Fakir> Ранее просто не придумали системы банок-вёсел-размещения, которая позволяла бы использовать неквалифицированную (=дешёвую, тех же рабов) рабочую силу. Рабов использовать было технически невозможно, нужна была не толькоорошая кормёжка и мотивация, но и специальная подготовка.
На одном из форумов тема подобного плана была,конкретно,рабы до средневековья не использовались вообще,блин вот искать в лом,но был документ,где сенат Рима,в порядке исключения разрешал использовать в кач гребцов вольноотпущенников,и только за зарплату,причем строго на добровольной основе.Вообще,сажали центурию на весла и вперед,назад корабль шел под парусом и под управлением небольшой команды,если потребно было или ждал как личный транспорт центурии.раба действительно реально стало посадить на весла,когда придумали по 3 и больше на одно весло,одно большое весло понятно,что весит меньше трех или пяти,соотв больше усилие на собственно гребок,три -пять и т.д,чел на весло,это уже усредненные пять человек,т.е на галере например сорок усредненных весел,т.е с одинаковым практически КПД,на триере,это была бы масса индивидуалов,и еще,лично я ну очень сильно сомневаюсь во всех этих ужастях,что несут про участь галерного узника,ИМХО не один дебил не догадается ухайдохать собственный двигатель просто так.,если бы они были постоянно прикованы к банкам-веслам,сдохли бы от дизентирии вместе с экипажем через неделю ну и т.д по списку.