100 лет со дня пождения А. Е. Голованова

Теги:история
 
RU Centuriones #07.08.2004 21:09
+
-
edit
 

Centuriones

опытный

К СТОЛЕТИЮ ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ АЛЕКСАНДРА ЕВГЕНЬЕВИЧА ГОЛОВАНОВА.

Сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося летчика, основателя Авиации Дальнего Действия, Главного маршала авиации Александра Евгеньевича Голованова.

[attachmentid=6998]
Командующий за штурвалом

«И главными, и решающими сражениями в Великой Отечественной войне, как я полагаю, явились: битва под Москвой, Сталинградская битва и битва на Курской дуге. И не просто так эти грандиозные сражения названы битвами. С древнейших времен само слово «битва» понималось, как великое сражение, от результатов которого зависит судьба всего государства, судьба всего народа, живущего в данном государстве. Понятие это дожило и до наших времен...», – писал Главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов.

С первых дней войны 212-й отдельный дальнебомбардировочный полк, которым он командовал, – в самом пекле катастрофы Западного фронта. Приказ – любой ценой хотя бы приостановить немецкие танковые колонны, прорвавшие фронт и стремительно наступавшие на главном, московском направлении. Самообладание и талант командира, лично водившего в бой группы самолетов в условиях господства в небе «мессершмиттов», выделяют Голованова. И. В. Сталин все более пристально наблюдает за деятельностью 37-летнего пилота, предложения которого поддержал, получив на свое имя в январе 1941 г. лаконичное письмо... Вскоре Голованов становится командиром дивизии, выведенной из подчинения ВВС и выполняющей в Московской битве приказы самого Верховного Главнокомандующего.

За три с половиной года – небывалый случай! – Голованов поднимается в званиях от подполковника до Главного маршала авиации. С марта 1942 г. он – командующий Авиацией дальнего действия (АДД). Базирующиеся в основном на подмосковных аэродромах дивизии, а затем и корпуса бомбардировщиков АДД – ударная сила Ставки Верховного Главнокомандования. Они применялись в интересах стратегически важных фронтов. Если весной 1942 г. под командованием Голованова было около 350 бомбардировщиков, то к исходу войны АДД превратилась в воздушную армаду – более 2000 самолетов. Каждая третья авиабомба, сброшенная на врага в годы войны, отправлена к цели экипажами дальних бомбардировщиков. Их действия отличали точность и мастерство. Неслучайно после возвращения из Сталинграда А. Е. Голованов 23 января 1943 г. был награжден орденом Суворова I степени за номером 9. Высокая оценка АДД и ее командующего дается и в трофейных документах немецкой разведки, публикуемых в этой книге, где признается: русские в АДД умели воевать.

Громкое в годы войны и ныне почти забытое название – АДД… Это и героические, на пределе техническом и на грани самопожертвования, ночные налеты на Берлин; и мощные удары по железнодорожным узлам, резервам и переднему краю противника; и доставка В. М. Молотова в Англию и США над воюющей Европой и Атлантикой; и помощь Народно-освободительной армии Югославии; и десятки тысяч перевезенных партизан, и «спецоперации». Так, например, отряд разведчиков, будущих Героев Советского Союза, Д. Н. Медведева и Н. И. Кузнецова доставили в немецкий тыл экипажи базирующейся в Подлипках 1-й авиатранспортной дивизии АДД.

Нити непосредственного руководства исключительно многообразной боевой работой Авиации дальнего действия вели в Москву, в старинный красивейший Петровский дворец, в кабинет А. Е. Голованова с огромной картой на стене и видом из окон на Центральный аэродром…

Лишь три военачальника к маю 1945-го имели звание Главных маршалов родов войск – Главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов, а также Главные маршалы авиации А. А. Новиков и А. Е. Голованов. Однако в послевоенные годы все они были сняты с занимаемых постов. Судьба каждого из них индивидуальна, но существовали и более общие причины... Когда необходимо выстоять в испытаниях, заложить основы нового дела, власти требуется руководитель, "которому нужны не только знания и ум, но и особые человеческие качества – твердость, уверенность в себе, независимость, способность, несмотря ни на что, отстаивать свою точку зрения, часто вопреки мнению высших должностных лиц». Когда же испытания позади, «авторитарная власть тут же отторгает обладателя этих качеств. Теперь уже требовались иные черты характера – умение приспособиться, угодить, стать «своим»".

Можно лишь добавить к этому, что подобная тенденция, как показывает история, присуща не только авторитарным государствам. «Тот, кому свойственны поступки выдающегося человека, – читаем конспект в «Важной тетради» А. Е. Голованова, – неизбежно испытает противодействие со стороны заурядных людей своего века; тот, кому свойственны размышления человека независимого ума, непременно будет осужден людьми».

В 1948 г. А. Е. Голованов был снят с должности командующего Дальней авиацией и на соответствующие по званию посты больше не назначался. В августе 1953 г. был уволен в запас. Голованов не был столь вопиюще несправедливо и беспощадно разжалован, как Н. Г. Кузнецов, его миновала тюрьма, как А. А. Новикова. Но ему пришлось, в буквальном смысле, бороться за выживание, ведь в семье было пятеро детей, среди которых лишь одна из дочерей достигла совершеннолетия… Наказан был Александр Евгеньевич и глухим умолчанием как собственной деятельности, так и всего вклада АДД в Победу. Наверное, единственному из военачальников ему было отказано в публикации уже набранной в издательстве книги воспоминаний. Лишь отдельные главы из нее были при жизни автора напечатаны в пяти номерах (в течение трех лет, с большими перерывами) журнала «Октябрь». Причина? Голованов, обладавший умением увлечь читателя, ярко описал свои встречи с И. В. Сталиным, который непосредственно руководил Авиацией дальнего действия до конца 1944 г. и которого командующий АДД уважал. Главы мемуаров, опубликованные в «Октябре», вызывали кулуарные споры, потоки восторженных и критических писем. А власти поры так называемого «застоя», как известно, больше всего боялись «шума», т.е. живого столкновения мнений…

Наверное, лишь в последнее время появилась возможность более спокойного осмысления ушедшего ХХ века, в том числе и деятельности Верховного Главнокомандующего – личности трагической, стоявшей в эпицентре поистине шекспировских страстей…

Отсутствие сведений о Главном маршале авиации в первоисточниках, загадочные повороты его судьбы и по сей день порождают слухи, пересуды, переходящие порой даже в клевету, как, например, в книге В. Суворова (Резуна) «День – М» (М., 1994), где утверждается, что Голованов якобы был знаком со Сталиным еще до 1941 г. и являлся его шеф-пилотом, телохранителем и следователем. Откуда такие сведения – автор, естественно, умалчивает. А ведь именно нежелание А. Е. Голованова участвовать в политических интригах и обусловило его отдаление от Сталина и последующую опалу…

Звездным часом того поколения, к которому принадлежал Александр Евгеньевич, стал, конечно, путь к Победе в Великой Отечественной войне, когда Россия и ее столица были спасены от уничтожения…

Алексей Тимофеев

(Из введения к книге: Главный маршал авиации Голованов: Москва в жизни и судьбе полководца. М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2001).

[attachmentid=6999]
Одна из последних фотографий

* * *
Дорогому Александру Евгеньевичу - Феликс Чуев
20.6.69

Под сенью сосен подмосковной станции,
завидно сохранив авторитет,
рыбалит Главный маршал авиации,
опальный, гордый, по прозванью Дед.

Какой он дед!
Он будто бы у власти,
у самых главных, у державных дел.
Когда-то с кем-то был он не согласен,
и сам, как говорится, полетел.

Да, он из тех догматиков, что спорили,
и правота их в будущем, вдали,
да, он из тех догматиков, которые
Отечество спасали и спасли.

Он жилист, маршал. Силушка ушкуйника,
и стойкость разума - на том стоим! -
и скромность - рокоссовская, с сутулинкой,
присущая особенно прямым.

...Сухие ветви с яблонь обрезает,
лопатою командует легко...
Просил работу,
да ему сказали,
что звание уж больно высоко.

В штабах особых молодые служат.
Не дай им Бог Москву и Сталинград,
они и так усидчиво заслужат
не менее регалий и наград.

Но дай им Бог - повыше всех регалий,
при жизни чтоб, над крышей, им, живым,
все самолёты крыльями махали
когда-нибудь, вот так же,
как над ним.


Прикреплённые файлы:
Golovanov1.jpg (скачать) [45,11 кбайт, 14 загрузок] [attach=27885]
 
Golovanov2.jpg (скачать) [50,23 кбайт, 17 загрузок] [attach=27886]
 
 
Раньше были времена,
А теперь мгновения.
Раньше поднимался дух,
А теперь давление.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru