Mavr>Да и вообще, каждое мое высказывание можно подвергнуть справедливой критике и получим обширный диспут не по существу, а по деталям в которых оба мы имеем схожее мнение.
Как раз по деталям мы не слишком согласны
Zeus>>А это надо спросить, почему в государстве такие законы, что обучение спонсируется из налогов. Возможно, государству это в конечном итоге выгоднее: теряя на уезжающих специалистах, оно приобретает на бОльшем, благодаря доступности образования, количестве оставшихся специалистов.Mavr>Вот в том-то и дело, что и законы надо менять! Надо перестраивать ОЧЕНЬ много!
"Надо" - не самоцель. Главное, в
какую сторону менять
Придумывать законы под концепцию - уже дело техники, хоть и не слишком тривиальное (приведу пример ниже, если не забуду).
>По своей сути, сейчас в России та-же система образования что и в СССР, а страна-то другая! Значит и подход к образованию нужен другой.
Согласен.
Zeus>>Оплачивать надежды - это уже совсем клиника А нечего было надеяться зазря! Mavr>Ну преувеличил я в некоторых моментах - был не прав, но система-то вполне реальна. Сроки, суммы и т.п. вещи вполне можно скорректировать. Главное - принцип, а не отдельно выдернутые вещи.
Вот именно принцип-то мне и не нравится. Я имею в виду именно то, что отквотил - с кредитом-то понятно, но с чего я должен еще за какие-то "надежды государства" платить?? Нигде такого нет.
Zeus>>Кроме того, сам подход ("гос-во растило...") как-то сомнителен Это я иду получать образование для себя, а не государство меня "направляет" (слава богу).Mavr>Раз идешь получать знания "для себя" - плати!
Согласен. Но пусть государство при этом не говорит, что оно меня "растило". И даже в случае гос. финансирования все условия просто описываются в договоре заранее, этика здесь ни при чем. Кроме того, даже в этом случае
я иду на конкретную программу, добившись каким-то образом финансирования (например, за отличную успеваемость или выбрав требуемую специальность). Государство здесь не "направляет", а как бы просто
поощряет социально-значимые специальности. Если есть условие "отработать после окончания там-то", я еще подумаю, стОит ли туда идти...
Некоторая тонкость с вашими постоянными попытками
заставить людей работать по специальности связана, видимо, с общесоветским пониманием высшего образования, когда оно зачастую получается "чтоб было". Все же на Западе куда более утилитарный подход к этому, и если человек идет учиться (неважно, за свои деньги или даже забесплатно), а не работать и зарабатывать эти 4-6 лет деньги, то он явно намерен работать по этой специальности. К тому же, через эти самые годы ситуация может измениться и работы по специальности не найдется; так будет ли лучше, если человека (или работодателя) принуждать работать именно по его специальности?
Zeus>>А почему, скажем, 40 и 60% - неразумно? Mavr>Разумно. Только к деталям не будем придираться, хорошо?
Это был намек
Смысл был в том, что, мол, "если кредит тратить разумно, а именно..." Так причем здесь вообще распределение по процентам? Кредит - он и в Африке кредит; взял - отдавай. Пропьешь, не получишь образования - твои проблемы.
Другое дело, что в/о все же везде считается социально-значимым явлением и потому именно на обучение можно взять кредит на более льготных условиях (и, немаловажно,
вообще взять, ибо студент чаще всего не может строго гарантировать возврат). Но в этих случаях, как правило, деньги автоматически поступают вузу. Как студент будет себя обеспечивать - совершенно отдельный вопрос. Варианты - от банального проживания у родителей до выигрыша в лотерею
Можно и на это льготный кредит предусмотреть, тоже вариант.
Mavr>>>Везде на западе обучение платное.Zeus>>Все гораздо сложнее. Не везде, не всегда.Mavr>млин....Mavr>как об стенку горох...Mavr>Дык и я предлагаю не везде и не всегда. В чем проблема? Не зацикливайтесь на деталях!
Это опять же намек на то, что системы высшего образования крайне разнообразны, и имеет смысл их хотя бы поверхносто изучить, прежде чем сходу предлагать рецепты.
Zeus>>Mavr, начинайте Mavr>Не конструктивное высказывание с вашей стороны.
Как раз очень даже конструктивное
Все-таки более конкретное, чем лозунг "давайте платить!"
Mavr>Я - не имею в своем распоряжении работников которым плачу зар.плату. Так что не порите чушь![»]
А вот вы наймите работников и платите. Хоть кому-то хорошо станет
Zeus>>"Железный занавес" - штука, закрывающая в первую опередь выезд из СССР. А вот регулирование въезда - полное право и даже обязанность любой страны.Mavr>Термин "Железный занавес" появился в отношении СССР как к государству которое не выпускало своих жителей за рубеж т.е. держало их за "железным занавесом".
Ну, а я что написал?
Mavr>Сейчас картина изменилась и мы видим тот-же "железный занавес" но уже с обратной стороны и направленный на въезд.
Эта штука существовала всегда и во всех странах, это как раз норма. Вот ограничение права
выезда - это куда больший грех, за что СССР и критиковали.
Mavr>>>Отсюда есть еще один вывод: надо сделать платным обучение в гос.ВУЗ-ах России НО! (главное что-бы не потеряли это "но" как часто бывает в России) НО, давать целевые кредиты на это обучение, с правом выплаты в течении 15 лет если работаешь по профилю, а не по профилю - в течении 5 лет! И штрафы на частные конторы накладывать за то что используют людей не по профилю обучения!Zeus>>Это, конечно, не побоюсь этого слова, детский лепет, так что разборать не хочется. Mavr>Если подобная схема работает то это уже не детский лепет.Mavr>Не оскорбляйте почем зря незнакомого собеседника.[»]
Прошу прощения, если обидел, я не хотел. Просто другого слова не нашел...
Ну, что значит "сработает"? Конечно, она "сработает". Например, увеличится доля липовых справок о занимаемой должности (шутка ли - изменение срока выплаты втрое!) Снизится эффективность экономики и самого высшего образования из-за того, что все равно не все выпускники найдут работу по специальности и придется что-то с этим делать (если "штрафовать" фирмы, их эффективность явно не повысится. Ну а если нет нужного выпускника? С другой стороны, неужели лучше, если человек будет годами сидеть на пособии и искать подходящую работу (а вы ведь против распределения?), чем если он год-два будет хоть как-то работать, пусть не по специальности? А ведь если за такое "штрафовать" втрое более высокими выплатами, люди будут избегать такой подработки).
Аналогично, если заставлять людей выплачивать деньги за обучение при эмиграции (я не имею в виду вариант с кредитом, там все понятно; речь о ситуации с "бесплатным" образованием), то люди будут просто обходить это... Кстати, вы в курсе, что такое эмиграция? Очень многие (если не большинство сейчас) эмигрантов сохраняют российское гражданство, и с них вы ничего не получите (не будете же вы требовать возвращать деньги при каждом выезде за границу?) К тому же, если и отказываются от гражданства впоследствии, то уже на территории другой страны, и тут вы тоже ничего не поделаете.
Единственное, что вы можете сделать - формально навесить долг и заставить человека платить, если он вдруг вернется хотя бы на время (то есть не выпускать снова без выплаты). Но тогда это будет дополнительным стимулом не возвращаться... И то все это смутно: не-граждан уже не заставить (им разве что в отместку можно не дать визу), а граждан не всегда и разделишь, эмигрант или "временно пребывающий".
Далее, что значит "штрафовать фирмы за
использование не по специальности"? Вообще-то, работа в фирме определяется трудовым договором, человек сам подписывается под условиями своей работы. Грубо говоря, человек
сам идет работать либо по специальности, либо нет. А нарушения договора - это дело совсем другого законодательства.
И вообще, какой-то у вас негативизм все время ощущается
В мире как-то больше принято, напротив,
поощрять эффективное использование. Скажем, существует практика, когда государство выплачивает часть зарплаты сотруднику частной фирмы, если эта фирма берет нового выпускника (или еще какую-нибудь важную для государства категорию). Выдаются стипендии на особо требуемые специальности. И т.п.