Для Белоруссии прошедший год не был чрезмерно сложным ни в экономическом, ни в политическом плане.
// eadaily.com
Однако, как известно, ни слова белорусских чиновников о братских отношениях с Россией, ни идущие долгие годы разговоры о поиске альтернативы российским нефти и газу, ни контролируемые акции «недовольных» интеграцией граждан, ни угрозы перекрыть нефтепровод «Дружба» так и не заставили Кремль изменить свою позицию относительно нового формата отношений с Белоруссией. И даже объявленные итоги двухсторонних переговоров, на которых были согласованы «дорожные карты», не могут свидетельствовать о том, что Минск сумел отстоять критически важные для себя интересы. Например, Белоруссия так и не получила чёткого ответа относительно компенсации за налоговый манёвр в 2020—2021 годах, не смогла снизить цену на газ, а также не договорилась о кредитовании своей экономики со стороны РФ. По сути, все что сумел достичь в 2019 году Минск, это сохранить на 2020 год прежние условия сотрудничества с Москвой и добиться смены «неудобного» российского посла в республике Михаила Бабича на более покладистого Дмитрия Мезенцева. При этом назвать такой результат полной неудачей так же нельзя, так как ситуация могла быть гораздо хуже. Тем более если помнить, что инструментов у официального Минска надавить на Москву практически нет, и белорусским властям приходилось пользоваться уже привычными им способами, эффективность которых практически равна нулю.
Подробнее:
Перед бурей: Белоруссия в 2019 году — Новости политики, Новости России — EADaily
Несмотря на все попытки нового правительства, которое пришло к управлению государством еще в августе 2018 года и которое в стране многие называли «молодыми волками», никаких серьезных изменений в социально-экономической структуре Белоруссии за прошедший период не произошло. Страна, как и прежде, оказалась неспособна противостоять своей практически полной зависимости от России. На протяжении всех двенадцати месяцев Минск пытался решить три для себя основные проблемы, которые к концу декабря, по сути, так и остались на том же уровне «согласования», что и годом ранее.
Во-первых, речь идет о поставках белорусской продукции в Россию, остающейся ее главным покупателем. Известно, что в течение года Минск имел серьезные трения по данному вопросу с Россельхознадзором, который то закрывал рынок РФ для сельхозпродукции из Белоруссии, то снова снимал ограничения. Минск неоднократно указывал на неправомерность подобных действия, однако все, чего удалось добиться на конец года — это снятия тотального запрета на поставку «молочки» и формального согласования аграрными ведомствами двух стран взаимных поставок продукции на 2020 год. Снять все ограничения в торговле с Россией Минску так и не удалось, хотя белорусская сторона и пыталась это сделать на различных площадках, в том числе и на уровне Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это означает, что окончательное решение данной проблемы если и будет достигнуто в 2020 году, то только после решения всех вопросов по интеграции, то есть — на условиях Москвы.
Во-вторых, нефтегазовые отношения. Несмотря на заявление Александра Лукашенко о том, что в 2020 году республика будет получать нефть и газ в прежних объемах, нерешенными остались три вопроса, которые, по сути, перечеркивают весь оптимизм белорусских чиновников: цена на углеводороды, сохранение механизма «перетаможки» и компенсация за налоговый маневр в нефтяной отрасли РФ. Невозможность договориться с Россией по этим направлениям уже привела к тому, что впервые за долгие годы бюджет республики на 2020 год был сверстан дефицитным, а все прогнозы по росту ВВП, как в текущем году, так и на годы вперед, были пересмотрены в сторону ухудшения.
В-третьих, отсутствие ясности в вопросе дальнейшего прямого кредитования белорусской экономики Россией. В 2019 году Минск не получил не только последний транш от Евразийского фонда стабилизации и развития в $ 200 млн, но и обещанные еще в 2018 году $ 600 млн госкредита от РФ. Это не только заставило правительство пересмотреть свои планы на будущее, но и обратиться за финансовой помощью к Китаю. Известно, что в конце года Минск договорился с КНР о срочном кредите на сумму $ 500 млн, которые должны закрыть образовавшиеся в белорусском бюджете дыры. Кроме того, Минфин республики активизировал свои поиски и на западном направлении, несмотря на то, что официально республика на следующий год якобы больше не нуждается в заемных средствах.
В то же время, нельзя говорить о том, что 2019 год был для Белоруссии полностью провальным. Страна сумела не допустить девальвации, сохранила запланированный уровень инфляции, а также оплатила все свои внешние обязательства. При этом, несмотря на продолжающееся падение уровня жизни простых белорусов, в стране не наблюдается серьёзного роста социальной напряжённости, что полностью устраивает руководство страны.
Подробнее:
https://eadaily.com/ru/news/2020/01/02/pered-burey-belorussiya-v-2019-godu
В целом, если рассматривать общие итоги Белоруссии за 2019 год, следует отметить следующее:
Во-первых, политическая обстановка в республике продолжила оставаться стабильной и полностью контролируемой государством. Наметившийся в последние годы симбиоз власти и оппозиции на почве защиты независимости и укрепления национальной идентичности продолжил свое развитие, в том числе, в популяризации белорусской истории и языка. При этом в сфере идеологии в Белоруссии продолжил усиливаться акцент на эскалации угрозы суверенитета республики — в основном со стороны России.
Во-вторых, официальный Минск в очередной раз прибег к фактору сближения с Западом в качестве инструмента давления на Москву. При этом стоит отметить, что такая политика пока не принесла белорусскому руководству ощутимых результатов. Более того, как считают аналитики, ряд скандалов конца года, в том числе и появившийся очередной материал, посвящённый убийствам политических оппонентов Лукашенко, свидетельствуют о том, что в Брюсселе решили напомнить президенту Белоруссии, что нынешнее потепление может прекратится, если Минск продолжит процесс интеграции, на котором настаивают в Кремле.
В-третьих, Белоруссия так и не смогла провести реформы, которые могли бы перезапустить экономику страны. В республике по-прежнему преобладающим остается государственный сектор, а процесс приватизации практически свернут. Несмотря на все заявления и устремления так называемых «молодых реформаторов» из правительства, страна не смогла отказаться от плановой модели экономического развития. Все это, в совокупности с проблемами на нефтепроводе «Дружба», сокращением поступлений от нефти и нефтепродуктов, снижения доходов от «перетаможки», а также отсутствия серьезных инвестиций извне уже привело к тому, что экономика Белоруссии снова начала сползать в рецессию. Как считают аналитики, эта тенденция сохраниться и в 2020 году, когда на фоне президентских выборов власти продолжат наращивать уровень заработной платы при сохранении низких темпов роста ВВП.
Подробнее:
https://eadaily.com/ru/news/2020/01/02/pered-burey-belorussiya-v-2019-godu