1.
Москва. Единственный настоящий плюс: очень часто ходят поезда, можно вообще не задумываться о расписании (кроме разве что времени открытия/закрытия). В остальном после других мётр впечатления так себе: очень шумно, грязно, толпы народа, все толкаются; неудобная система билетов (хотя бы то, что многоразовые через месяц истекают; но, впрочем, наличие разнообразных опций, в т.ч. по цене, выгодно отличает его от других российских вариантов).
Почти всегда работают не все эскалаторы, даже если народа много.
Станции, конечно, неплохие (причем, в принципе, любые, даже "хрущевки"), но это сильно дисгармонирует с неопрятными вагонами и большинством переходов/эскалаторов. Совершенно нет мусорных урн на станциях.
Да, еще плюс: достаточно легкочитаемая и понятная схема. Трудно заблудиться. Зато, с другой стороны, покрытие окраин оставляет желать.
2. Все остальные метра
бСССР - ухудшенная версия московского. Впрочем, видел немного: Питер, Ташкент, Е-бург... Теоретически - Киев, но был маленький, не помню
Особенностей много, но они малосущественны. Пожалуй, больше всего нравится в Е-бурге, но он просто новый
В остальном не лучше; например, в качестве оплаты - только разовые жетоны.
3.
Токио. Был достаточно мало, но общие впечатления: чисто, ухоженно, хоть и без архитектурных изысков (впрочем, сами входы на станции нередко сделаны неплохо и не бросаются в глаза в окружающей архитектуре). Поезда многие достаточно старые, но всегда переоборудованы по последнему слову - всякие ЖК-экраны с названием станций и т.п. Гораздо менее шумные, даже под землей. Сложная схема, много переплетающихся линий, до 5 переходных станций, причем переходы могут быть очень длинными. Бывает множество выходов со станций (с десяток - запросто), тоже с длинными переходами. Но все тщательно обозначено.
На каждой станции есть мужик, который выпускает поезд
Свистит, когда можно отправляться. Однако из персонала мало кто говорит по-английски (про русские, впрочем, молчу).
Очень удобные турникеты - я тут писал уже где-то. Правда, против русских они бы не пошли - барьерчики там выдвигаются скорее символические, снесли бы тут же
А вот система билетов довольно сложная и не очень интуитивно понятная (цена дискретно зависит от расстояния). Причем продаются билеты только (или почти только) в автоматах. Впрочем, ошибки в оплате легко исправляются на выходе.
Да, надо упомянуть - практически во всех заграничных метрополитенах, сколько видел, можно на любой станции бесплатно взять схемку метро, расписание, гайды и прочую фигню. Сознаю, конечно, что для русских метро это утопия
3.
Мельбурн. Сразу оговорюсь, что формально это скорее электрички (по московским меркам), как и в Сиднее. Но выполняет роль метро и называется Metro
В основном наземное (впрочем, климат и земля позволяет), с проводами. Структура звездообразная, линии идут до центра, там хаб. (Некоторые сливаются в нескольких станциях до Сити, там тоже можно пересаживаться). По "отдельной" ветке поезда ходят днем раз в 15 минут, в часы пик - раз в 8-12 мин. Движение открывается в 4 с небольшим утра в будни и завершается ближе к часу ночи (если к полуночи приехать в Сити, оттуда еще можно уехать на последних поездах в любую сторону). Станции и вагоны обычно чистые и опрятные (насколько это достижимо для открытых платформ), в вагонах вообще нет рекламы. После вечернего часа пик вагоны бывают завалены бесплатными городскими газетами (тут в метро раздают), но это быстро вычищается. Достаточно тихое, даже в подземных частях (а в местах, проходящих в непосредственной близости от жилья, поезда рано утром и поздно вечером еще снижают скорость). Особенно тихо в новых сименсовских вагонах - тише, чем в автомобиле
Двери надо открывать самому, либо потянув ручку, либо, в новых вагонах, нажав кнопку.
Система билетов исключительно удобна, хотя есть и недостатки. Билеты приобретаются на время: 2-3 часа, сутки, месяц... (или пачками - скажем, 10 2-часовых на одной карточке). В течение этого времени можно ездить сколько угодно
на любом транспорте (включая трамваи и автобусы). Причем время определяется, разумеется, по началу поездки. Иначе говоря, для поездки туда-обратно ненадолго обычно хватает одного билета и неважно, сколько пересадок приходится делать. Либо (и это, думаю, изначальная идея): одного такого билета достаточно, чтобы попасть в любую часть города вне зависимости от того, какой (общественный) транспорт там ходит.
Если приходится ездить дважды в день (утром и вечером, скажем), дневной билет чуть выгоднее, и потому "многоразовые" 2-часовые (которые реально на 2-8 часов) автоматически конвертируются в дневные при второй поездке в сутки (то есть, по сути, просто кредит дается не на 2 часа, а всегда до конца дня).
По расстояниям все метро делится на 3 зоны: центральная подороже и две периферийных. Внутри одной зоны ездить дешевле; между зонами надо покупчать общий билет (1+2 зоны, например). Зоны переходят одна в другую не резко, обычно 3 станции совмещают зоны; тем не менее, в принципе, в некоторых случаях для поездки на 4 перегона нужен уже билет на 2 зоны, тогда как одна центральная зона может тянуться полтора десятка станций. Некоторые люди, работающие в Сити, едут до станции на машине (и часто до станции первой зоны), оставляют там машину на бесплатной парковке, имеющейся почти у каждой станции (не слишком близкой к центру) и едут дальше на метро. Еще один минус таких билетов: для коротких поездок получается дороговато, а дешевых опций почти нет.
Есть куча сопутствующих сервисов: например, бесплатные СМС об опоздании поездов и просто расписании; на каждой станции тоже информаторы стоят. Впрочем, для Москвы это просто неактуально
На большинстве станций турникетов нет, есть только машинки для "пробивки" билетов. Потому есть такое явление как контролеры
Которые мне за 3 года попадались лишь раз (и, кстати, тот единсвтенный раз, когда я купил неполный билет (3 вместо 3+2 зоны) - просто денег не хватило (большинство автоматов по продаже только мелочь принимают). Но я попался еще на "нужном" участке
).
В метро можно возить велосипеды - вне часов пик. В часы пик народу бывает довольно много, но никто не толкается, именно давки нет.
4.
Сидней. По большому счету похоже на Мельбурн, но много и особенностей. Во-1, поактивней, поразветвленней (при этом больше подземных участков), больше народу. Соответственно, несколько погрязнее. Во-2, все вагодны - двухэтажные, причем лишь с двумя дверями (тоже писал где-то). В целом - довольно неудобно: народу много, и часто приходится пробираться по узким лесенкам в вагонах, не говоря о большом потоке через обе двери.
В-3, система билетов другая: нет универсальных на все транспорты; цена пропорциональна расстоянию поездки (причем с дискретностью (чаще всего) в одну станцию, так что нужно еще и всегда иметь верный билет). Зато на маленькие расстояния ездить дешевле.