Europos Komisija (EK) trečiadienį paragino Lietuvą imtis efektyvesnių priemonių sprendžiant socialinės nelygybės ir skurdo šalyje problemas. Kaip skelbiama EK ataskaitoje, socialinė nelygybė mūsų šalyje yra viena didžiausių visoje Europos Sąjungoje (ES). Vis dėlto politikai tik skėsčioja rankomis – esą išvados nors ir teisingos, padėtis nėra tokia bloga, nes EK remiasi sena statistika.
// www.delfi.lt
Еврокомиссия призвала литву эффективнее решать проблемы социального неравенства и нищеты, которые в литве самые серьезные среди стран европы. Местные политики отмахиваются, что мол "у ес старая статистика, на самом деле мы хорошие".
Профессор ВУ Vilniaus universiteto (VU) profesorius, ekonomistas Romas Lazutka даёт другую картинку: по его словам социальное неравенство не только существует, но и усиливается, а политики не принимают никаких шагов к исправлению
Министр труда и соцзащиты Linas Kukuraitis и заместитель комитета сейма по тем же вопросам Tomas Tomilinas утверждают, что "социальное неравенство политики уменьшают: введены деньги за ребенка (емнис, 50 евро? прим моё), проведена пенсионная реформа", а ЕС опирается на статистику 2016 года (а почему более новую им не дают? прим. моё)
Далее замком сейма по соцзащите рассказывает, что-де в ходе пенсионной реформы бОльшая часть пенсии будет накопительной и перспективы лучезарны, но случится это к 2050-2070 годам. (ради интереса я подсчитывал в период проведения реформы, как изменилась бы моя пенсия от перехода в накопительную. Она б только уменьшилась.)
Министр труда и соцзащиты L. Kukuraitis выражается мягче: он признает, что проблема есть, но правительство принимает меры по её смягчению. Например, в 2018 были введены "универсальные деньги за ребенка" - 30 евро (взамен отмены пособий, прим моё), с 2019 размер выплаты на ребенка вырос аж до 50 евро. "С этого года была снижена налоговая нагрузка работающим" (врет! налог с работодателя перебросили на зарплату работника, сумма его не изменилась. прим моё)
"С прошлого года вырос необлагаемый налогами минимум, средняя пенсия в 2016 была 255 евро, а теперь аж 344, с этого года введены доплаты к пенсии самым нищим пенсионерам", - говорит L. Kukuraitis в ответе газете.
Как еще одну меру по снижению социального неравенства L. Kukuraitis назвал введение "дна" платежей в собес. (смысл - если доход ниже минимальной ЗП - всё равно должен платить минималку в собес.) По словам министра это поощряет работодателей платить не ниже минимума (опять врет, нарисовал "неполный рабочий день", хоть полчаса в месяц, и оформляй хоть 1 евро зарплату). В 2018 году получавших минимум было 2.5% работников. Однако некоторые недавние шаги конечно же не отразились еще в статистике ЕС"
Проф. Лазутка говорит, что никаких серьезных шагов предпринято не было. Так называемая епнсионная реформа - это перевод на накопительную, оно проявится через 30-50 лет,
если вообще проявится
БОльшую пользу дал закон об индексации пенсий, однако он был принят прошлым правительством и заслуг нынешнего в этом нет. Сам закон был принят летом 16 года, но вступил в силу в 18-м. Согласно закону СоДра считает, насколько поднялись зарплаты (и её доходы соответственно), и соответственно этому индексирует пенсии без отдельных решений правительства на сей счет.
"поднятие малых пенсий и доплаты" также нельзя считать большой заслугой, поскольку это "поднятие" было на аж целых 20 евро.
"Пенсии в этом году выросли на 7.5%, в то время как зарплата на 9.5%, это значит, что социальный разрыв только растет. Среди пенсионеров нищенствуют 36%, а среди работающих - только 8%", приводит цифры Лазутка.
Статистика также подтверждает рост разрыва: за последние 4 года (14-17гг) доходы 20% наиболее богатых выросли на 40%, в то время как наибеднейший слой - на 17%. Чтоб что-то изменилось, надо, чтоб наиболее нищие богатели, а не наиболее богатые, а никаких решений для того не делается. Разрыв растет, ЕС в очередной раз это замечает нам.
Деньги на ребенка тоже не улучшают ситуации: получай ты хоть 5000, хоть 500, всё равно те же 30 евро.
Когда общество разложилось на слои с разными интересами, отсутствует понимание между ними, начинается деградация. Есть много исследований, что в сша высокий уровень преступности, ожирения, зэков, прочего. Это не от нищеты, сша богатая страна. Это от социального неравенства.
Министр соцзащиты курайтис как мешающее благорастворениям назвал нехватку средств на соцзащиту.
"Если в ЕС средний показатель 18,8%, то у нас 13,2% ВВП". Минфин мог бы покомментировать, почему нам мало дают, но ЕК ясно указала пути решения - улучшение собираемости (борьба с тенью) и рост налоговой базы. ЕК предлагает всеобщий налог на недвижимость и на загрязнение автомобилями.
Что налоги - единственное средство, согласен и Лазутка. Однако он предлагает не всеобщий налог, а прогрессивный.
"Поскольку введен потолок выплат содре (зарплата свыше, емнис, 3000, обкладывается тем же налогом, что и 3000, далее не растет), получающие наивысшие доходы, выигрывают. От налоговой реформы выиграли получающие наибольшие доходы, а не наименьшие.
Согласно статистике литва в 19 году потратила 5.7 млрд (12.3% ВВП), в 18 году было 5.6 млрд (13%). В эту сумму не входит начало накопления "резерва содры" (?)
Вывод - если литва не займется решением этой проблемы - проблема принесет сопутствующие.