[image]

Альтернативная история: Развитие авиации в мире без ВМВ.

Теги:авиация
 
1 9 10 11 12 13 14 15
+
-
edit
 

Мыш_и_к

опытный

М.и.к.>> По Ту-2, мы сейчас про АИ, а не про РИ.
xab> Ту-2 вписывается в АИ, поскольку начал создаваться до WW2

Вписывается, другое дело что Ту-2 в 39 это реакция на недостаточную скорость СБ в Испанскую. От Фиатов СБ и так уходил. Так что в АИ ТУ-2 никак не 39, а позже. Скорее всего по результатам Финской. Так что в лучшем случае 43-44.
   81.0.4044.12281.0.4044.122
RU Полл #28.04.2020 14:26  @Wyvern-2#28.04.2020 13:37
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Wyvern-2> .1 - скоко там было у Ласточки? 2х910 кгс?
Удельно - столько же, сколько у "Глостера". Только на Ме-262 система управления двигателем была более совершенной, благодаря чему на нем двигателя загорались в полете намного реже, чем у британца.
:)
Вундерваффе as is.
   75.075.0

xab

аксакал
★☆

Полл> Я писал об том же Факиру раньше.

Не уследить.

Полл> Если бы вероятность довести КР в ближайшие годы на тот момент оценивалась бы как более-менее существенная - Королеву бы увеличили финансирование, а не перебросили на твердотопливные ракеты.

Я такого же мнения.
А без стоящей на пороге войны необходимость дать результат в ближайшие годы отпадает.
Хотя мучают сомнения по поводу системы управления.
   70.0.3538.10270.0.3538.102
MD Wyvern-2 #28.04.2020 14:33  @Полл#28.04.2020 14:26
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Wyvern-2>> .1 - скоко там было у Ласточки? 2х910 кгс?
Полл> Удельно - столько же, сколько у "Глостера".

Я не инвалида с инвалидом сравнивал - причем тут Глостер? :per: Точно такое же угрёбище, предназначенное для перехвата Фау-1. Давай сравним с Мустангом, Як-3 и Спитфаром ;)
   74.074.0
RU Полл #28.04.2020 14:34  @Мыш_и_к#28.04.2020 14:21
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
М.и.к.> Вписывается, другое дело что Ту-2 в 39 это реакция на недостаточную скорость СБ в Испанскую.
Народ, можно мне очешуительных историй про связь "машины 103" и испанской войны? Можно сразу и про "машину 100", да и про "машину 102" и их связи с Испанией в одном посте - я возражать не буду.
Лампу приготовил:
 

   75.075.0
RU Полл #28.04.2020 14:38  @Wyvern-2#28.04.2020 14:33
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Wyvern-2> Я не инвалида с инвалидом сравнивал - причем тут Глостер? :per: Точно такое же угрёбище, предназначенное для перехвата Фау-1.
В 1939г, когда начали работы по "Глостеру", про Фау-1 и необходимость ее перехвата разговоров не было.
Соответственно, и нужды в самолете для этого не было.
Не было для "Глостера" такого, какой он был сделан - реальных задач.

Wyvern-2> Давай сравним с Мустангом, Як-3 и Спитфаром ;)
Мне больше Як-9 нравится. Сделал такое сравнение раньше в теме. :)
   75.075.0
RU Мыш_и_к #28.04.2020 14:45  @Полл#28.04.2020 14:34
+
-
edit
 

Мыш_и_к

опытный

М.и.к.>> Вписывается, другое дело что Ту-2 в 39 это реакция на недостаточную скорость СБ в Испанскую.
Полл> Народ, можно мне очешуительных историй про связь "машины 103" и испанской войны? Можно сразу и про "машину 100", да и про "машину 102" и их связи с Испанией в одном посте - я возражать не буду.

То есть желание заменить СБ в 38 году как морально устаревший, при том что еще в 34 он считался скоростным никак не связано с Испанией? :eek:
   81.0.4044.12281.0.4044.122
RU Полл #28.04.2020 15:00  @Мыш_и_к#28.04.2020 14:45
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
М.и.к.> То есть желание заменить СБ в 38 году как морально устаревший, при том что еще в 34 он считался скоростным никак не связано с Испанией? :eek:
Я напомню, что СБ выпускался до 1941г.
А на развитие его оборонительного вооружения больше влияния оказали бои в Монголии и Китае, где им пришлось действовать за пределом радиуса действия своих истребителей, а не Испания.
   75.075.0
RU Бердыш 3.0 #28.04.2020 15:14  @Полл#28.04.2020 11:59
+
+1
-
edit
 

Бердыш 3.0

новичок
Б.3.>> А так же B-1 во Франции
Полл> Б-1 - создан в конце ПМВ.

В 1934 году. Разрабатывался с начала двадцатых. Так что я тоже ошибся ..

Б.3.>> Тренд на однобашенные танки с противоснарядным бронированием пошел еще в Испанскую войну.
Полл> Заказаны были СМК и Т-100.

В СССР -да. Во Франции Самуа С-35 и никакого экстрима.
   70.0.3538.10270.0.3538.102
RU Бердыш 3.0 #28.04.2020 15:24
+
+1
-
edit
 

Бердыш 3.0

новичок
Думаю не будь ВМВ ВВС РККА развивались следующим путем.

1. И-185 основной истребитель. Без военного психоза , двигатель бы довели до нужной кондиции. Деревянные Яки и Ла , не взлетели бы никогда.
2. Ар-2 основной пикирующий бомбардировщик, возможно фронтовой...База производства отработана не будь ВМВ был бы массовый
3. Су-2 - противобасмаческий бомбардировщик.
4. Ил-2 под вопросом как и другие проекты штурмовиков.
5. Ту-2 очень возможно..
6. Ер-2 ,ДБ-2 и Пе-8...не знаю...

Вертолеты появились бы к наалу 60 хх вместе с окончанием эры ПД..имели бы более узкий профиль. Скорее транспортный и спасательный. Насчет автожиров...тоже не знаю.
   70.0.3538.10270.0.3538.102
RU Полл #28.04.2020 15:27  @Бердыш 3.0#28.04.2020 15:14
+
+1
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Б.3.> В СССР -да. Во Франции Самуа С-35 и никакого экстрима.
B1bis - в производстве с 1940г. "Не экстрим"? :)
   75.075.0
RU Мыш_и_к #28.04.2020 15:39  @Полл#28.04.2020 15:00
+
-
edit
 

Мыш_и_к

опытный

М.и.к.>> То есть желание заменить СБ в 38 году как морально устаревший, при том что еще в 34 он считался скоростным никак не связано с Испанией? :eek:
Полл> Я напомню, что СБ выпускался до 1941г.

То есть ты предлагаешь прекратить выпуск самолетов, до получения сменщика? :eek:

Полл> А на развитие его оборонительного вооружения больше влияния оказали бои в Монголии и Китае, где им пришлось действовать за пределом радиуса действия своих истребителей, а не Испания.

Летом 1937 года модифицированные СБ-2 с двигателями М-100А и улучшенным оборонительным вооружением завершил государственные испытания. Новая люковая установка обеспечила в три раза рост попаданий в цель.
 

Отсюда

Испания 36 год, Китай - осень 37
Осенью 1937 г Советский Союз отправил в Китай 225 самолетов, в том числе 62 бомбардировщика СБ
 
.
Монголия 38. Так что ты неправ. Как раз Испания дала толчок.
   81.0.4044.12281.0.4044.122
FR LtRum #28.04.2020 15:48  @Бердыш 3.0#28.04.2020 12:59
+
-
edit
 

LtRum

старожил
★★☆

Б.3.> Так что создание от прототипа до реально работающего массового ТРД с перестройкой всей авиапромышленности и подготовки пилотов - дело очень затратное и не быстрое в условиях отсутствия военного психоза.
Разумеется. Поэтому вероятнее всего в 45 - это только опытные образцы, а к 50 - первые серийные аналоги типа Gloster Meteor/262.
Не более.
   2020
DE Fakir #28.04.2020 15:50  @Бердыш 3.0#28.04.2020 15:24
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Б.3.> 4. Ил-2 под вопросом как и другие проекты штурмовиков.

Бронированный штурмовик хотели с первой половины 30-х.

Б.3.> Вертолеты появились бы к наалу 60 хх вместе с окончанием эры ПД..

А собственно с чего бы? ЦАГИ 1-ЭА черёмухинский залетал задолго до войны. В войну и вертушками и автожирами занимались сравнительно слабо, скорее, без войны им могло бы достаться больше внимания - почему нет? Как минимум даже в пропагандистских целях, ради рекордов.
   51.051.0
RU spam_test #28.04.2020 15:56  @Бердыш 3.0#28.04.2020 15:24
+
+1
-
edit
 

spam_test

аксакал

Б.3.> 1. И-185 основной истребитель. Без военного психоза , двигатель бы довели до нужной кондиции.
Только это было бы что то на уровне М-82ФН. Вовсе не чудо.

Б.3.> 2. Ар-2 основной пикирующий бомбардировщик, возможно фронтовой...
Сдается мне, это был бы хреновый пикировщик, впрочем, если не давят обстоятельства, мог бы и лететь

Б.3.> 3. Су-2 - противобасмаческий бомбардировщик.
тут да, дешево.

Б.3.> 5. Ту-2 очень возможно..
скорее всего, у исходного Ту-2 очень высокие ЛТХ
   77.0.3865.9377.0.3865.93
+
-
edit
 

DustyFox

аксакал
★★★
Б.3.>> 4. Ил-2 под вопросом как и другие проекты штурмовиков.
Fakir> Бронированный штурмовик хотели с первой половины 30-х.
Бронированный штурмовик хотели, и строили, с WWI.

Олег Растренин о становлении штурмовой авиации
Олег Валентинович Растренин рассказывает о становлении штурмовой авиации и своих исторических исследованиях. Поддержи "Архивную революцию": https://oper.ru/donate/tacticmedia Tacticmedia в Facebook: https://www.facebook.com/groups/969981439844492/ Tacticmedia Вконтакте: https://vk.com/tacticmedia
   75.075.0
RU Бердыш 3.0 #28.04.2020 16:35  @DustyFox#28.04.2020 16:22
+
+1
-
edit
 

Бердыш 3.0

новичок
Б.3.>>> 4. Ил-2 под вопросом как и другие проекты штурмовиков.
Fakir>> Бронированный штурмовик хотели с первой половины 30-х.
DustyFox> Бронированный штурмовик хотели, и строили, с WWI.

Гудериан к Москве не рвется , парада вермахта по Парижу не было. Басмачей и папуасов гонять хватит и Су-2 с "Потезом" . С остальным справятся пикировщики и горизонтальные бомбардировщики. Зачем огород то городить с тонной брони на самолете??
   70.0.3538.10270.0.3538.102
RU Бердыш 3.0 #28.04.2020 16:41  @Fakir#28.04.2020 15:50
+
+1
-
edit
 

Бердыш 3.0

новичок
Fakir> А собственно с чего бы? ЦАГИ 1-ЭА черёмухинский залетал задолго до войны. В войну и вертушками и автожирами занимались сравнительно слабо, скорее, без войны им могло бы достаться больше внимания - почему нет? Как минимум даже в пропагандистских целях, ради рекордов.

Я исхожу из того , что без чудовищного рывка технологий связанных с подготовкой к ВМВ и собственно войны - тратили бы на НИОКР и прочее на ПОРЯДОК меньше денег. Это как спираль , которая раскучивается обратно.
Нет большой войны на выживание - нет безумной гонки "не отстать а то умрем". Вертолет -это хорошо. Только нет сотен сбитых самолетов , летчиков которых вытягивать из тыла противника. С единичными случаями справится и легкие самолеты могущие садится в поле.
   70.0.3538.10270.0.3538.102
RU Бердыш 3.0 #28.04.2020 16:51  @spam_test#28.04.2020 15:56
+
-
edit
 

Бердыш 3.0

новичок
Б.3.>> 2. Ар-2 основной пикирующий бомбардировщик, возможно фронтовой...
s.t.> Сдается мне, это был бы хреновый пикировщик, впрочем, если не давят обстоятельства, мог бы и лететь

Хреновый пикировщик ,был Пе-2. Наспех переделанный из высотного истребителя в бомбардировщик и несущий ок.600 кг бомб. Ар-2 по сравнению с ним - нормальный самолет.
   70.0.3538.10270.0.3538.102
RU Мыш_и_к #28.04.2020 16:53  @Бердыш 3.0#28.04.2020 16:41
+
+1
-
edit
 

Мыш_и_к

опытный

Б.3.> Нет большой войны на выживание - нет безумной гонки "не отстать а то умрем". Вертолет -это хорошо. Только нет сотен сбитых самолетов , летчиков которых вытягивать из тыла противника. С единичными случаями справится и легкие самолеты могущие садится в поле.

Вообще-то вертолет - это Корея. Вполне себе локальный конфликт...
   81.0.4044.12281.0.4044.122
RU Мыш_и_к #28.04.2020 16:59  @Бердыш 3.0#28.04.2020 16:51
+
+1
-
edit
 

Мыш_и_к

опытный

Б.3.>>> 2. Ар-2 основной пикирующий бомбардировщик, возможно фронтовой...
s.t.>> Сдается мне, это был бы хреновый пикировщик, впрочем, если не давят обстоятельства, мог бы и лететь
Б.3.> Хреновый пикировщик ,был Пе-2. Наспех переделанный из высотного истребителя в бомбардировщик и несущий ок.600 кг бомб. Ар-2 по сравнению с ним - нормальный самолет.

Ты путаешь теплое с мягким, как пикировщик Пе-2 был хорош, не хуже Ар-2. И таскал он до тонны против 1,5 тонны Ар-2. Но и тот и другой могли сбрасывать только с внешней подвески. А там каждый таскал не больше тонны. Так что как горизонтальный бомбер Ар грузоподъемнее, но медленней. Как пикировщики равны.
   81.0.4044.12281.0.4044.122
RU Мыш_и_к #28.04.2020 17:03  @Бердыш 3.0#28.04.2020 16:35
+
-
edit
 

Мыш_и_к

опытный

Б.3.>>>> 4. Ил-2 под вопросом как и другие проекты штурмовиков.
Б.3.> Fakir>> Бронированный штурмовик хотели с первой половины 30-х.
DustyFox>> Бронированный штурмовик хотели, и строили, с WWI.
Б.3.> Басмачей и папуасов гонять хватит и Су-2 с "Потезом" . С остальным справятся пикировщики и горизонтальные бомбардировщики. Зачем огород то городить с тонной брони на самолете??

Так понятно же, что бы не заниматься ремонтом двигателя от попадания единственной пули в двигатель, что бы не заниматься лечением летчика получившего шальную пулю от басмача.
   81.0.4044.12281.0.4044.122
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir>> Бронированный штурмовик хотели с первой половины 30-х.
DustyFox> Бронированный штурмовик хотели, и строили, с WWI.

Ну всё-таки в СССР темы ТШ-1, -2, -3 это уже 30-е.
   51.051.0

  • Fakir [28.04.2020 17:31]: Предупреждение пользователю: xab#28.04.20 12:35

tarasv

аксакал

Fakir> Ну ты спроси тех, кто проектировал гусеничные танки до 1914 - включая Менделеева-мл. и Суинтона ;)

Полностью исключая Суинтона. Little Willie появился потому что Суинтон своими глазами увидел беспомощность наступающей пехоты против полевой обороны с пулеметами. И это было самое начало зарывания в землю.
Менделеев проектировал фактически самоходный форт. У него все хорошо с огневой мощью и защитой и очень плохо с подвижностью и проходимость.

Fakir> Кстати, про полную ж.пу в случае утыкания в позиционную войну как минимум некоторые очень неплохо представляли лет за двадцать до. И про перерытую землю, и немыслимые потери под пулемётами, и про колючку.

Предполагали, но господствовало мнение что война будет маневренной.
   81.0.4044.12281.0.4044.122
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
LT Bredonosec #28.04.2020 17:53  @Полл#25.04.2020 18:13
+
-
edit
 
Bredonosec>> строго говоря, этот фейсом об тейбл было и для американских ракетчиков до 60-х годов.
Полл> На конец 40гг - несомненно.
Полл> Про 60гг, ИМХО, спорно - тот же водород уже американская "фишка".
Паш, ты хоть посмотрел по ссылке?
Или как обычно, "ссылки смотрят только трУсы"? :D
Речь шла о движках для американского лунного проекта.
А это вообще-то уже даже местами 70-е годы, а не 40-е.

Полл> В масштабах более-менее серьезной страны, численностью хотя бы с десяток миллионов человек - таланты есть всегда.
Полл> Вот создать систему, которая будет эти таланты отыскивать и финансировать - удается редко.
Паш, талант - это на 95% тяжкий направленный труд. Взять крестьянина или там кузнеца и ожидать от него токамак, каким бы он ни был талантливым - не имеет смысла.

Полл> Во-первых, и испанская гражданская война, и боестолкновения в Монголии - это уже конец 30гг, их уже надо бы относить к Особому периоду.
это "заворачивание рыбы" :)
Имеем до ВВ2.

Полл> Во-вторых, в испанской гражданской войне тяжелые бомбардировщики не применялись.
юнкерсы да хейнкели были достаточно тяжелыми на тот момент. Немцы в отличие от американцев и британцев доктриной дуэ увлекались мало, и строили фронтовые машины.

Полл> В боях на Халхинголе и у озера Хасан основное назначение ТБ-3 было транспортным. Бомбардировочные вылеты были редкими, только ночными и в ближний тыл противника.
а зачем ишакам воевать против тб-3?
Это последствия компьютерных игрушек, где можно против кого угодно? :)
противниками ишаков и прочих истребителей CAF могли быть G-2, G-3 (они же дальние бомберы "96-Rikko"), D-1, японские истребители Mitsubishi A5M1 и A5M2a "96 Kansen", но не ТБ3
И я напомню твой тезис насчет преобладания неких воздушных крейсеров для воздушных боев.
Чего не было, сколь ни цепляться за заклепки.

Полл> В третьих, в обоих конфликтах не применялись или применялись очень мало гаубичная, тяжелая артиллерия и фортификация, м..
а при чем тут это всё к твоим "воздушным крейсерам" в роли истребителей?

Полл> "Сотка" Петлякова, будущий Пе-2, тоже задумывался как "воздушный крейсер". И кстати сказать в варианте Пе-3бис им был.
пешка задумывался в роли тяжелого истребителя, точно так же, как, к примеру, лайтнинг, исключительно в плане использования мощности двух движков для транспортировки одного пилота и комплекта брони и пушек.
Ни о каких "крейсерах" тут речи не было.
И если помнишь, лайтнинг был очень достойным истребителем сопровождения и высотных воздушных боев.

Bredonosec>> А как было организовано ПВО московского района ДО войны?
Полл> Организационные принципы противовоздушной обороны страны были изложены в Положении
Паш, "темна водица во языцах".
Я спрашиваю о физической организации, а не о положениях.
А о физическом состоянии - раз ты надеешься меня длинной цитатой утомить, я тоже использую длинную цитату.

Да — неожиданно для большинства из нас грянула война! С этой главной неожиданности и началось. А потом неожиданности, почти сплошь невеселые, пошли одна за другой.

О том, что у немцев сильная бомбардировочная авиация и что они имеют обыкновение активно бомбить важные центры в тылу своих противников, было, конечно, известно. Двухлетний опыт войны в Европе, начиная хотя бы с длительной тяжелой, принесшей обеим сторонам немалые потери воздушной битвы за Британию, свидетельствовал об этом с полной определенностью.

Тем не менее единое, объединенное общим командованием, соединение истребительной авиации, предназначенное для воздушной обороны Москвы, — (3-й авиакорпус ПВО — было создано буквально за считанные дни, вернее часы, до начала войны: приказ первого командира корпуса полковника И. Д. Климова о своем вступлении в должность датирован 21 июня 1941 года.

Конечно, до этого истребительная авиация ПВО Москвы тоже существовала, но существовала в виде отдельных, независимых друг от друга авиадивизий: 24-й и 78-й. Всего за неделю до начала войны был утвержден план передачи нескольких полков из одной дивизии в другую — о создании корпуса речи еще не было. Передача по плану должна была быть завершена... 23 июня. Но, как было сказано, до конца план этот выполнять не пришлось — 21 июня был создан 6-й авиакорпус, в который вошли все одиннадцать авиаполков, составлявших 24-ю и 78-ю дивизии, отныне расформированные... Словом, поиски наилучших форм организации авиации ПВО Москвы были к началу войны далеко не закончены.

Впрочем, не одни лишь поиски наилучших организационных форм. Не было заблаговременно решено и многое другое, например вопрос о самом количестве самолетов, потребном для надежного прикрытия Москвы.

Вот что писал об этом в своем очерке «Авиационный щит столицы» генерал Н. А. Сбытов, в то время — командующий военно-воздушными силами Московского военного округа, прямо отвечавший за оборону столицы с воздуха: «В один из первых дней войны я был вызван к И. В. Сталину, который потребовал от меня доклада о состоянии истребительной авиации. После доклада он спросил меня, какое количество истребителей необходимо для надежного прикрытия Москвы. Выслушав мои соображения, И. В. Сталин заметил, что самолетов нужно гораздо больше, но сейчас для этого нет возможностей...»

Представляя себе этот разговор, читатель не может не посочувствовать положению, в которое попал Сбытов: не располагая почему-то результатами выполненных заблаговременно расчетов сил и средств, потребных для решения главной задачи, стоявшей перед возглавляемым им объединением, командующий ВВС округа был вынужден высказать лишь свои личные «соображения» — и тут же выслушать несогласие Сталина с этими соображениями... Вопрос оказался явно не подготовленным.

Много нерешенных — старых и новых — задач стояло перед командованием московской авиации. Их приходилось решать, причем решать обязательно быстро и обязательно правильно — ни промедления, ни ошибок война не прощала.

В такой-то обстановке и начал командовать 6-м авиакорпусом И. Д. Климов, Заместителем командира корпуса (а впоследствии, после ухода Климова на высшую должность, его командиром) стал подполковник А. И. Митенков. Заместителем командира корпуса по политчасти был назначен бригадный комиссар И. А. Орлов, а начальником штаба корпуса — полковник Н. А. Кобяшов. Однако вскоре — еще до начала налетов вражеской авиации на Москву — начальником штаба стал полковник И. И. Комаров, а полковник Кобяшов был перемещен на должность заместителя начальника штаба.

Создавать корпус как единый, управляемый из общего центра организм, который, конечно, только и мог решить стоящую перед воздушными защитниками Москвы более чем сложную задачу, командованию корпуса пришлось, начиная с самых первых шагов, уже в военное время, фактически одновременно с выполнением боевых заданий.

К тому же части 6-го авиакорнуса были вооружены преимущественно устаревшими самолетами — теми самыми И-шестнадцатыми и «Чайками», которые в Испании, особенно поначалу, проявили себя отлично, на Халхин-Голе — удовлетворительно, от силы — хорошо, но сейчас, в преддверии большой войны, явно нуждались в замене.

Их и заменяли: перевооружение нашей авиации уже началось — недаром так интенсивно шли испытания и доработки «мигов», «яков» и «лагов», — но, к сожалению, именно только началось.

«До 80 процентов общей численности самолетов, имевшихся у нас к началу войны, уступали однотипным самолетам фашистской Германии по своим летно-техническим данным», — писал впоследствии главнокомандующий Военно-Воздушными Силами Главный маршал авиации К. А. Вершинин.

Еще беднее новой материальной частью была истребительная авиация, выделенная специально для противовоздушной обороны страны: в первые месяцы войны она имела до 90 процентов самолетов устаревших типов. Так что, оказывается, авиация ПВО Москвы по сравнению и с Военно-Воздушными Силами в целом, и [21] особенно по сравнению с авиацией ПВО, предназначенной для прикрытия других, менее важных тыловых пунктов страны, была еще в сравнительно выгодном положении — в ее составе, судя по данным журнала боевых действий 6-го авиакорпуса, по состоянию на 30 июня сорок первого года устаревших самолетов было «всего» 55 процентов.
 


Но то было потом. А пока, в начале войны, положение оставалось сложным.

Это чувствовалось повсюду — чувствовалось и в частях истребительной авиации Московской зоны ПВО. Новых самолетов было еще очень мало, не многие полки успели получить их, а в получивших далеко не все летчики освоили даже дневные полеты на этих машинах, не говоря уже о значительно более сложных, ночных. А между прочим, налетов противника следовало ожидать именно ночью...

В донесении командованию ПВО Московского военного округа командир нашего корпуса И. Д. Климов и Н. А. Кобяшов — тогда еще начальник штаба корпуса — докладывали, что на 1 июля сорок первого года из 494 летчиков корпуса подготовлены для боевой работы 417, в том числе ночью — 88, а ночью на истребителях новых типов — восемь... Восемь!..

В этом же донесении Климов и Кобяшов писали и о некомплекте боевых самолетов, и о неудовлетворительности имевшихся средств связи между командным пунктом ПВО и аэродромами («связь только проволочная, в одну цепочку, что, безусловно, ненадежно обеспечивает управление частями»), в о неполноценности сети аэродромов («большинство из них не отвечает требованиям для полетов истребителей»), и о том, что на девяти действующих аэродромах имеется всего пять аэродромных радиостанций, и о многом другом, чего остро не хватало корпусу для надежного выполнения своих задач.

Положение требовало принятия решительных мер, и, к чести командования нашей авиации, такие меры были приняты.

Достаточно сказать, что в течение первого же месяца войны — до начала валетов вражеской авиации на Москву — в составе 6-го авиакорпуса были дополнительно развернуты семь полков, а общее количество самолетов увеличено более чем в полтора раза. Интенсивными темпами шло освоение летчиками полетов ночью, в том числе и на истребителях новых типов.

Словом, делалось многое.

Не буду перечислять всего — расскажу только об одном, наверное, далеко не самом важном, но имевшем непосредственное отношение ко мне и моим товарищам: об организации двух отдельных (это значит — не входивших в состав какого-либо полка и дивизии, а подчинявшихся непосредственно командиру корпуса) авиационных ночных истребительных эскадрилий противовоздушной обороны города Москвы.

Летный состав этих эскадрилий был сформирован из летчиков-испытателей авиационной промышленности.

— Здорово! Наконец-то и мы понадобились! — комментировал это событие Гринчик.

И все мы безоговорочно согласились с ним, хотя, если вдуматься, ничего особенно «здорового» в обстоятельствах, заставивших вспомнить о нас в подобном плане, конечно, не было.

Перечитывая сейчас старые приказы о формировании этих эскадрилий, первый из которых начинался внушительными словами: «Ставка приказала...», я вижу, что командование считало нас (или, во всяком случае, писало так, будто бы считало) куда более зрелыми мастерами, чем мы были в действительности.

Так, в приказе по корпусу говорилось, что летный состав обеих отдельных эскадрилий обладает большим опытом по эксплуатации самолета в воздухе и уверенно летает на всех высотах и ночью.

...
Однако, к сожалению, далеко не все! Ни один из нас не летал на новых истребителях ночью, мало тренировался в выполнении на них фигур высшего пилотажа, ни разу не стрелял в воздухе.

Правда, как я узнал впоследствии, в этом отношении мы мало отличались от подавляющего большинства летчиков нормальных строевых частей.
Много лет спустя я прочитал в «Военно-историческом журнале», что из всего летного состава, предназначенного к переходу на новые истребители, к началу войны было подготовлено к боевым действиям на этих самолетах всего около четырнадцати процентов. Причем большая часть летчиков, входивших в эти четырнадцать процентов, была готова воевать на новых истребителях только днем.

Но при всем этом они, по крайней мере, имели хоть какой-то опыт стрельбы в воздухе и проведения учебных воздушных боев — пусть на старых самолетах. У нас же в эскадрилье было немало гражданских летчиков-испытателей, не кончавших военных летных школ и не имевших подобного опыта вовсе.


Не надо быть авиационным специалистом, чтобы оценить значение таких пробелов: мы, в сущности, не умели делать именно того, что прежде всего потребовалось бы в воздушном бою.

К счастью (теперь я понимаю, что конечно же к счастью!), нас это, по крайней мере в первый момент, нимало не смущало. И если бы кто-нибудь спросил тогда любого из нас — молодых и по-молодому самонадеянных, — умеем ли мы делать все, что положено ночному летчику-истребителю, то, наверное, услышал бы в ответ нечто подобное классическому анекдоту:

— Скажите, вы умеете играть на скрипке?

— Не знаю. Никогда не пробовал. Очень может быть, что умею...
 


Психология мирного временя оказалась неожиданно живучей.

Поэтому приказ командования о выделении из состава нашей эскадрильи на каждую ночь дежурного звена был встречен летчиками, как принято выражаться, без должного понимания:

— Что они там, не знают, что ли, что мы еще не готовы? Все равно — выделяй дежурное звено или не выделяй — толку от нас сейчас мало. Вот полетаем на «мигах» в сумерках, потом ночью, постреляем по конусу, по наземным мишеням — после этого и доложим начальству: так, мол, и так — к бою готовы... Тогда пожалуйста, назначайте в дежурство, хоть днем, хоть ночью...

А приказ, как я понял впоследствии, полностью вытекал из обстановки. Хронологически и, по-видимому, причинно он совпал с первым появлением над Москвой вражеского самолета-разведчика, который 8 июля пришел со стороны Волоколамска, прошел среди бела дня над Москвой — и безнаказанно ушел на запад. Тогда-то и были введены дежурства истребителей: в одних частях — дневные, а у нас, поскольку мы, как было сказано, во всех документах числились ночниками, — ночные.

В одно из начавшихся ночных дежурств я претерпел первые неприятности в своей воинской карьере. Придя в вечерних сумерках к своему «мигу» и приняв доклад механика, я уселся в кабине и начал методически проверять исправность боевой техники: показания приборов, положение рычагов и тумблеров, электрическое оборудование... Вот на электрооборудовании-то я и оплошал, — недолго думая, нажал на рычажок под надписью «посадочная фара». И в тот же миг, как оно и положено, прикрытый прозрачным плексигласом вырез в передней кромке левого крыла вспыхнул ярким светом и высветил в нескольких десятках метров перед машиной на зеленой траве аэродрома обширное овальное пятно. Убедившись, что фара в порядке, я через три-четыре секунды выключил ее. Но прегрешение уже было совершено! Я еще продолжал спокойно проверять исправность многообразного оборудования самолета, не подозревая, что в это время уже зазвонили телефоны, забегали люди, зазвучали приказания «выяснить и доложить».

Нарушение режима светомаскировки! Вот как, оказывается, называлось содеянное мной, а вовсе не опробование фары, как я но наивности ответил прибежавшему заместителю командира эскадрильи.
...
Возражать было трудно. Режим светомаскировки я действительно нарушил. Единственное, чего я, в полной мере признав свое прегрешение, так и не добился от разгневанного непосредственного начальства, — это прямого приказания впредь, заступая на дежурство, фару не проверять. Точно так же не получили сколько-нибудь вразумительного ответа и мои ехидные вопросы о том, как поступать, если, паче чаяния (тогда мы еще допускали, что «паче чаяния»), противник действительно предпримет ночной налет на Москву. Как тогда, возвращаясь из боевого вылета, включать посадочную фару или не включать? И если включать, то как быть с режимом светомаскировки? А если не включать, то как быть... с посадкой?

Читатель видит, сколь глубоко невоенным человеком был я тогда: даже вопросы начальству задавал..
 


Первая боевая тревога оказалась ложной.

Судя по приказу, который последовал назавтра и строго регламентировал — кто, как и в каких случаях имеет право объявлять тревогу по городу Москве, — судя по этому приказу, установить, кто первый сказал «э», в тот раз так и не удалось. Но тревога была полноценная: завывало множество сирен, гудели паровозные гудки (кстати, в только что упоминавшемся приказе содержалась специальная просьба к Наркомату путей сообщения: по возможности запретить паровозным машинистам, увидевшим в небе самолет, самостийно реагировать на этот факт гудками), даже где-то захлопали зенитки... Через много лет, читая книги воспоминаний Главного маршала артиллерии Н. Н. Воронова и летчика-командира А. Г. Федорова, я понял, в кого стреляли тогда зенитки — в наши же самолеты, по заданию оказавшиеся в пределах Московской зоны ПВО. Где-то не сработала договоренность авиаторов с зенитчиками — и вот результат. Слава богу, хоть не попали! Правда, как потом рассказывали, артиллерийское начальство пришло в особый гнев именно из-за последнего обстоятельства: как это так — стреляли и не попали!

Но, так или иначе, хорошо было уже то, что эта первая тревога чему-то научила.
Во всяком случае, система оповещения стала работать несравненно более четко — без излишней самодеятельности.
 


Когда вспыхивает пожар и не хватает пожарных со всей их огнегасящей техникой, тушить пламя бросается каждый порядочный человек, оказавшийся поблизости. Пригодность моральная в такой момент решительно преобладает над профессиональной. Сейчас это очевидно каждому, но тогда — и я тому живой пример — многие из нас просто не задумывались об этом, уютно устроившись в ложе привычных представлений, бесспорных хотя бы от постоянного повторения.

Немалую роль в этом сыграло, по-видимому, и то, что появление по первому вызову квалифицированных, оснащенных всем необходимым пожарных представлялось абсолютно гарантированным. Недаром мы читали книгу «Первый удар» и смотрели фильм «Если завтра война». Тяжкий вред, нанесенный молодежи нашего поколения литературой и искусством подобного шапкозакидательского направления, конечно, не мог раствориться мгновенно. Даже под воздействием всего, что мы узнали о настоящей большой войне за первый месяц с момента ее начала...

Прошло, наверное, около получаса после того, как наше дежурное звено было приведено в состояние готовности номер один, и в окружающем мире стали прорезаться тревожные симптомы. Донесшийся издалека вой сирен свидетельствовал о том, что объявлена воздушная тревога — теперь, после введения строгого порядка в этом деле, посчитать ее снова ложной было трудно. Справа, в том месте небосклона, под которым угадывалась Москва, нервно закачались узкие белые столбы прожекторов. Еще западнее задрожал неясный отблеск какого-то зарева — там. в нескольких десятках километров от нас, находились сплошные прожекторные поля, прикрывавшие подступы к Москве с наиболее угрожаемого направления, — как ни мало существовала Московская зона ПВО, но ее командование во главе с генералами М. С. Громадиным и Д. А. Журавлевым, полковником И. Д. Климовым и другими командирами, да и все входившие в состав Московской зоны части времени за прошедший месяц зря не теряли.

Прошло еще несколько минут — и над Москвой яркими звездами засверкали вспышки разрывов, издали похожих на невинный фейерверк. До ушей донеслось какое-то потрескивание — расстояние приглушало грохот стрельбы.

Это открыла заградительный огонь зенитная артиллерия Москвы
 


Месяц!! В конце июля - всего месяц существует!

Он не успел еще договорить, как механик, не дожидаясь моих распоряжений, протянул руку в кабину и несколькими движениями рукояткой заливного шприца отправил в мотор порцию бензина, нужную для запуска... Шипение сжатого воздуха из баллона... Лениво, толчками проворачиваются невидимые в темноте лопасти винта... Лапки зажигания на «включено»... Кнопка вибратора... Мотор дает вспышку, другую — и начинает работать. Добавляю ему газу, чтобы прожечь после стоянки свечи, и сталкиваюсь с сюрпризом. Первым из, увы, достаточно обширной серии сюрпризов, с которой мне пришлось столкнуться в эту ночь.

Итак, первый сюрприз: из выхлопных патрубков мотора бьют здоровенные, полутораметровые, слепящие летчика синие хвосты пламени. А надо сказать, обзор из МиГ-третьего был и без того не богатый: глубокая посадка летчика в кабине, низкий козырек, массивный и высоко задранный вверх капот мощного мотора. Все это было нужно — иначе большой скорости не получишь, — но улучшению обзора как на земле, так и в воздухе отнюдь не способствовало. Оставалось смотреть под углом к направлению полета — вперед-влево и вперед-вправо — между мотором и крылом. Днем мы так и поступали... Но что делать сейчас? Надо было что-то придумывать, причем придумывать незамедлительно: на взлете МиГ-3, как я уже говорил, для поддержания направления требовал от летчика действий весьма решительных. Упустить же направление означало создать такие боковые нагрузки на шасси, которых оно могло не выдержать. Тогда в лучшем случае авария, если не катастрофа.

В пятидесяти метрах от меня запустился мотор соседнего «мига», в котором находился Якимов. Наверное, сейчас он ошарашен тем же, чем я.

Издавна принято в затруднительных случаях возводить очи к небесам. Чисто рефлекторно я сделал то же самое и... увидел звезды. Вот оно — решение! На взлете буду смотреть не столько вперед, сколько вверх. Так сохраню направление, взлечу, а там — когда окажусь в воздухе — видно будет!

Собираюсь уже взлетать, как внезапно в кабину просовывается еще одна голова: мой друг, в то время еще совсем молодой летчик Леонид Иванович Тарощин торопливо обнимает меня, взволнованным голосом желает удачи в бою — и в ту же секунду исчезает за бортом машины.

Перед тем как опустить на глаза очки, кричу механику:

— Скажи ребятам: на разбеге, чтоб не слепило, смотреть поверх капота, на какую-нибудь звезду! Понял?
 

- Боевой вылет - первый вылет ночью вообще на этом типе!

Он очень нахально — не подберу другого слова — летал в эту ночь, наш противник! Гитлеровские бомбардировщики ходили на малых высотах — два, три, от силы четыре километра, — будто и мысли не допускали о возможности активного сопротивления с нашей стороны. Через несколько дней выяснилось, что так оно, в сущности, и было. Пленные летчики со сбитых немецких самолетов рассказывали, что, по данным их разведки, с которыми их ознакомили перед вылетом, сколько-нибудь серьезную систему ПВО и, в частности, организованную ночную истребительную авиацию они над Москвой встретить были не должны. Как мы знаем, немецкая разведка — фирма достаточно солидная, да и в данном случае тоже нельзя сказать, чтобы она полностью ошиблась. Всего несколькими неделями раньше ее сведения мало отличались от действительности. Но чего она не учла — это напряжения, с которым наша авиация, армия, вся страна на ходу училась воевать, собиралась с силами, исправляла ошибки и упущения предвоенного периода, большим потом и большой кровью закладывая основу для будущего перелома от неудач и поражений к победе.

Вот этого-то не мог ни ожидать, ни даже впоследствии объяснить себе наш противник! Впрочем, многие наши союзники и доброжелатели тоже... Факты показали, что месяц отсрочки, который история подарила воинам и командованию Московской зоны ПВО, был использован с толком. Враг встретил под Москвой пусть еще не вполне совершенную и безукоризненно действующую, но уже безусловно боеспособную, активную систему ПВО.
 


Вот слова участника тех событий.
А не груды бумажек, на которые можно поставить галочку.
Зона ПВО Москвы по факту создана в день начала войны. И вся организация, все средства - организованы за месяц.

(С) Марк Галлай. "Первый бой мы выиграли"

Полл> В начале июля 1934 г. первая электромагнитная станция ВНОС для обнаружения
об этом всем разговоры шли многократно. Наличие опытных, сделанных на коленке, да еще и на импортных лампах, станций не означает наличия московской зоны пво, тезис о которой ты пытался доказать, таща "в доказательство" что попало.
   68.068.0
1 9 10 11 12 13 14 15

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru