Ну, давайте о примере с машинами:
Скажем, сегодняшний средне-американский работник по найму получает порядка 150 долларов в день. При этом , для выдерживания пропорции, ему надо покупать машину стоимостью почти 30 тысяч. Это отьнюдь не современный аналог Форда-Т, который1 был одной из самых дешевых, доступных машин на рынке (если не самой). Таковыцм, для примера, мы можем посчитать Форд Фокус. В конфигурации ZX-4S (два литра мотор, 136 сил, кнопки и прочий фарш, несколько подушек безопасности, сидюк на шесть дисков...)- 12700 долларов. Или, иначе говоря, чуть более восьмидесяти рабочих дней. Причем собирают прямо тут, не в Китае и не в Бангладеш.
НО главное даже не это. Скажем, не было бы никакой проблемы производить Форды Т по, скажем, полторы тысячи. Даже лучшего качества, чем 80 лет назад. Вообше никогда не ломались бы, не ржавели и т.д. А если в Китае делать - так еще дешевле. Только не делают, поскольку брать никто не будет.
Взглянем на другой пример: компьютеры. Мне вчера приятель позвонил, спросил, не надо ли для детей Р-2, 266 МГц, диск на 800 МБ, CD×4, монитор на 14 дюймов, и все такое. Бесплатно. Ни одного рабочего часа. Я отказался. А шесть лет назад этот агрегат стоил порядка полутора тысяч.
Так что количество трудодней, затраченных на приобретение тех или иных мат. благ, определяется не прогрессом экономики, а готовностью людей платить: как тратили на машину в среднем от 100 до двухсот рабочих дней, так и тратят. Только машины другие.