Реклама Google — средство выживания форумов :)
По словам Лукашенко, Россия должна вести себя в отношениях с Белоруссией как «старший брат» и при необходимости оказывать республике поддержку. Белорусский лидер также подчеркнул, что если Москва выполнит это требование Минска, «белорусы не позволят предать нашего старшего брата».
Между тем — по крайней мере на бумаге, подписанной двумя премьер-министрами,— речь идет о довольно радикальном проекте: это частичная экономическая интеграция на уровне не менее чем в Евросоюзе, а в ряде вопросов — аналогичная конфедеративным или даже федеративным государствам. Учитывая проработку и согласование части плана Минфином РФ и ЦБ (не относящиеся к ним вопросы в «Программе действий», как правило, менее подробны), а также удельный вес двух экономик (ВВП Белоруссии в 2018 году составлял 3,4% ВВП России), при реализации плана к 2021 году речь идет о поглощении сильно огосударствленной экономикой России почти полностью государственной экономики Белоруссии на уровне управления. Конкретики в «Программе действий» немного — так, одним из немногих предметных обязательств является взаимная отмена роуминга с 1 июня 2020 года. Большая же часть планов сторон заключается в представлении друг другу к 1 ноября 2019 года предложений по «дорожным картам» объединения экономик, подготовке законодательных шагов по интеграции к концу 2020 года, в большинстве случаев — начале работы в объединенном режиме с 1 января 2021 года.
Самое важное, что предполагается объединять,— это налоговые системы: предполагается, что в Союзном государстве России и Белоруссии к 1 апреля 2021 года будет принят единый Налоговый кодекс.
Исходя из документа, сказать, с какого года он вступит в силу, невозможно — впрочем, если с 1 января 2022 года в Союзном государстве будут разграничены (как стандартно происходит в конфедерации) вопросы, относящиеся к общему и национальным предметам ведения, и Налоговый кодекс РФ может измениться в 2022 году.
Документ не содержит конкретных договоренностей о судьбе «единого» бюджета Союзного государства, который сейчас очень похож на декорацию, положения «Программы действий» можно трактовать в какую угодно сторону. Пока также невозможно оценить, является ли это риском изменения налогов для России. Еще два предмета суверенной политики будут объединены с 2021 года — это таможенная политика (вплоть до совместных таможенных рейдов, общей информсистемы и едва ли не общей таможенной службы) и энергополитика. В последнем случае документ прямо предполагает создание «единого регулятора» рынков газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии — также без подробностей, описательным термином. Учитывая многолетнюю историю российско-белорусских нефтегазовых трений, переговоры по этой части программы станут центром битвы за интеграцию: белорусская сторона уже после парафирования документа заявляла о том, что продолжит добиваться от РФ компенсаций.
Об объединении эмиссионных банков и единой валюте речи в документе не идет, но о гармонизации макроэкономической политики, унификации валютного контроля, объединении платежных систем и, по крайней мере отчасти, едином режиме защиты инвестиций центробанки и минфины двух стран намерены договориться. ЦБ России и Нацбанк Белоруссии также должны с 2021 года работать в рамках межгосударственного договора о единых принципах банковского и финансового надзора. Наконец, стороны договорились о единых принципах «специальных экономических мер»: в РФ их чаще именуют контрсанкциями, нередко подозревая содействие Белоруссии в их обходе.
Два министерства экономики — российское и белорусское — к 1 ноября 2019 года также должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать (в данном случае имеется в виду единый набор норм регулирования, а не единый «союзный» госорган) предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей. Обещаны также к 2021 году взаимный единый доступ к госзакупкам, единая система учета собственности и унификация хозяйственного законодательства, то есть, видимо, Гражданских кодексов: будет вестись работа над Основами гражданского законодательства Союзного государства. С января 2022 года два государства в рамках Союзного государства также намерены вести «согласованную политику» на рынке труда и в сфере соцзащиты, однако в последнем случае обещано лишь «сближение уровня» соцгарантий и в будущем — «равные права» граждан двух стран.
К 2021 году Белоруссия и Россия будут иметь единое экономическое законодательство, Налоговый и Гражданский кодекс, общую систему госзакупок, а также совместные аналоги польского Государственного судебного реестра и Центрального реестра предпринимателей. До конца следующего года два государства должны также выработать общую таможенную политику. Это приведет к тому, что, например, на границе между Польшей и Белоруссией будут совместно работать российские и белорусские таможенники, а в итоге появится единая таможенная служба.
Минск и Москва будут также проводить общую энергетическую политику: появится общий рынок газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии. Кроме того, унифицируют органы банковского надзора при сохранении Центрального банка России и Национального банка Белоруссии. Первым шагом к «углубленной интеграции» станет ликвидация роуминга с 1 июня следующего года.
Это лишь некоторые пункты парафированной 6 сентября премьерами Сергеем Румасом и Дмитрием Медведевым «Программы действий Беларуси и РФ по реализации положений договора о создании Союзного государства». Фрагменты документов в понедельник опубликовала газета «Коммерсант», благодаря чему белорусы смогли узнать подробности запущенного несколько месяцев назад плана по «углубленной интеграции» с Россией.
Судя по всему, каким в итоге будет содержание документа, белорусы узнают в декабре, когда его подпишут Александр Лукашенко и Владимир Путин. «До этого времени текст останется засекреченным. Дело в США, которые стремятся любой ценой помешать углубленной интеграции России и Белоруссии, — сообщил „Жечпосполита" хорошо информированный источник в Москве. — Именно поэтому в Минск недавно прилетал советник американского президента по вопросам безопасности Джон Болтон. После встречи с Лукашенко он звонил Путину, а Минск передал Кремлю также стенограмму встречи», — добавляет он.
Белорусы по-прежнему активнее всего едут на заработки в Россию. В первом полугодии российский рынок труда принял, по данным Департамента по миграции и гражданству МВД, 2237 человек (годом ранее — 2676). При этом статистика зафиксировала интересный факт: в первом полугодии россиян к нам на заработки прибыло больше, чем белорусов отправилось на российский рынок труда.