Реклама Google — средство выживания форумов :)
10 января, как сообщило информационное агентство БЕЛТА, ссылаясь на источники в президентской администрации, Белоруссия ввела «экологический налог» на транзит нефти по трубопроводам, то есть, фактически, по одному нефтепроводу — «Дружба». Ставка налога на прибыль для организаций, которые занимаются транспортировкой нефти и нефтепродуктов, составит 50%. Официальной причиной такого шага стало техническое состояние инфраструктуры, которая, по мнению белорусских властей, срочно требует ремонта. Иначе видит ситуацию контролирующая «Дружбу» российская компания «Транснефть». Она утверждает, что речь на самом деле идет о попытке поднять плату за транзит нефти, предпринятой в связи с провалом переговоров между Москвой и Минском об углубленной интеграции.
О том, что режим Лукашенко ищет новые источники дохода, чтобы компенсировать потери, которые понесла Белоруссия в результате российской реформы налогообложения экспорта углеводородов (согласно официальным заявлениям Минска, он потеряет за 5 лет 10 миллиардов долларов), может свидетельствовать эмоциональное выступление президента на церемонии вручения наград «За духовное возрождение». Он заявил, что Россия хочет продавать Белоруссии нефть по цене выше мировой, а Газпром зарабатывает на братской республике в три раза больше, чем на Германии.
Нервозность белорусского руководства объясняется ухудшением экономической ситуации в стране, которое в предвыборный год может стать для местных элит проблемой. Эксперты Всемирного банка, обнародовавшие 9 января доклад на тему перспектив мировой экономики, снизили показатели для Белоруссии. В предыдущем июньском докладе, когда переговоры с Россией еще продолжались и можно было рассчитывать на появление каких-либо субсидий в виде льготных цен на нефть и газ, Всемирный банк предполагал, что в текущем году белорусская экономика вырастет на 1-1,3%, а в следующем — на 1,2%. Сейчас говорится о том, что в 2020 году темп роста составит 0,9%, а позднее — 0,5%.
Как будет выглядеть ситуация с поставками российской нефти, остается неясным. Минск сообщает, что их возобновляют только компании российского олигарха Михаила Гуцериева, которые готовы поставить Белоруссии в январе 750 тысяч тонн сырья. Такой объем позволит покрыть лишь потребности белорусского рынка, но для полной загрузки Мозырскому и Новополоцкому НПЗ необходимо в месяц 2 миллиона тонн нефти. При этом перспектива сотрудничества с компаниями Гуцериева, который поддерживает тесные контакты с Лукашенко и владеет 42% акций Мозырского нефтеперерабатывающего завода, выглядит туманной: в декабре российские силовики провели в офисах фирм, принадлежащих ему и его сыну, 14 обысков.
Это было связано с делом о контрабанде 2 миллионов тонн нефти на Украину. Единственный поставщик Белоруссии может в любой момент столкнуться у себя на родине с серьезными проблемами, поскольку контрабандой нефтепродуктов он мог заниматься только при помощи белорусских компаний. В этом контексте слова российского вице-премьера Козака, который, отвечая на вопрос о ходе нефтяных переговоров, заявил, что российское государство не вмешивается в коммерческие отношения между компаниями, можно счесть намеком на новую стратегию Москвы в отношении Минска. Вопрос цен не будет решаться на международном уровне: если белорусам удастся договориться о снижении цен, значит, они добьются успеха, а если нет — им останется пенять на себя.
Руководитель минского Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романьчук, комментируя ситуацию, констатировал, что функционирование «нефтяного эмирата» Лукашенко подошло к концу, и в ближайшие месяцы это грозит обернуться для экономики Белоруссии серьезными сложностями. Возможно, именно поэтому минские власти одновременно претворяют в жизнь два сценария: усиливают репрессии в отношении оппозиции и совершают шаги навстречу США, ведь только те могут оказать Минску реальную поддержку.
В конце прошлого года американский «Джеймстаунский фонд» опубликовал доклад Артема Шрайбмана на тему перспектив Белоруссии. Эксперт предлагает четыре возможных сценария на 2020-2030 годы. Первый вывод, который можно сделать из его текста, таков, что американцы не верят в стремительное развитие событий. Процессы будут развиваться постепенно, на протяжении всего ближайшего десятилетия.
Речь будет идти не только о геополитической ориентации Белоруссии, но и (а, возможно, в первую очередь) о форме управления страной и том, кто придет на смену Лукашенко. Второй важный вывод состоит в том, что ни один из предложенных сценариев не подразумевает простого поглощения нашего восточного соседа Россией. Автор материала полагает, что белорусские властные элиты (в том числе сотрудники силовых структур) выступают против такой перспективы, а Москва не решится обращаться к военным методам. Иными словами, нас ждет сложный и долгий процесс формирования белорусской независимости.
Аналитик американского фонда советует Западу действовать в отношении Минска терпеливо, однако, между строк в его тексте звучит еще одна мысль: для цветных революций в Белоруссии время сейчас не подходящее, они представляют для страны угрозу, а эволюция белорусских элит идет в верном направлении. Их стремление оказать сопротивление российскому экспансионизму следует поддержать, то есть нужно помочь белорусской экономике и создать реальную альтернативу для пророссийской ориентации Минска. Это, конечно, как сказал Лукашенко, шаги по тонкому льду, но какие могут быть еще варианты? Излишним будет добавлять, что роль Польши в претворении в жизнь такой политики Запада в отношении Белоруссии была бы ключевой.