[image]

Новости космонавтики

 
1 31 32 33 34 35 48
+
-
edit
 

Leonar

втянувшийся

Sergeef> Тупая логика, на черный пиар только дураки реагируют, ведутся и пытаются его оспорить, если вы оспариваете, то вполне можете сойти за дурака,
Совершенно верно.
   1717

?? Alexandrc #19.03.2019 12:34
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Вот и можно теперь не мечтать о Протоне в Бразилии :F
 

Пересказ от РБК:

Новые власти Бразилии разрешили США использовать свой космодром

Космодром Алкантра имеет стратегически важное положение, позволяя экономно запускать аппараты на экваториальную орбиту. Вашингтон получит возможность его коммерческого использования //  www.rbc.ru
 
   55
RU Alexandrc #20.03.2019 07:35
+
+1
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Страдания по "научным" бакам, компиляция от РИА Новости:
МОСКВА, 20 мар – РИА Новости.
Многоцелевой лабораторный модуль (МЛМ) "Наука" для МКС после завершения ремонта потеряет ключевую функцию, благодаря которой он мог бы стать основой Российской национальной орбитальной станции, сообщил РИА Новости в среду источник в ракетно-космической отрасли.
"В связи с невозможностью очистки от загрязнения штатных топливных баков модуля "Наука" принято решение заменить их топливными баками производства НПО имени Лавочкина. Однако новые баки не рассчитаны на многократное использование, они одноразовые. Таким образом, замена позволит модулю после выведения на низкую орбиту ракетой "Протон" собственным ходом добраться и пристыковаться к МКС, но баки нельзя будет дозаправлять топливом", - сказал собеседник агентства.
По его словам, таким образом, МЛМ нельзя будет в случае завершения эксплуатации станции в 2024 году отделить и сделать базовым модулем Российской национальной орбитальной станции. Применение первоначальных многоразовых баков позволяло использовать его в данном качестве.
Аналогичным образом поступили при строительстве МКС - функционально-грузовой блок "Заря", копией которого является "Наука", стал базовым отсеком МКС, к которому потом стыковались остальные модули станции. В случае создания Российской национальной орбитальной станции МЛМ планировалось отстыковать от МКС вместе с узловым и научно-энергетическим модулем, а в дальнейшем расширить шлюзовым и трансформируемым модулями.
Как пояснил РИА Новости популяризатор космонавтики Филипп Терехов, идеи заменить баки на "Науке" предлагались и раньше - рассматривались варианты с укороченными баками, баками с научно-энергетического модуля или грузового корабля "Прогресс".
"Так что идея попробовать баки "Фрегата" идет уже проторенной дорогой", - пояснил он.
По словам Терехова, конструктивно замена баков на новые теоретически возможна, но предыдущие варианты плохо подходили под габариты предыдущих баков.
"А в случае "Прогресса" и "Фрегата" возникает потенциальная проблема - баки этих аппаратов не создавались для длительного использования и перезаправки. Почему проблема потенциальная? Дело в том, что можно взять баки "Фрегата" и устроить им испытания на ресурс - сколько они продержатся и что в них сломается. Сложность и объем работ по переделке их в многоразовые без таких испытаний неизвестна. Говоря простым языком, если повезет, то это можно будет сделать быстро, если нет - то нет", - сказал эксперт.
Как пояснил РИА Новости исполнительный директор по пилотируемым программам Роскосмоса Сергей Крикалев, вопрос о создании новых баков еще не решен.
"Обсуждали как вариант, но в этом есть и плюсы и минусы", - сказал он.
По его словам, в случае создания новых баков требуется переделка конструкторской документации, новые испытания модуля. В то же время уже имеющиеся баки модуля очищены и можно провести их испытания.
"МЛМ не предполагалось использовать для дозаправки МКС. Не предполагалась дозаправка МЛМ, а вот чтобы делать автономную станцию, доработать нужно много", - сказал Крикалев.
Отправка на МКС российского модуля "Наука" планируется в июне 2020 года, говорится в опубликованном на сайте НАСА бюджете на 2020 финансовый год. С 2013 года отсек проходит ремонт в Центре Хруничева. По словам главы "Роскосмоса" Дмитрия Рогозина, отсек покинет Центр Хруничева в августе этого года и будет перевезен в РКК "Энергия" для предполетных испытаний.
Модуль "Наука" начали строить в 1995 году как наземный дублер первого модуля МКС "Заря". В 2004 году было принято решение сэкономить на создании нового отсека для российского сегмента станции и переоборудовать "дублера" в полноценный летный модуль. Его запуск назначили на 2007 год, однако в срок завершить изготовление не успели, ежегодно откладывая его запуск.
В 2013 году, после передачи модуля от предприятия-изготовителя - Центр Хруничева - в ракетно-космическую корпорацию "Энергия" на дооснащение внутренним оборудованием, при тестировании оказалось, что в топливной системе содержатся посторонние частицы. Их наличие могло привести к поломке двигательной системы всей МКС при перекачке топлива, поэтому было принято решение вернуть модуль производителю на доработку. Планировалось, что баки будут разрезаны, внутренние конструкции очищены, а затем баки сварят обратно. После этого модуль предполагалось отправить на космодром Байконур для подготовки к запуску и дооснащению оборудованием.
Узловой модуль планируется запустить в 2021 году, научно-энергетический – в 2022 году. В настоящее время изготовлен только узловой модуль, который находится на хранении в РКК "Энергия" с 2014 года.
 
   72.0.3626.12172.0.3626.121
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

бан до 23.03.2024
Alexandrc> Страдания по "научным" бакам
МЛМ, в силу начала постройки ещё в 1995, имеет сильно ограниченный ресурс.
Т.е. на десяток лет его может и хватит, но вряд ли больше.
   7272
?? Alexandrc #25.03.2019 12:28
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Рогозин подтвердил, что на модуль "Наука" поставят баки от разгонного блока "Фрегат"

Гендиректор Роскосмоса уточнил, что пуск модуля нельзя производить позже лета 2020 года, так как закончатся гарантийные сроки на отдельные системы //  tass.ru
 
МОСКВА, 25 марта. /ТАСС/. На российский многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ) "Наука" вместо старых баков установят баки от разгонного блока "Фрегат". Эту информацию подтвердил журналистам гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

Как пояснил Рогозин, с со старыми баками возник целый ряд проблем в связи с негодным хранением, в частности, имеются микротрещины в металле, также на баки утеряна документация. "Стали проводить дополнительные исследования самого металла - экспертиза показала, что есть проблемы с усталостью металла. Провели испытания одного из этих баков, он эти испытания не выдержал", - сказал Рогозин.

По его словам, НПО "Лавочкина" предложило использовать баки от разгонного блока "Фрегат", который производится серийно. "По сути, на 90% техническая документация будет совпадать, там только небольшая доводка. Это решение принято. Это позволит выйти с гарантированным качеством этих баков на запуск МЛМ", - сообщил Рогозин. Он добавил, что пуск модуля нельзя производить позже лета 2020 года, так как закончатся гарантийные сроки на отдельные системы модуля и "придется вообще все перебирать".

Рогозин также отметил, что баки "Фрегата" нельзя будет использовать многократно, как это было со старыми баками "Науки". "Но нам достаточно будет этих баков даже в одноразовом варианте для того, чтобы обеспечить саму стыковку модуля с МКС. А дальше задачу удержания станции на орбите мы ставим перед вторым модулем - научно-энергетическим (НЭМ), который мы планируем в 2022 году отправить на орбиту. Там будут и дополнительные баки, и двигатели для удержания станции на орбите", - пояснил он.

Рогозин рассказал, что сначала к МКС будет отправлен МЛМ, потом универсальный стыковочный узел, который уже готов к отправке, после будет запуск НЭМ. "В результате мы расширяем объем рабочего места для нашего экипажа в 2,5 раза. Это дает возможность увеличения количества экспериментов и, самое главное, мы уходим от зависимости от наших американских коллег в энергопотреблении - сейчас их солнечные батареи питают всю станцию, нам своей электроэнергии не хватает", - рассказал Рогозин. Гендиректор Роскосмоса добавил, что у "Науки" 10-летний ресурс, что "фактически обеспечит нам работу станции до 2030 года"..
 
   55
?? Alexandrc #25.03.2019 12:31
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Роскосмос сохранит МКС на орбите в случае выхода NASA из проекта

Гендиректор госкорпорации Дмитрий Рогозин уточнил, что у РФ есть технологические и технические возможности, чтобы держать станцию на орбите и обеспечить ее и электроэнергией, и воздухом //  tass.ru
 
МОСКВА, 25 марта. /ТАСС/. Госкорпорация "Роскосмос" сохранит Международную космическую станцию (МКС) на орбите даже в случае выхода из проекта американской стороны. Об этом сообщил журналистам гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

"Это предложение Роскосмоса. Мы считаем, что мы можем сохранить станцию и после того, как и если американцы примут решение о выходе из этого проекта, за счет других стран и партнеров. У нас есть технологические и технические возможности, чтобы держать станцию на орбите и обеспечить ее полностью и электроэнергией, и воздухом", - сказал Рогозин.

Гендиректор Роскосмоса пояснил, что российский сегмент может присоединять новые модули на базе научно-энергетического модуля (НЭМ), первый вариант которого будет запущен к станции в 2022 году. "В этом есть уникальная возможность у Российской Федерации. Мы можем тиражировать НЭМ. Его конструкция такова, что он может быть домом для других стран - это может быть НЭМ2, НЭМ3, НЭМ4, они могут расти дальше, расширяя международную часть станции. Такое предложение мы сформулировали, нашим новым партнерам предлагаем это сделать", - сказал Рогозин.

Он отметил, что Индия, например, если она будет делать пилотируемый корабль, может заказать себе свой собственный модуль у России на базе НЭМ. "Поэтому глупо с нашей стороны руководствоваться идеей, что в 2025 году станция прекращает работу с учетом того, что ресурс нашего модуля минимум 10 лет, а по факту - больше", - подытожил он.

Сейчас участниками проекта МКС являются 14 стран: Россия, Канада, США, Япония и 10 государств - членов ЕКА (Бельгия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швейцария и Швеция). Первоначально планировалось, что эксплуатация станции завершится в 2015 - 2016 годах. Однако 4 ноября 2014 года в Париже на встрече стран - участниц программы срок использования МКС был продлен до 2020 года. Затем они договорились эксплуатировать ее как минимум до 2024 года.
 
   55
?? Alexandrc #25.03.2019 12:34
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Рогозин: создание варианта "Союза МС" для полетов к Луне будет стоить $400 млн

По словам гендиректора Роскосмоса, также рассматривается возможность использования этого корабля для облета спутника Земли в коммерческих целях //  tass.ru
 
МОСКВА, 25 марта. /ТАСС/. Создание варианта космического корабля "Союз МС" с усиленной тепловой и радиационной защитой для полетов к Луне будет стоить примерно $400 млн. Об этом сообщил журналистам гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

По его словам, "Союз" изначально создавался как корабль для освоения Луны, поэтому есть потенциал, чтобы усилить его тепловую и радиационную защиту. "Мы сейчас рассматриваем возможность использования этого корабля для облета Луны, в том числе как коммерческий проект. Предварительная стоимость этого проекта может быть около $400 млн - это создание корабля и организация одной миссии", - сообщил Рогозин.

Глава Роскосмоса уточнил, что модернизированный "Союз" к Луне можно запускать по двухпусковой схеме - отдельно выводится и временно стыкуется к Международной космической станции (МКС) сам доработанный корабль "Союз МС" на одноименной ракете, затем в космос выводится разгонный блок на тяжелой ракете "Ангара". "Дальше происходит сборка на МКС разгонного блока и корабля, и они уходят вокруг Луны, делают гравитационный маневр и возвращаются на Землю", - уточнил Рогозин.

Он добавил, что с точки зрения тепловой и радиационной защиты на усовершенствованном "Союзе" для полетов к естественному спутнику Земли "фактически появится второй корпус".

Ранее глава Роскосмоса сообщал, что NASA просит российскую госкорпорацию разработать версию космического корабля "Союз" для полетов на Луну, чтобы создать вторую резервную космическую транспортную систему. США планируют реализовать программу с международным участием Deep Space Gateaway по созданию постоянно действующей окололунной станции, к которой регулярно будут отправляться корабли с Земли.
 
   55
GB Alexandrc #31.03.2019 18:21
+
+2
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Что сказали бы нам Королев с Гагариным...

Приближающийся День космонавтики - повод не только вспомнить исторический полет Юрия Гагарина и успехи на пройденном внеземном пути //  www.trud.ru
 
Не менее важно сказать о проблемах и неудачах, ибо только честный, открытый разговор дает шанс преодолеть серьезные преграды, мешающие развитию нашей космической отрасли.

Всем очевидно, что сегодня в российской космонавтике тормозящих факторов намного больше, чем достижений. Говорю об этом с душевной болью, ведь космонавтика — дело моей жизни. И очень обидно видеть, как моя страна, открывшая космическую эру, теряет одну позицию за другой.

Самые значимые события в освоении космоса происходят сейчас у наших партнеров. Новый американский корабль Crew Dragon совершил первый полет к МКС и вернулся на Землю. Летом планируется старт пилотируемый. А далее — штатная эксплуатация нового корабля с экипажем до семи человек. К концу года и фирма Boeing после успешных испытаний готова ввести в эксплуатацию другой 7-местный пилотируемый корабль — Starliner.


Оба корабля будут летать к МКС вместе с нашими «Союзами». Хорошо, что повышается устойчивость транспортной системы Земля — МКС — Земля. Однако новая реальность лишает Роскосмос значительной статьи доходов для финансирования отечественной пилотируемой программы.

Кстати, первый грузовой Dragon я встречал в составе экипажа МКС-31/32 в 2012 году. Маску понадобилось всего шесть лет, чтобы создать суперсовременный пилотируемый корабль Crew Dragon, затратив на это 2,6 млрд долларов. С 2011-го после вывода из эксплуатации шаттлов доставкой экипажей на орбитальную станцию занималась российская сторона. За эти годы Роскосмос на «извозе» заработал порядка 3 млрд долларов. Это больше, чем потребовалось Маску для создания Crew Dragon. Ну и где наш новый корабль? Все заработанное размазано по отрасли для латания дыр. В СМИ было достаточно информации о неэффективном управлении и нецелевом (мягко говоря!) расходовании коммерческих и бюджетных средств в космической отрасли. Но приняты ли меры для перелома негативных тенденций? Ответ узнаем в недалеком будущем.

Следующие 10-20 лет, на мой взгляд, в пилотируемой космонавтике будут эпохальными, сравнимыми только с первым космическим десятилетием в далеких 1960-х.

Новые перспективы связываются с началом освоения Луны и Марса. Наши партнеры по МКС, а также Китай создают пилотируемые корабли и супертяжелые ракеты-носители нового поколения, строят частные космодромы, планируют высадку на астероиды, строительство окололунной станции Lunar Orbital Platform-Gateway, лунной и марсианской баз. Россия должна быть участником и надежным партнером в этих программах. Но что предлагаем мы? Только декларативные заявления в жанре фэнтези и наши мечты. По этому поводу вполне определенно высказался премьер-министр: «Хватит болтать о том, куда мы полетим в 30-м году».

Серьезная проблема — кадровый дефицит в отрасли, особенно высококвалифицированных специалистов. Топ-менеджеры в зарубежных космических агентствах, компаниях, руководители проектов — как правило, люди с отличным инженерно-техническим образованием, представители ученых сообществ, специалисты в области прикладной физики. У нас же значительный и труднообъяснимый перекос в сторону управленцев, экономис-тов, финансистов, журналистов, юристов. Давайте вспомним, кто руководил космической от-раслью, конструкторскими бюро и инженерно-техническими коллективами во времена наших выдающихся конструкторов 1960-1970-х Королева, Глушко, Мишина, Челомея...

А сегодня российский сегмент МКС не развивается, устаревает. Служебные системы, вырабатывая свой ресурс, все чаще отказывают. Научные исследования примитивны и сведены к минимуму. Перспективные, на наш взгляд, модули — многофункциональный лабораторный (МЛМ) и научно-энергетический (НЭМ), предназначенные для российского сегмента МКС, по-прежнему на Земле. Их планировалось запустить к МКС еще в 2007-2009 годах. Прошло десятилетие. Из-за постоянных переносов эти модули уже не являются перспективными. Теперь вот собираются запускать МЛМ в 2020-м...

В СМИ освещались технические сложности, которые могут возникнуть с модулем. Но есть проблема, остающаяся в тени. Речь о большом объеме работ наших экипажей в открытом космосе после стыковки модуля МЛМ с орбитальной станцией. Потребуется 10-15 выходов. Все тонкости работы в открытом космосе, как правило, отрабатываются испытателями ЦПК, РКК «Энергия» и космонавтами в гидролаборатории ЦПК. Но пять лет назад она была закрыта на реконструкцию — и сегодня далека от ввода в эксплуатацию. Часть космонавтов, проходивших тренировки в гидролаборатории, уволились. Других космонавтов «ушли» интриганы, и по сей день работающие в ЦПК. А те, кто остался в отряде, тренировались в гидролаборатории давно. Если этот совершенно необходимый тренажерный комплекс не введут в эксплуатацию, останется надеяться на авось и на удачу: Это за пределом моего понимания. Мы нарушаем нами же утвержденные и десятилетиями отработанные методики и инструкции подготовки экипажей. Принимались они в первую очередь по соображениям надежности работ в космосе и безопасности.

Все чаще официальные лица выступают с заявлениями, что модули МЛМ и НЭМ позднее могут стать основой российской космической станции на околоземной или даже на лунной орбите. На самом деле эти варианты бесперспективны. Построены модули, особенно МЛМ, по технологиям 1980-х, которые использовались на станции «Мир». Они не отвечают уровню даже сегодняшнего дня, не говоря уж о завтрашнем. Создавать после МКС на основе тех технологий околоземную станцию либо отправлять на окололунную орбиту можно только в двух случаях: если мы решили открыть там музей отечественной космической техники или кладбище по утилизации устаревших технологий.

Нет, нам нужны принципиально новые пилотируемые аппараты с большим запасом на будущее. Понятно, что за последние четверть века тотального бездействия наши КБ в какой-то степени утратили возможности разработки перспективных новшеств. Подтверждение тому — бесконечная модернизация хорошо сделанного, надежного, но давно устаревшего корабля «Союз». Теперь вот уже предлагают его под лунную программу.

Мне представляется удивительной такая апатия нашей космической отрасли. Многие годы мы работаем в различных совместных международных проектах, включая и МКС. Необязательно копировать и подражать во всем, но полезное и перспективное в области технологий, концепций построения модулей и их систем перенимать необходимо. Или же многолетняя система вязкой бюрократии на управленческих этажах, перестраховка, боязнь нового губят на корню любую инициативу?

Множество наших инженеров, инструкторов, методистов участвовали в совместной подготовке экипажей к полетам во всех космических центрах партнеров — в NASA, Европейском агентстве, CSA (Канада), JAXA (Япония). Ряд наших космонавтов, в том числе и я, занимались за рубежом по специальным программам подготовки, подробно изучали зарубежные модули, получая квалификацию на уровне эксперта. Но, похоже, эти знания в нашей стране никому не нужны. А ведь накоплен ценнейший опыт!

И главное. Чтобы участвовать на равных с партнерами в лунном и марсианском проектах, необходимо вывести российскую пилотируемую составляющую космической отрасли из спячки. Нам требуются прорывы в области космических технологий, проектирования, создания пилотируемых аппаратов. Без этого партнеры со временем потеряют к нам всякий интерес и откажутся от сотрудничества. И тогда нашим потомкам в наследство мы оставим разве что гордость за победы в далеком прошлом, да макеты космических аппаратов, так и не воплотившихся в жизнь.
 
   33

ED

старожил
★★★☆
Умер космонавт Валерий Быковский.
   52.052.0
RU Alexandrc #04.04.2019 12:28
+
+2
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Прошу прощения за обилие букв, но слишком важная тема, чтобы ограничиваться только ссылками, а потом пересказывать текст, отвечая в комментариях.

Снова о МЛМ "Наука":
Для запуска модуля "Наука" к МКС изготовили "Протон" повышенной мощности":
Специальная ракета-носитель "Протон-М" повышенной грузоподъемности изготовлена для запуска к МКС в июне 2020 года Многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ) "Наука" с целью его выведения на более высокую орбиту, сообщил РИА Новости в четверг генеральный конструктор КБ "Салют" Центра Хруничева Сергей Кузнецов.

Ранее генеральный директор "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин сообщил, что модуль "Наука" необходимо отправить на МКС до лета 2020 года из-за окончания ресурса его приборов и двигателей. Поэтому принято решение заменить его загрязненные металлической стружкой баки на баки от разгонного блока "Фрегат". Ракета "Протон-М" для запуска модуля "Наука" была доставлена из Центра Хруничева на космодром Байконур в декабре 2018 года.

"Мы компенсируем это применением ракеты с улучшенными характеристиками, которая выведет МЛМ на более высокую орбиту", - сказал Кузнецов.
Так он ответил на вопрос о том, что на модуле "Наука" вместо шести старых баков планируется установить 30 баков от "Фрегата" (шесть групп по пять баков в каждой) и что суммарно в новых баках будет топлива меньше, чем в старых баках, поэтому придется разработать более экономную по расходу топлива схему полета модуля к МКС.

В 2013 году, после передачи модуля от предприятия-изготовителя - Центр Хруничева - в Ракетно-космическую корпорацию (РКК) "Энергия" на дооснащение внутренним оборудованием, при тестировании оказалось, что в топливной системе содержатся посторонние частицы. Их наличие могло привести к поломке двигательной системы всей МКС при перекачке топлива, поэтому было принято решение вернуть модуль производителю на доработку. Планировалось, что баки будут разрезаны, внутренние конструкции очищены, а затем баки сварят обратно. После этого модуль предполагалось отправить на космодром Байконур для подготовки к запуску и дооснащению оборудованием.
В марте 2019 года Рогозин сообщил, что модуль "Наука" покинет Центр Хруничева в августе этого года и будет перевезен в РКК "Энергия" для предполетных испытаний.
 


Так уж вышло, что РИА Новости оппонирует N+1 с заметкой:
Космическая «Наука»
Успеет ли Россия запустить проблемный модуль МКС в 2020 году

В марте 2019 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин написал у себя в твиттере, что работы по многофункциональному лабораторному модулю (МЛМ МКС) «Наука» входят в заключительную стадию: якобы модуль «покинет цеха Центра им. Хруничева в августе этого года и будет перевезен в РКК “Энергия” для предполетных испытаний». Чуть позже ТАСС со ссылкой на источник в космической отрасли сообщил, что МЛМ «планируется запустить к Международной космической станции летом 2020 года на ракете-носителе “Протон-М” с космодрома “Байконур”». Несмотря на эти обнадеживающие заявления, одни эксперты сомневаются в том, что «Наука» полетит к МКС уже в 2020 году, а другие спрашивают, зачем она там вообще нужна.

В сообщении ТАСС, в частности, приводятся еще и такие данные: «Новые топливные баки, на 90 процентов совпадающие с баками разгонного блока "Фрегат", изготовят для многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) "Наука", старые баки которого засорены металлической стружкой».

Сразу возникает множество вопросов: удастся ли до августа установить на «Науку» новые баки, 10 процентов компонентов которых придется создавать практически с нуля? И если это так просто, то почему не было сделано раньше? Наконец, реально ли запустить «Науку» в 2020 году — с учетом того, что в 2017 году «Роскосмос» уже планировал ее старт на следующий год, но впоследствии вынужден был дважды переносить намеченные сроки?

Ко всем этим вопросам стоит добавить еще один: точно ли МКС необходим этот новый модуль?


Стружка в баках
Работы над будущим модулем «Наука» начались еще в 1995 году, причем задумывался он как Функционально-грузовой блок — 2 для будущей МКС. Начиная с 2004 года ФГБ-2 стали называть Многофункциональным лабораторным модулем, но по сути поменялось немногое. Речь по-прежнему идет о модуле весом более 20 тонн, на котором предполагается разместить до трех тонн научной аппаратуры. Модуль все так же нацелен на проведение экспериментов — но, по-видимому, с учетом того, что за прошедшие десятилетия многое уже было сделано на другом оборудовании.

В 2017 году впервые выяснилось, что в баках модуля обнаружена металлическая стружка, устранить которую будет очень сложно.

Дело в том, что штатные баки «Науки» были рассчитаны на дозаправку в невесомости. Для этого в них были встроены специальные устройства, похожие на мехи гармони, — сильфоны, позволяющие двигать диафрагму внутри бака по мере расходования топлива или же по мере его повторной заправки. Благодаря регулярной дозаправке «Наука» как базовый модуль МКС с собственными двигателями могла бы обеспечить станции возможность плавного маневрирования.

Но именно из-за сильфонов просто промыть баки было невозможно. В теории, можно было попытаться разрезать бак, промыть сильфоны и внутренности бака и сварить его обратно. Однако когда в сентябре 2017 года такую попытку предприняли на малогабаритном макете (чтобы понять, насколько такой путь эффективен), оказалось, что бак после повторной сварки утратил герметичность.

Встал вопрос о замене, но и тут все оказалось непросто. «Родные» баки модуля — шесть длинных и узких баков 77KM-6127-0. Узкими их сделали потому, что диаметр головного обтекателя РН «Протон», под которым «Наука» должна выводиться в космос, составляет всего 4,1 метра. Это совсем не много — ведь баки не должны выступать за пределы радиаторов системы теплообмена, которые отводят от модулей МКС тепло. Будь баки шире радиаторов, они бы блокировали этот тепловой поток и привели к быстрому перегреванию корпуса «Науки».

Поэтому сильфонные баки от Научно-энергетического модуля МКС (более новой разработки) для «Науки» не подходят: они слишком широкие. Из-за одного груза никто для «Протона» новый, более широкий обтекатель делать не будет: экономического смысла в этом нет, тем более что частота полетов этой ракеты из-за SpaceX и так снизилась в несколько раз.

В конечном счете выбор остановили на относительно небольших баках блока «Фрегат» (разгонный блок для выведения космического аппарата на опорную и более высокие орбиты). Теоретически они могут подойти по размерам, но эти баки не оборудованы сильфонами. Даже полное обновление 10 процентов деталей вряд ли сделает их пригодными для дозаправки.

Баки без сильфонов, рассчитанные на одноразовую заправку топливом, позволят пристыковать модуль к МКС, но для долговременного сохранения параметров орбиты станции в целом они не годятся. Следовательно, модуль «Наука» не сможет стать базовым.

Это ставит под вопрос будущее МКС. Ресурс большинства модулей международной станции на сегодня продлен до 2024 года, но какая-то их часть могла бы работать и до 2028 года. Тем не менее, американская сторона уже заявила о том, что наполовину сократит свои расходы на МКС после 2024 года. Базовый модуль «Наука» мог бы стать тем ядром, вокруг которого «Роскосмос» планировал организовать автономную российскую станцию, независимую от планов и возможностей NASA.

Более того, без «Науки» останутся не у дел два других, уже готовых модуля, которые изначально планировали присоединить к МКС, а впоследствии прочили в составные части будущей автономной станции. Так, универсальный узловой модуль «Причал», чей старт, предположительно, назначен на 2022 год, приспособлен для стыковки именно с «Наукой». Научно-энергетический модуль (НЭМ) должен стыковаться с «Причалом».

Успеют или не успеют?
Пресс-служба РКК «Энергия» в ответ на вопрос N + 1, удастся ли за оставшиеся пять месяцев снабдить «Науку» новыми баками, ответила со ссылкой на генерального конструктора КБ «Салют» АО «ГКНПЦ им М.В.Хруничева» Сергея Кузнецова, что штатные баки, «к настоящему времени сняты[е] с производства», будут заменены «на производимые в НПО имени Лавочкина», т.е. на баки блока «Фрегат». Нам также подтвердили, что «Энергия» рассчитывает выполнить эту задачу к августу 2019 года.

Ранее необходимость уложиться в столь сжатые сроки глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин объяснял так: «Если делать пуск (модуля “Наука” — прим. N + 1) позже лета 2020 года, то там заканчивается ресурс отдельных приборов и отдельных дополнительных малых двигателей. То есть там придется вообще все перебирать».

Однако Иван Моисеев, научный руководитель Института космической политики, в беседе с N + 1 усомнился в реальности названных сроков: «Никаких предполетных испытаний в августе 2019 года быть не может. Предполетные испытания — это такие, после которых конструкцию уже никак и ни в чем менять нельзя, разве что все заново делать. С вероятностью 99 процентов до (конца — прим. N + 1) 2020 года запустить МЛМ «Наука» не смогут... Если уже принято решение, то алгоритм действий понятен, и из него, скорее всего, все равно будет вытекать 2021 год».

Как отметил наш собеседник, даже столь поздний срок запуска модуля все еще может быть востребован: «Уже сейчас все космические агентства отметили, что и после 2024 года целесообразно совместно эксплуатировать МКС. При желании ее можно было бы сделать вечной, просто меняя модули шаг за шагом». По словам Моисеев, перевозка «Науки» в «Энергию» в августе вполне объяснима, поскольку с пилотируемыми объектами всегда работала именно эта корпорация, а у хруничевцев на этом направлении опыта практически нет.

КПД как у паровоза
Однако не все эксперты считают запуск МЛМ «Наука» необходимым — хоть в 2020-м, хоть в 2021 году. Среди них — космонавт Геннадий Падалка. По его мнению, модуль давно перестал отвечать техническим требованиям сегодняшнего дня: «Все чаще официальные лица выступают с заявлениями, что модули МЛМ и НЭМ позднее могут стать основой российской космической станции на околоземной или даже на лунной орбите. На самом деле эти варианты бесперспективны. Построены модули, особенно МЛМ, по технологиям 1980-х, которые использовались на станции «Мир». Они не отвечают уровню даже сегодняшнего дня, не говоря уж о завтрашнем».

Падалка отмечает также, что в случае стыковки «Науки» с МКС потребуется 10-15 выходов наших космонавтов в открытый космос для завершения всех работ. Однако гидролаборатория Центра подготовки космонавтов, готовившая экипажи к таким операциям, пять лет назад была закрыта на реконструкцию и все еще далека от ввода в эксплуатацию. Многолетнее отсутствие тренировок делает перспективы постстыковочных работ не самыми многообещающими.

Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Константина Циолковского, в комментарии для N + 1 усомнился в экономической целесообразности запуска «Науки»: «В 2007 году это имело смысл, тогда планировалось довести экипаж МКС до шести человек. Но прошло уже много лет, не факт, что МКС вообще осталось долго жить. Возможно, настало время прекратить тратить на нее деньги».

По словам Ионина, российская космическая отрасль не так богата, чтобы тратить ресурсы на проект, который после 2024 года может быть просто свернут. Ведь многое зависит от американского финансирования, а оно не безгранично. У NASA не хватит средств сразу и на МКС, и на окололунную станцию. Американцы будут выбирать и вряд ли решат в пользу МКС, создание и первое десятилетие эксплуатации которой и так оценивается в 157 миллиардов долларов.

В частности, США уже потратили 30 миллиардов долларов на разработку сверхтяжелой ракеты SLS (ее первый старт намечен на 2020 год). Каждый ее пуск будет стоить не менее полумиллиарда долларов, а значит, рентабельна она будет только для полетов к окололунной станции. А для доставки грузов на МКС уже сегодня используется частная Falcon 9, вскоре речь пойдет о доставке с ее помощью и астронавтов.

Это соответствует планам американской администрации: переложить полеты на околоземную орбиту на более дешевые ракеты SpaceX, а полеты в более дальний космос оставить большой и дорогой «государственной» ракете SLS. На самом деле и SLS тоже делают негосударственные компании, но в строгом соответствии с требованиями NASA, чего нельзя сказать о весьма неортодоксальных по конструкции сверхтяжелых ракетах Илона Маска.

Наконец, по мнению Ионина, никуда не денется и напряженность в отношениях между Россией и США, не говоря о том, что «была известная фраза Рогозина про батут, а американцы такие вещи не забывают».

Так что шансы на международное сотрудничество по МКС малы, а одной России, чтобы потянуть такой проект, придется отказаться от более сложных проектов, связанных с освоением Луны и Марса.

Кстати, известный советский и российский космонавт Георгий Гречко еще в 1978 году, по итогам самого продолжительного пребывания человека в космосе, утвеждал, что у постоянно пилотируемой орбитальной станции «эффективность как у паровоза... очень маленький КПД, несколько процентов». По мнению Гречко, средства, уходившие на поддержание постоянной обитаемости станции, можно было бы направить на другие пилотируемые программы — к той же Луне и, в будущем, к Марсу.

Куда летим?
Впрочем, Ионин не скрывает: «лишним» является не только модуль «Наука», но и, например, сверхтяжелая ракета, создание которой намечено к 2028 году: «...Это ведь просто инерционная логика, логика проекта «Сатурн-Аполлон». Просто масштабирование идеи, которая уже была реализована, ничего нового там нет — двигатели планируется взять еще советской разработки, просто добавив пару букв к индексу и чуть поменяв отдельные компоненты. Если у людей много денег то можно делать и сверхтяж, много чего еще, но встает вопрос — зачем?»

«По мнению эксперта, «государство должно заниматься Луной и Марсом». Однако для этого необходимо отойти от подхода, основанного на минимизации рисков, на повторении ракет полувековой давности — или орбитальных станций из более недавнего прошлого, на выполнении задач, уже выполненных NASA или «Роскосмосом» в прошлом».

Как полагает Ионин, если уж космические державы действительно хотят потратить средства на космос осмысленно, то лучше сосредоточиться на использовании технологический возможностей, полвека назад не существовавших. Например — на ядерном буксире, экономически куда как более перспективным для освоения дальнего космоса, чем ракеты типа американской SLS или будущего российского сверхтяжа.

Другой перспективный блок задач — адаптация человека к длительному проживанию в космосе. На сегодня разумный срок такого рода ограничен полугодом, после чего в организме начинаются необратимые изменения — вплоть до потери костной ткани в объеме, угрожающем здоровью космонавта. Космическая остеопения ведет к потере одного процента массы костей человека в месяц, а потеря 20 процентов от этой массы угрожает прочности скелета в целом.

На этом направлении существуют принципиально новые подходы, включая создание слабой искусственной гравитации на космических кораблях или использование компактных миницентрифуг, позволяющих создавать искусственную гравитацию для космонавтов. Последние даже испытывались в России — но их полет в космос пока не планируется, в том числе из-за нехватки средств.
 


Еще от ТАСС:
Рогозин подтвердил планы разместить аппаратуру для зондирования Земли на модуле "Наука"
МОСКВА, 3 апреля. /ТАСС/. Крепление для полезной нагрузки будет подвешено на внешнюю сторону многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) "Наука". Эту информацию подтвердил гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин во время посещения Центра им. М. В. Хруничева.

Ранее источник в ракетно-космической отрасли сообщил ТАСС, что на МЛМ, который в 2020 году планируется отправить к Международной космической станции (МКС), появятся крепления для спутниковой аппаратуры.

"Я дал поручение подготовить специальнные крепления для полезной нагрузки", - сказал Рогозин на видео, размещенном в среду на канале "Роскосмос ТВ" на YouTube.

По его мнению, размещение аппаратуры для дистанционного зондирования Земли позволит с МКС "делать высокодетальную съемку в интересах народного хозяйства и не только".
 

Модуль точно в 2020г. летит?
   55
Это сообщение редактировалось 04.04.2019 в 13:34
?? Alexandrc #04.04.2019 12:54
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Итог встречи президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и президента Казахстана Касым-Жомарт Токаева:
Россия готова продолжить работу с Казахстаном по проекту "Байтерек"
МОСКВА, 3 апр - РИА Новости. Россия готова продолжить работу по совместному космическому проекту РФ и Казахстана "Байтерек", заявил президент России Владимир Путин.

Глава российского государства отметил тесную и взаимовыгодную кооперацию стран в космической сфере, в том числе в рамках эксплуатации космодрома Байконур. В прошлом году срок его аренды был продлен до 2050 года.

"Готовы продолжать работу по проекту "Байтерек", который предусматривает создание нового ракетно-космического комплекса на основе российской ракеты-носителя", - сказал он по итогам российско-казахстанских переговоров.

Проект "Байтерек" предусматривает модернизацию стартового комплекса для ракет "Зенит" на Байконуре, с тем чтобы с него можно было запускать носители "Союз-5". Эта ракета сейчас разрабатывается в России, первый пуск намечен на 2022 год. Ранее сообщалось, что Казахстану такая модернизация обойдется в 314 миллионов долларов.
 
   55
RU Полл #04.04.2019 17:50  @Alexandrc#04.04.2019 12:28
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Alexandrc> Снова о МЛМ "Наука":
Судя по всему, опять ученый изнасиловал журналиста. :)
В 4 баках "Фрегата" более 5 т топлива, в 30 баках его было бы под 30 т. Такой модуль никакой "Протон" не выведет.
   66.066.0
+
-
edit
 

Leonar

втянувшийся

Alexandrc>> Снова о МЛМ "Наука":
Полл> Судя по всему, опять ученый изнасиловал журналиста. :)
Полл> В 4 баках "Фрегата" более 5 т топлива, в 30 баках его было бы под 30 т. Такой модуль никакой "Протон" не выведет.

смотря какие баки...
 


допустим под циферкой 10
   11.011.0
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Leonar> допустим под циферкой 10
Это дополнительные баки, они ставятся на основные.
Ты предполагаешь, что под "блок из шести баков" имеются в виду 2 основных бака и 4 дополнительных на них?
В принципе логично, но это что за конструкция получается - 2 полных "бублика" от "Фрегата" с дополнительными емкостями, и еще "полбублика"? %( И даже с малыми доп.емкостями это по 6,5 т на "бублик", под 17 т топлива. :eek:
Зачем столько модулю?

З.Ы. В заметке выше вообще какая-то мура: "шесть групп по пять баков в каждой". И как это понимать?
   66.066.0
+
-
edit
 

Leonar

втянувшийся

Leonar>> допустим под циферкой 10

Полл> З.Ы. В заметке выше вообще какая-то мура: "шесть групп по пять баков в каждой". И как это понимать?

Так и понимать. 30 маненьких дополнительных бака...
   1717
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Leonar> Так и понимать. 30 маненьких дополнительных бака...
Для них даже топливной арматуры не существует. Это просто полость, увеличивающая объем основного бака.
   66.066.0

hsm

опытный

Полл> Это дополнительные баки, они ставятся на основные...

Основным бакам Фрегата физически не хватит места под обтекателем, если их прилепить к Науке. В статье же прямо говорится о нехватке места.
   45.045.0
+
-
edit
 

Leonar

втянувшийся

Leonar>> Так и понимать. 30 маненьких дополнительных бака...
Полл> Для них даже топливной арматуры не существует. Это просто полость, увеличивающая объем основного бака.
А чем арматура от основных баков не айс?
   1717
MD Serg Ivanov #06.04.2019 08:54
+
-
edit
 

Американские спутники-шпионы сближались с российскими аппаратами

Американские военные спутники-шпионы GSSAP многократно скрытно подлетали к российским и китайским военным и гражданским космическим аппаратам для их инспекции... РИА Новости, 06.04.2019 //  ria.ru
 
В частности, спутники GSSAP сближались на расстояние от 10 до 15 километров с российскими гражданскими космическими аппаратами "Экспресс-АМ8" в июле 2017 года и "Луч" в сентябре 2017 года. В октябре 2017 года они сблизились с военным спутником "Благовест" ("Космос-2520"), в ноябре 2017 года - со спутником "Радуга-1М" номер 3, а в мае 2018-го с "Радугой-1М" номер 2. Кроме того, они сближались с китайским военным спутником TJS-1 в сентябре 2016 года, а в сентябре 2017 года - с пакистанским аппаратом Paksat-1R и нигерийским Nigcomsat-1R, изготовленными в Китае.
В отчете со ссылкой на российские данные говорится, что во время таких близких подходов один из спутников GSSAP выполнял множество небольших маневров в течение короткого промежутка времени или совершал сближение с другим спутником, когда оба аппарата находились в тени Земли, что мешало отслеживать эти операции телескопами.
 
   73.0.3683.10373.0.3683.103

Inewth

опытный

Leonar> допустим под циферкой 10

Не допустим. Это должны быть баки с ИЗОЛИРУЮЩИМ вытеснительным устройством. То есть баки, питающие мелкие двигатели.
   1919
ZA Alexandrc #10.04.2019 05:54
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Роскосмос намерен участвовать в лунной коалиции только на равных с США

Глава NASA Джим Брайденстайн ранее заявил, что только США способны создать подобный союз //  tass.ru
 
В российской корпорации отметили, что международное сотрудничество в космосе - важная задача, его примером является взаимодействие по Международной космической станции. "Участие в иных международных проектах в космосе возможно исключительно на равноправной основе и при понимании Роскосмосом пользы от такой кооперации", - заявили в госкорпорации.

Там подчеркнули, что приоритеты РФ по освоению космоса определяются "обеспечением обороноспособности страны, использованием результатов космической деятельности в интересах экономики страны и продвижение научных исследований".
 
   33

Leonar

втянувшийся

Leonar>> допустим под циферкой 10
Inewth> Не допустим. Это должны быть баки с ИЗОЛИРУЮЩИМ вытеснительным устройством. То есть баки, питающие мелкие двигатели.
и?
такая?

а у них(дополнительных баков в рб фрегат сб) разве не так же примерно?
   11.011.0

Inewth

опытный

Leonar>>> допустим под циферкой 10
Inewth>> Не допустим. Это должны быть баки с ИЗОЛИРУЮЩИМ вытеснительным устройством. То есть баки, питающие мелкие двигатели.
Leonar> и?
Leonar> такая?
Leonar> http://ok-t.ru/studopediaru/baza11/338748320014.files/image032.jpg


У Фрегата не такая.
Такой бак у:
ИСов- УСов, первыл Салютов, Алмазов, Прогрессов-Союзов и Бризов. Разница в материале мембраны. У Фрегата центральная трубка наддува и мешок вокруг нее. По- любому, это не баки для повторного использования.

Leonar> а у них(дополнительных баков в рб фрегат сб) разве не так же примерно?

А зачем дополнительным бакам изолирующее ВУ? Фрегату таковое нужно в СООЗе и в ПГСП ЖРДМТ. Там это совмещено.
   1919

Inewth

опытный

У Фрегата бак такой:
   1919
1 31 32 33 34 35 48

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru