?
   
EE Татарин #12.12.2005 21:06
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
Знаете, Сергей, я Вам очень рекомендую статью одного китаиста:

Вячеслав Рыбаков. Официальная страница

Официальная страница писателя Вячеслава Рыбакова

// www.sf.mksat.net
 



   
IL israel #12.12.2005 21:14  @Сергей-4030#12.12.2005 20:47
+
-
edit
 

israel

модератор
★★★
Сергей-4030> Почему? Мне кажется, что закону надо только опираться на общественную пользу. Например, морально ли ехать на 30 миль в час выше спид лимита?
Если ты едеш опасно, тебя обматерят все водители.
Сергей-4030> PS См. "Футбол". :) [»]
Смотри мои посты. Ты не только на них не отвечаеш, но и, похоже, не читаеш.

   
EE Татарин #12.12.2005 21:16  @Сергей-4030#12.12.2005 21:02
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
Сергей-4030> Но при этом он может быть (в качестве исключения) человеком смелым, честным, прямым и вообще - рискуя жизнью спасти товарища. И об этом, допустим, знают двадцать его "учеников". И тут приходите вы - неизвестный, ничем не отметившийся в глазах "учеников" и объявляете - он говнюк, я его сейчас расстреляю! Вот и посмотрим, какие идеи вы в результате спропагандируете в рядах учеников. :) Тоже есть некоторое противоречие, не находите? [»]

Нет никакого противоречия. Ни малейшего.

Если я - неизвестный - приду и начну оскорблять уважаемого человека (или напрямую уважаемую идею), это лишь понизит статус исходящих от МЕНЯ идей. Это логично и понятно.

Если на практике умный антифашист попадет в группу фашистов (например), он станет потихоньку завоевывать их доверие и уважение, а уж затем попытается показать им преимущества своего взгляда на мир. Если эти преимущества есть, а антифашист умен, а в морали фашистов нет догмы "не говори с антифашистами!", вот тогда-а...
Наоборот - то же самое.

Именно поэтому в нашу общественную мораль и входит вполне понятный и логичный пункт: минимум терпимости к фашизму или его носителям!
И именно поэтому умный и уважаемый человек может позволить себе иногда быть толерантным: есть шанс, что он сможет перевербовать сторонника, а не наоборот. И именно поэтому люди глупые рефлекторно нетерпимы: их ценности в непосредственной опасности.

В этом нет ничего противоречивого, более того - так все устроено.

Я даже чуть удивлен, что мне приходится отступать к таким, казалось бы, общеизвестным вещам. :)
   
IL israel #12.12.2005 21:16  @Сергей-4030#12.12.2005 20:55
+
-
edit
 

israel

модератор
★★★
Сергей-4030> Верно. Но чтобы "убить" идею - вы совсем не обязательно должны убивать/унижать и пр. носителя. Иногда такими действиями по отношению к носителям мы, напротив, усиливаем влияние идеи на неокрепшие умы. [»]
Если носитель не видит осуждения общества, он уверен, что его идеи правильные. Даже если суд его накажет, он воспримет это лиш как засилье тирании, будучи уверен, что само общество - за него. И только усилит свою борьбу.

   
US Сергей-4030 #12.12.2005 21:29
+
-
edit
 

Сергей-4030

исключающий третье
★★
Если на практике умный антифашист попадет в группу фашистов (например), он станет потихоньку завоевывать их доверие и уважение, а уж затем попытается показать им преимущества своего взгляда на мир. Если эти преимущества есть, а антифашист умен, а в морали фашистов нет догмы "не говори с антифашистами!", вот тогда-а...
Наоборот - то же самое.
 


А где граница применимости? :) OK, "никогда не говори с фашистами" - принято. Но ведь не одни только фашисты угрожают нашему неокрепшему уму, правильно? Как насчет всяких злобных либерастов, дерьмократов и т.п.? Они же тоже могут перевербовать? Получается, неокрепший ум надо бы (дабы в дальнейшем мораль была б крепка) надо посадить в клетку и поручить паре-тройке гипнотизеров годика два вкладывать одни только правильные идеи. Это, однако, не ново. ;)

PS Я уже писал, что совершенно понимаю "практичность" условно говоря "вашей" модели. Да, ее преимущество в том, что неокрепшему уму не обязательно напрягаться для того, чтоб осудить безусловно вредные и антиобщественные поступки и не быть под влиянием "аморальных" групп. Но я же писал о том, что, к сожалению, никто не может гарантировать также, что неокрепшему уму привьют отвращение и к самым что ни есть добрым и гуманным идеям. И контролировать сей процесс, к сожалению, очень сложно.
   
US Сергей-4030 #12.12.2005 21:32
+
-
edit
 

Сергей-4030

исключающий третье
★★
Смотри мои посты. Ты не только на них не отвечаеш, но и, похоже, не читаеш.
 


Читаю. Но не вижу подтверждения в реальной жизни. Вижу, что в реальной жизни сплошь и рядом для административного/уголовного наказания не нужно (и не наступает) особого морального осуждения преступника. А когда наступает, то в немалом числе случаев в исторической ретроспективе "моральное" осуждение формируется лишь после закрепления практики применения "судебного" осуждения.
   
US Сергей-4030 #12.12.2005 21:45
+
-
edit
 

Сергей-4030

исключающий третье
★★
Если ты едеш опасно, тебя обматерят все водители.
 


А если еду не опасно и никто меня не материт - это убережет от штрафа? :)
   
1 2 3 4

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru