Ладожская "Атлантида" - Кареджская коса

Теги:история
 
RU AlexDrozd #06.07.2004 15:58
+
-
edit
 

AlexDrozd

опытный

Вроде бы про "Дорогу Жизни" написано много книг разного уровня научности и историчности. Но вот недавно наткнулся на любопытнейшую "историю с географией".
Общеизвестно, что ледовая трасса шла от Кокарево на Кобону мимо о-вов Зеленцы. А вот в описании водной трассы периодически фигурирует Кабоно-Кареджский порт. Между тем расстояние от Кабоны до о. Кареджи около 12 км из них 8 по воде (от мыса Литтига напротив д. Леднево). Какой-то странный порт получается, на воде. Я как-то особо не задумывался над этим, пока не наткнулся на статью (1991 года) "Маленькая Атлантида на Ладоге".
Вспомнилась "лыгенда", рассказанная аборигенами в Кобоне, якобы до Зеленцов глубины малые и можно чуть ли не в брод дойти. Между тем навигационная карта показывала глубины ок. 4 м
Зато глубины между м. Литтига и о. Кареджи действительно меньше метра - вот он и брод. А на военной карте 1942 г. вообще сюрприз - от Литтиги к Кареджи тянется суша, почти до самого острова!
Вспомнил и еще одно, на отмели Ладоги (последние несколько лет уровень озера падал) мы нашли остатки деревянных сооружений совершенно непонятного назначения. Тянулись они паралельно берегу озера по обе стороны Кобонского канала (тогда я по незнанию считал его речкой Кобоной).
Довольно много информации удалось почерпнуть из книги Ковальчука В.М. "Ленинград и Большая Земля" и кое-что нашел в книге Майорова "Магистрали мужества".
Сравнительно недавно совсем недалеко от Питера существовал мощный транспортный узел, изчезнувший без следа. Ситуация для Питерских окресностей не единичная. Изменение структуры промышленности в 20-х-30-х, война, послевоенные изменения стерли с лица земли многие деревни, села, даже крупные узловые железнодорожные станции (станцию Верест, например). Имеется в области и железная дорога - "призрак".
Ниже я привел ссылки на статью и книги. Вкратце же история такова:
На Ладоге существуют многолетние циклы изменения уровня, на 42 год пришелся редкий минимум. А поскольку глубины в Шлиссельбургской губе небольшие и берег очень пологий даже незначительное падение уровня приводит к обсыханию обширных участков. И именно по обсохшему берегу была проложена железная дорога Лаврово-Кобона-Коса. За станцией Коса начинался собственно порт - обсохшая кареджская коса была использована как основа для строительства пирсов. По территории порта проложили 12 км ж/д путей нормальной и столько же узкой колеи. Были устроены укрытия для людей (вероятно в бровке Новолодажского канала).
В 42-м прорыли Кобонский канал между озером и Новоладожским каналом (по руслу мелкой протоки). Через канал построили разводной железнодорожный мост, вдоль канала - причалы. Вот остатки этих причалов или мостовых сооружений мы, вероятно, и нашли на отмели. Теперь баржи и пароходы могли разгружаться и в Кобоне, а также следовать каналом в Новую Ладогу.
В 44-м, после снятия блокады, надобность в порту отпала. Все, что можно было, демонтировали, что нельзя - бросили. Постепенно поднялся уровень Ладоги, льды снесли то, что еще торчало на поверхности, волны перемешали с песком материальные следы, люди, работавшие в порту и на железной дороге уехали, вернулось местное население, эвакуированное в 42-м. Порт и коса исчезли, как Венета или Атлантида.
Вот прошлогоднии фотографии из Кобоны

В этом году уровень Ладоги начал подниматься. В Новоладожском и Кобонском каналах вода поднялась почти на метр. Все песчаные отмели, видные на фотографиях, исчезли, ушли под воду и обнаруженные в прошлом году деревянные останки.
Кобонский канал, имевший в 42-м длину 1,6 км год назад был длиной около 600 м (дальше продолжался уже по дну озера), сейчас - меньше полукилометра.
Ссылки на статью и книги

ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА --[ Военная история ]-- Ковальчук В.М. Ленинград и Большая Земля
ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА --[ Мемуары ]-- Майоров Я.М. Магистрали мужества
 
07.07.2004 00:21, Mic: +1: Интересно


в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru