Вполне закономерно дефицит авиационного горючего привёл к тому, что Главное управление ВВС в мае 1941 г. отметило низкую огневую подготовку лётчиков на современных боевых машинах вследствие того, что их налёт составил всего в 12 часов[11]. Тем не менее и без того весьма незначительные поставки авиационного горючего постоянно уменьшались. Так, в связи с необходимостью создания мобилизационного резерва 16 июня 1941 г. было принято постановление СНК и ЦК ВКП(б) № 1624-684 сс. «О сокращении потребления высокооктановых бензинов в ВВС КА».
И уже с июня до конца октября 1941 г. из США в СССР были поставлены стратегические товары на общую сумму 92 млн долларов[33]. В неё вошла оплата закупок авиационного бензина, которые составили 156 тыс. 335 коротких тонн (1 короткая тонна = 0,9071 кг), в том числе авиационного бензина с октановым числом выше 99-25 тыс. 185 к. т, от 87 до 99 - 130 тыс. 729 к. т, до 87 - 421 к. т[34].
Однако на реализацию этой обширной правительственной программы требовалось время, которого у страны, в преддверии неумолимо надвигавшейся войны, уже не было. Исходя из оценки генерал-полковника В. В. Никитина, нефтяная промышленность СССР в 1941 г. «...могла обеспечить потребность Наркомата обороны на год войны по авиационным бензинам только на 26,6%, по дизельному топливу - на 67,5%, по авиационным маслам - на 11,1%»[16].
Следует отметить, что в предвоенный период советское правительство всё же предприняло определённые меры по расширению отраслевой географии и созданию новых производств по выпуску качественных моторных топлив. Согласно проекту плана развития народного хозяйства на 1941 г., прирост мощностей по крекингу должен был составить 600 тыс. т, по изооктановым установкам - 87 тыс. т, по алки-бензиновым установкам - 65 тыс. т. Было запланировано завершение строительства третьей и четвёртой очередей Уфимского НПЗ, второй и третьей - Московского НПЗ, второй - Херсонского НПЗ, а также сооружение нефтеперерабатывающих заводов в Сызрани, Комсомольске-на-Амуре, Воронеже, Молотове, Армавире, Красноводске и Бугуруслане. Намечалось и создание новых установок термического риформинга и сернокислого алкилирования в Баку и Грозном. Также в план капитального строительства на 1941 г. было включено возведение завода по производству крекинг-оборудования в Сталинграде.
В тот же период в Ленинграде приступили к монтажу опытной установки для отработки технологии каталитического крекинга, а в Ярославской области на Константиновском заводе им. Д. И. Менделеева началось строительство опытной установки парофазного окислительного крекинг-процесса.
Необходимость осуществления территориальной и технологической диверсификации послужила основой и для принятия правительственного решения о сооружении в стране восьми заводов по выпуску искусственного жидкого топлива с использованием технологии гидрогенизации каменных и бурых углей. Их общая мощность должна была достигнуть 200 тыс. т бензина в год, заводы планировалось возвести во Владивостоке, Черемхове, Московской и Ивановской областях, на Колыме, в Бурятии (по 30 тыс. т в год), а также в Гдове и Сызрани (по 10 тыс. т)