Wyvern-2> В СССР не делали массовые хорошие автомобили ровно по той же причине, по которой сегодня на планете Земля не делают хороших звездолетов и массовых нуль-Т телепортаторов...Wyvern-2> Это знаменитые "Колеса" Артура нашего Хейли - чисто производственный роман. Конец 60-х-начало 70-х. Потом у автопрома США и Эуропы были проблемы еще по-круче. А СССР производил отличные машины за свои деньги - почему то теперь стали забывать, что в СССР роскошь и понты не благословлялись, даже машины премьер-класса, "Чайки" и "ЗиЛ-ы" были по комфорту ниже своих западных одноклассников. И, кстати, советские автомобили неплохо продавались на Западе, причем с прибылью, и особенно, как ни странно, в таких странах как Германия, Швейцария и Швеция... Wyvern-2> Сам заголовок топика - бред собачий О-о! блин! опередили.
Вторую неделю собирался написать аналогичный пост. Ну, все равно напишу.
"Почему в СССР не делали массовые хорошие автомобили"? Заголовок чисто манипуляционный. Примерно как вопрос: "А вы уже перестали по утрам пить коньяк"? Достоин поэлементного разбора.
"Почему в СССР не делали..." - это уже не вопрос, а утверждение: "Не делали и - всё, а почему - вопрос". "Массовый автомобиль" - это какой? С какого количества начинается "массовый"? Тысяча, миллион, 10 млн.? Или это машина, которую сможет купить большая часть населения той странны, где ее собираются продавать? Ну, так , если б не конец СССР, то при сохранении тех темпов выпуска и тех темпов роста производства авто, советские автомобили имела бы сейчас большая часть населения СССР.
Но это всё - семечки. Самый интересный вопрос: "А какой автомобиль считать хорошим"? Найдется тут человек, который решится ответить на такой простой вопрос? Если сказать, например: "Хороший автомобиль - это автомобиль американского, европейского или японского производства", то вопрос топика окажется сразу абсурдным. Можно сказать: "Хороший автомобиль - это долговечный автомобиль". Но тогда советские автомобили сразу можно назвать хорошими. Они служили десятки лет. Возразят: "на них мало ездили и много ремонтировали". Но тогда можно сказать, что советские авто проектировались на долгий срок службы, но небольшой пробег и хорошую ремонтопригодность. Ремонтопригодность - это хорошо? Или плохо? Хорошо, когда отремонтировать машину крайне сложно и дорого? Нет? А может "хороший" автомобиль - это машина хорошо приспособленная к езде по дорогам, по которым она в большинстве ездит? Ну, так УАЗ и Нива отлично приспособлены к езде по бездорожью, на которое они и рассчитывались. Хорошая машина - это комфортабельная машина? Фиат или Жук в 50-х- 60-х были комфортабельнее тогдашних Волги, Москвича? И вообще, понятие комфорта меняется в зависимости от времени и места. [Вспоминается эпизод из французского фильма "Разиня": какой восторг вызвали электрические стеклоподъемники на машине главного героя у местных жителей! А сейчас это - обыденность] Хорошая машина - это та машина, которую хорошо покупают? Тогда 600-й Мерс хуже, чем тот мусор, который массово продавался в РФ в 90-е годы.
Хороший - это конкурентоспособный? Ролс-Ройс в своё время разорился из-за неконкурентоспособности, значит Ролс-Ройс - плохой автомобиль? И вообще, конкурентоспособность, зачастую поддерживается усилиями государства или крупной корпорации, какое это отношение имеет к КАЧЕСТВУ?... Продолжать можно долго. Но уже и так понятно, что тема - чисто манипулятивная.
И про "Колеса" Хейли хотел напомнить тем знатокам, что укоряют советский автопром за некачественную сборку. Болты недокрученные, молотком забитые... - Детройт страдал от этого в гораздо большей степени.
А если всерьез, то вспоминается статья в какой-то центральной советской газете (Не помню Правда или Известия?...), где-то в 70-х. Там все очень толково разъяснялось. На какой-то международной автовыставке некий буржуйский спец ехидно сказал, посмотрев советскую экспозицию: "Вернитесь к телегам". На что ему ответили: "Наши машины сделаны для наших дорог." Чтоб совершенствовать автомобиль (как и любую другую технику) в её разработку надо вкладывать средства. Ведущие западные автопроизводители вкладывают в разработки значительную долю прибыли. (Не помню цифру, например 10%) Советский автопром вкладывал в разработки порядка 1%, потому что прибыль от продаж авто государство перенаправляло на более актуальные в то время цели. Например, на расширение производства, на субсидирование детских товаров и предметов первой необходимости, и т.п. А при тех средствах, что вкладывались в разработки авто, советские автомобили были ОЧЕНЬ хорошими.