Реклама Google — средство выживания форумов :)
Некоторые книги интересны тем, что, не представляя из себя ничего выдающегося ни с формальной, ни с содержательной точки зрения, они вызывают оживленную реакцию в обществе и умело вскрывают его болевые точки. Здесь как раз это и случилось; на примере книги Александра Мурашева мы можем увидеть две любопытные вещи: не только что значительная часть общества думает о школе, но и как она думает, вскрыть не только сами мысли (что не так трудно—они обычно лежат на поверхности), но и ход мысли. И в этом отношении данная книга, безусловно, заслуживает внимания. С этой точки зрения мы ее и рассмотрим.
Первое, что бросается в глаза,—как прекрасно вписывается в отечественную традицию подзаголовок. «Другая школа» и «откуда берутся нормальные люди». Молчаливая пресуппозиция заключается в том, что из обычной школы нормальному человеку взяться никак невозможно. Само по себе определение «другая школа» бессодержательно: оно отражает лишь нежелание быть похожим на серый фон, но ничего не говорит о направлении движения. Впрочем, мы уже привыкли к такому: «педагогика будущего» молчаливо предполагает, что традиционному место только в прошлом, а «развивающее обучение»—что обычная школа не развивает. Большинство читателей этой книги, разумеется, оканчивали обычные школы; они должны были бы воспринять заголовок и подзаголовок как оскорбление; но этого не произошло—да, мы «с раскосыми и жадными очами».
Например, я могу довольно внятно обьяснить, откуда растут ноги у израильской школьной программы, потому что её в принципе можно рассматривать как функцию нашей экономической стратегии, нашего экспорта, отношений с миром и т. д.