Трудовые резервы

 
Имею следующее мнение:
-победа в войне по меньшей мере на 50% определяется состоянием экономики (тыла, возможностей мобилизовать все силы страны на нужды войны)
-состояние армии дает еще процентов 25 от успеха
-уровень командования (офицерского корпуса в целом) дает еще что-то и т.д.
Все детство провел в районе где была улица "Трудовых резервов". О названии не задумывался - резервы себе и резервы. Прочитав в "Дне М" смысл этих резервов задумался.
Так как антирезунисты объяснят создание "Трудовых резервов"?
 
IL Барон Ротшильд #19.10.2004 03:03
+
-
edit
 

Барон Ротшильд

координатор

Спросил собственную бабушку (кончившую 8-ой класс в мае 41-го), действительно ли собирались вводить плату за обучение в 9-10 классах. Она дала положительный ответ, упомянув, что многие действительно по причине платы собирались оставить школу.
Просвещенная монархия - это такая монархия, при которой монарх состоит в переписке с Вольтером.  
RU AlexDrozd #19.10.2004 10:18
+
-
edit
 

AlexDrozd

опытный

"Трудовые резервы" - это системо проф-техобразования, куда свели все ФЗУ и подобные уч.заведения. До 40-го они были в самом разном ведомственном подчинении.
Вот статейка в энциклопедии 404

Барон Ротшильд>Спросил собственную бабушку (кончившую 8-ой класс в мае 41-го), действительно ли собирались вводить плату за обучение в 9-10 классах. Она дала положительный ответ, упомянув, что многие действительно по причине платы собирались оставить школу.

В 70-х годах Романов пытался кардинально решит проблему рабочих кадров в Ленинграде, ограничив количество мест в 9-х классах средних школ. Так что многие мои ровесники вынуждены были получать образование в ПТУ и техникумах. Проблему правда, все равно не решили, и сейчас Питер без гастарбайтеров не обходится, как раньше без лимитчиков.
 
RU BrAB #19.10.2004 10:40  @Барон Ротшильд#19.10.2004 03:03
+
-
edit
 

BrAB

аксакал
★☆
Б.Р.>Спросил собственную бабушку (кончившую 8-ой класс в мае 41-го), действительно ли собирались вводить плату за обучение в 9-10 классах. Она дала положительный ответ, упомянув, что многие действительно по причине платы собирались оставить школу.[»]

Давным давно спросил свою бабушку. И она сказала что плату за обучение не просто собирали ввести, но даже ввели, причём в 7 классе. Т. е. за обучение в школе их семья платила. это 40-41 годы
Было у еврея всё плохо. Пришел за советом к равину. Тот - напиши над дверью - "Так будет не всегда". Стало всё ок. Пошел он благодарить. А тот ему - надпись не стирай. Злой чечен ползет на берег. ©Лермонтов  

Kosh

опытный

С этой точки зрения образование должно быть:
1- доступным
2- Но платным. Халява развращает.
Я лечу напролом сквозь бескрайнюю синь, У меня под крылом 50 Хиросим, У меня под крылом Архимедов рычаг, Я могу хоть сейчас мировую начать! (с)  
+
-
edit
 
AlexDrozd>"Трудовые резервы" - это системо проф-техобразования, куда свели все ФЗУ и подобные уч.заведения. До 40-го они были в самом разном ведомственном подчинении.
AlexDrozd>Вот статейка в энциклопедии 404
AlexDrozd>В 70-х годах Романов пытался кардинально решит проблему рабочих кадров в Ленинграде, ограничив количество мест в 9-х классах средних школ. Так что многие мои ровесники вынуждены были получать образование в ПТУ и техникумах. Проблему правда, все равно не решили, и сейчас Питер без гастарбайтеров не обходится, как раньше без лимитчиков.[»]

Из статейки в энциклопедии ясно что создали систему трудовых резервов чтобы эффективнее управлять системой профобучения. Но неясно, зачем это именно в то время понадобилось? И зачем вводить оплату за обучение в самом лучшем государстве рабочих и крестьян где вскоре вообще денег не будет?
А из Вашего последующего сообщения ясно что такое нужно было например чтобы обеспечить рабочие руки. Так зачем понадобилось обеспечивать рабочие рук из числа подростков в то время?

 
RU AlexDrozd #26.10.2004 14:50
+
-
edit
 

AlexDrozd

опытный

Iltg>Так зачем понадобилось обеспечивать рабочие рук из числа подростков в то время?

Не рабочих рук из числа подростков, а подготовку квалифицированных рабочих. Никогда не интересовался этим вопросом, возможно имелся дефицит грамотных рабочих.
Вообще-то как раз военное производство организуется таким образом, что квалифицированной раб.силы используется сравнительно немного, основная масса работников мобилизуется из числа неподготовленных граждан (точнее, гражданок).
Надо знать, увеличилось ли вообще число учебных мест в ФЗУ после введения этой системы.
Введение платы в школе косвенно подтверждает, что в ФЗУ приходилось народ "загонять", как в ПТУ при Романове ;)
Но Ленинград в 70-х ни с кем вроде воевать не собирался, так что не стоит делать далеко идущих выводов из "Трудовых резервов" ;)

Кстати, не такие уж и подростки:
"Школа фабрично-заводского обучения, школа ФЗО, низший тип профессионально-технической школы; существовала в 1940—63 на базе промышленных предприятий и строек в системе Государственных трудовых резервов СССР. Готовила рабочих массовых профессий для строительства, угольной, горной, металлургической, нефтяной и других отраслей промышленности; срок обучения 6 мес. В школу принималась молодёжь 16—18 лет с любой общеобразовательной подготовкой (с 1955 — с начальным образованием и выше); для подготовки по профессиям, связанным с подземной работой, в горячих цехах, на строительстве, — только юноши; с 18 лет" http://www.rubricon.com/...

 
Это сообщение редактировалось 26.10.2004 в 15:01
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★☆
AlexDrozd>В 70-х годах Романов пытался кардинально решит проблему рабочих кадров в Ленинграде, ограничив количество мест в 9-х классах средних школ. Так что многие мои ровесники вынуждены были получать образование в ПТУ и техникумах. Проблему правда, все равно не решили, и сейчас Питер без гастарбайтеров не обходится, как раньше без лимитчиков.

Я как раз под эту раздачу попал. Что бы попасть в 9 класс пришлось срочно добывать медицинскую справку, о том что нет у меня здоровья, чтобы учится в ПТУ :D .
Всему есть своя причина  
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★☆
Iltg>>Так зачем понадобилось обеспечивать рабочие рук из числа подростков в то время?
AlexDrozd>Не рабочих рук из числа подростков, а подготовку квалифицированных рабочих. Никогда не интересовался этим вопросом, возможно имелся дефицит грамотных рабочих.

Дефицит рабочего персонала (особенно квалифицированного) в нашей промышленности был всегда, на протяжении последней трети ХIХ и всего ХХ века (есть сейчас и будет дальше).
Касаясь конкретно ситуации в 30-е годы: производственным рабочим в нашей стране вообще не откуда было взятся - страна от царей большевикам досталась ведь чисто аграрная и к тому же малообразованная. Как правило тогда каждое предприятие готовило для себя персонал в меру своих возможностей кустарными способами.

Вспомните мемуары всяких заслуженных большевиков из рабочих - как они расписывали, что мол при проклятом царском режиме с детства работали на заводе под присмотром держиморд-мастеров - а это ведь между прочим и была система подготовки кадров в промышленности. Примерно так было и в послереволюционные годы, вплоть до начала индустриализации страны, когда такая система подготовки кадров просто физически (и качественно) не смогла обеспечить промышленность (вообще всю, а не только оборонную) необходимым количеством персонала.

Т.е. индустриализация страны и потребовала создать адекватную данной ситуации организованную современную систему подготовки промышленных кадров. Причем надо учитывать, что тогдашняя школьная система эффективно охватывала только детей родившихся в годы советской власти, а у тех кто был чуть постарше с грамотностью было весьма напряженно. Поэтому требовалось одновременно с профессиональной подготовкой дать рабочему как минимум начальное образование. Для обеспечения этих целей была создана система ФЗУ (а для обеспечения начального и среднего образования уже работающего персонала - система вечерних школ).
Но поскольку для подготовки именно высококвалифицированного рабочего необходимо чтобы он имел среднее образование и применили вышепроцитированный метод для обеспечения притока абитуриентов из числа школьников со средним образованием (те самые подростки ;) ).

Между прочим еще при царе-батюшке многие владельцы промышленных предприятий (знаю это на примере многих старых питерских заводов) все вышеописанное хорошо понимали, и именно поэтому (а отнюдь не из за "любви к простому народу") организовывали за свой счет школы для своих рабочих.

А вообще не так глупы были большевики (я про затею с платными 9-10 классами) - они ведь применили самый эффективный способ принуждения - экономический, хотя казалось бы формально было проще в рамках той системы просто дать команду о принудительной отправке школьников в ФЗУ (внешне командно-административный метод вроде проще, но видимо они поняли что на деле это будет малоэффективно).

Кстати обратите внимание, что очень популярные в народе в те годы авиационные, парашютные, автомобильные и прочие клубы "двойного назначения" часто были физически и организационно привязаны к системе промышленного образования (в мемуарах читаешь, что мол поступил в ФЗУ, а при нем был аэроклуб и т.д.). Т.е. наличие у человека общего и профессинального образования позволяло в свою очередь готовить его к тому, чтобы в случае необходимости пополнить армию людьми, способными грамотно обращатся со сложной военной техникой.

P.S. Вообще надо отдать должное тогдашней власти, в том что она провела просто грандиозную и не имеющую аналогов в истории работу в сфере образования населения (и высшего, и школьного, и профессинального, и военного) в крайне малый исторический срок при ограниченных ресурсах.

AlexDrozd>Вообще-то как раз военное производство организуется таким образом, что квалифицированной раб.силы используется сравнительно немного, основная масса работников мобилизуется из числа неподготовленных граждан (точнее, гражданок).

Это просто так у нас получилось (почему - см. выше) :) .

Всему есть своя причина  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru