[image]

Ликбез о Японии

Теги:страны
 
1 2 3 4

SM3

новичок
Цитата
Многие здесь согласятся мыться в воде, где до него побывал ещё десяток людей? А использовать потом эту воду для стирки? А с принципиальным отсутствием центрального отопления в холодной в общем стране все уже в восторге?

Хмммм это я пропустил. Да, это относительно экономно. Но они не моются в этой воде. Они просто принимют горячую ванну. Это здесь очень популярно наряду с поездками на горячие источники.
Но надо учитывать, что перед тем как забратся в ванну все основательно должны помытся в душе, (даже дважды - а как же иначе, ведь вся семья будет принимать эту ванну) то эта экономия не очень экономна.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Цитата
Многие здесь согласятся мыться в воде, где до него побывал ещё десяток людей?
 


Это про Англию, что ли? ;D
   
+
-
edit
 

Dmitry_A

старожил

У меня тоже есть вопрос. Почему Русское произношение Японских слов настолько искажено?
Как можно постоянно произнасить С вместо Ш? Я только недавно это для себя открыл...
 

Проблема в том, что фонемный состав русского и японского языков имеет различия. То есть русскими звуками японских слов не произнесёшь. Транскрипция японских слов в русском языке даёт лишь приблизительное представление об аутентичном их звучании. Использоваться в учебных целях она никак не может. Да и задача у неё другая: установить стандарт для записи японских имён и названий в русских текстах.

Вот здесь подробно описана система русской транскрипции японских слов:
Киридзи — Википедия

Кстати, звук, обозначаемый в ромадзи sh, японцы произносят очень мягко, как среднее между с и ш. Со мной в Дальнем учились японцы, так они так же произносили китайский мягкий с, слегка «шепелявя».
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Про новейшую историю Японии от своего рода аналога Глухова :)

Япония в преддверии тоталитаризма • Библиотека

Публикуем фрагмент новой книги нашего постоянного автора Александра Мещерякова, профессора Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ, «Безымянная Япония: демографическое, историческое и человеческое измерение» (М.: Лингвистика, 2023, адаптированная к газетной публикации глава «В преддверии тоталитаризма: дискуссия о перенаселенности и продовольственная проблема»). //  elementy.ru
 

Демографическая контрреволюция в Японии • Библиотека

Япония сейчас входит в число стран с наиболее высокой продолжительностью жизни (81 год для мужчин и 87 для женщин) и наиболее низкой рождаемостью в мире (1,4 ребенка на одну женщину). Однако в совсем недалекое по историческим меркам время эти показатели были совершенно другими. Почему же Япония превратилась в страну малодетных? //  elementy.ru
 
Распад традиционной семьи не означал, что семья как высочайшая идеологическая ценность перестала быть идеалом. Государство перестало восприниматься как семья во главе с императором (что было характерно для довоенной Японии), но эта семейная метафора перекочевала в производственные отношения. Именно после войны расцвела японская концепция менеджмента: фирма — это семья с пожизненным наймом и «родственным» участием в прибылях. Поскольку метафора распространялась прежде всего на мужчин (участие женщин в производственной деятельности оставалось ограниченным), то это было лишь подобие семьи, ее суррогат. Предназначение традиционной семьи — принесение потомства; псевдосемья порождает товары и услуги. В том числе и для детей, которые все-таки увидели этот свет.
 
   56.056.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Создавая вещи, создавать людей: японская практическая философия монодзукури • Библиотека

Мир привык к тому, что маркировка «Сделано в Японии» (нихонсэй, 日本製) выступает гарантией высочайшего качества товара. Но за созданием вещей стоят люди, о принципах работы которых, трудовой этике и отношении к производству мы знаем гораздо меньше, чем о технике, которую они изготавливают. //  elementy.ru
 
Центры монодзукури — это не просто площадки для для экспериментов, они выполняют также ряд социальных функций. Поскольку занятия на их территории всегда добровольные, студенты привыкают к идее труда и творчества ради удовольствия, а не по принуждению.
 


В рамках многочисленных «теорий о японцах» нихондзинрон «уникальными» объявлялись, например, отношения между начальством и подчинёнными, для которых, якобы, в отличие от западного мира, характерно превалирование чувства общности, заботы и покровительства, а не разобщающих коллектив иерархических отношений. Подобный тип отношений позволяет в перспективе создавать более комфортную обстановку на производстве и погружать сотрудников в производственный процесс, повышая степень их заинтересованности в получении качественного конечного продукта за счёт эмоциональной вовлеченности в общее дело. Теоретики «японскости» рассуждали об исконно присущих всем обитателям Японского архипелага трудолюбии, старательности, исполнительности, коллективизме, стремлении к общему благу, бережливости и прочих качествах, отличающих их от остальных обитателей Земного шара и делающих возможным экономический рост и повышение объёмов и качества производства. От создания домашнего продукта Япония со временем переходит к экспорту не только товаров, но и концепций, и оказывается, что «уникально японские» черты — при должном усердии и правильном подходе — могут быть воспроизведены в других странах.
 


На выработку такого отношения к производству и самому продукту труда уходят годы, и то, что воспринималось в качестве нормы в период Эдо, противоречит как основам глобальной рыночной экономики, так и темпу современной жизни. При всей своей искусственности, зависимости от дискурса нихондзинрон и тонкостей японской внешней политики, а также — временами — антиисторичности в плане теоретизации, философия монодзукури выполняет очень важную роль, пытаясь адаптировать ценности, характерные для ручного труда, к массовому производству. Успешное внедрение монодзукури в теории помогает увеличить степень заинтересованности непосредственных производителей в качестве конечного продукта, пересмотреть отношение к труду, сделав его не просто способом заработка, но инструментом совершенствования навыков, который имеет общественную пользу и значимость. Место наставника в этой схеме занимают университеты, а в отдельных случаях — корпорации, благодаря образовательным программам прививающие интерес к технологичному производству и изобретательству ещё со школьной скамьи.
 
   56.056.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Принуждение к просвещению • Библиотека

— Принято считать, что падение железного японского занавеса случилось в 1853 году с помощью американского командира кораблей Мэтью Перри, который привел к японским берегам четыре «черных корабля». И вот якобы этому посвящено такое стихотворение: «Тихого океана нарушили безмятежный сон пароходы, всего четыре корабля достаточно, чтобы мы не спали ночью». Не знаю, правда это или нет, но все-таки как американцам удалось этого добиться? //  elementy.ru
 



...

— До середины XIX века у японцев нет огнестрельного оружия?

— Оно было запрещено. И в то время как в Европе происходило развитие науки, техники, вооружения и т. д., в Японии этого не было. Поэтому, хотя они были людьми как бы очень культурными, грамотными, это почти никак не сказывалось на научно-техническом развитии.

— Александр Николаевич, Вы в своей книге «Стать японцем» приводите данные, что к середине XIX века в Японии было 40% грамотного мужского населения и 15% женского. Но ведь это больше, чем в России к тому времени.

— Да, это намного больше. Считается, что в России до реформы 1861 года было где-то 6% грамотных. Японские показатели приблизительно соответствуют самым передовым странам Европы того времени, скажем Голландии и Пруссии. В Японии очень велико почтение перед письменным словом, оно намного больше, чем в Европе. Потому что, для того чтобы научиться иероглифической грамоте, требуется очень много времени, требуется большая усидчивость, и поэтому быть грамотным чрезвычайно почетно. Понятно, что все самураи были грамотными. Но и довольно много крестьян тоже было грамотными.

— А зачем крестьянину нужно было быть грамотным в Японии?

— В Японии не развивалась наука и техника и промышленное производство. Но прогресс в агротехнике, который происходил в XVII–XIX веках, был чрезвычайно большим. Крестьяне читали книжки по агротехнологиям, и они их писали.

Это на самом деле потрясающая штука. На начало XVIII века население Японии составляло чуть больше 30 млн человек. В первой четверти XVIII века население России — где-то 15 млн человек. Это означает, что тот тип хозяйствования, который они вели, позволял прокормить 30 млн человек. В России и странах Европы непроизводительный слой составлял от одного до трех, максимум четыре процента. А в Японии самураи, которым запрещалось заниматься сельским хозяйством вместе с семьями, составляли 2 млн человек, это при 30 миллионах. То есть это получается очень большой непроизводительный слой, который надо кормить.

— И он требует больших средств.

— И он кормился, не шикарно может быть. В Японии ведь имущественный разрыв между богатыми и бедными был совершенно не кричащим, как в Европе или в России, он был намного меньшим. Беспрерывно издавались указы против роскоши, и эти указы все-таки в значительной степени соблюдались. Когда русские или европейские люди осматривают императорский дворец в Японии или какие-то сёгунские резиденции, говорят, ну, что, они правда так плохо жили? И наоборот, когда японцы приезжают в Версаль или в Зимний дворец, они говорят, что теперь понятно, почему у вас случилась революция.

— Получается, что к середине XIX века это страна, где каллиграфия, где высокая агрокультура, но при этом практически нет промышленного производства. Проходит 50 лет, и Япония выигрывает Русско-японскую войну.

— Да. Здесь есть несколько очень важных вещей. Вещь политическая: Япония очень боялась, что станет колонией какой-нибудь из европейских держав. К этому были большие основания, потому что, собственно говоря, вся Азия в результате стала в той или иной степени чьей-то колонией. Им этого не хотелось. Они поняли, что, для того чтобы избежать этой колониальной участи, нужно быстро развиваться. Что значит «быстро развиваться»? Прежде всего, нужно дать образование населению. Конечно, не сразу все японские дети пошли в школы, но считается, что к 1905 году 100% японского населения было уже грамотным.

— 100%? А где они брали столько учителей?

— Учителями в основном были бывшие самураи. Все самураи были грамотными. Самурайское сословие было упразднено, и они пошли преподавать в школы. Дальше на этой основе стали создаваться колледжи и университеты. Обычно страны отстающие, так называемые страны третьего мира, когда они начинают реформы, сначала учреждают университеты, и это приводит к тому, что элита идет в университеты, а разрыв с народом еще больше увеличивается. Здесь была предпринята другая стратегия: сначала были созданы школы, а потом колледжи и университеты.

...


— Как японцы выходили из второго тупика? Страна, которая была подавлена и испытала на себе страшнейший ядерный удар... Проходит почти 40 лет, и она выходит в мировые лидеры. Что лежит в основе этого второго возрождения японского после Второй мировой войны?

— Вещь, опять же, такая политическая: да, мы проиграли в войне, но мы всё равно хотим быть мощной державой, и мы теперь все свои силы направим в экономику, — это первое. Второе, за счет чего этого можно достичь? Создать мощную науку до войны, в общем, не удалось. Достижения были, но они были не на мировом уровне, это совершенно безусловно. После войны появляется большое количество университетов, вкладываются огромные деньги в образование. Вот японцев всё время обвиняли европейцы, тыкали, что у вас хорошего, вы только копии какие-то делаете, а ничего своего нет. Да, процесс развития науки не приносит плодов на завтрашний день, — сейчас они есть. Есть нобелевские лауреаты. По многим параметрам современной науки японцы находятся на передовых позициях. Да, вначале закупать много патентов, копировать и всё такое прочее. Но одновременно идет громадная совершенно работа по воспитанию собственных научных кадров. Что такое модернизация в результате? Ее же невозможно осуществить приказом. Модернизация — это когда многие люди понимают, что, зачем они делают. Это понимают только образованные люди. Если люди образованны и воодушевлены одной целью, то каждый из них в данной точке и в данную минуту принимает правильное решение.

— Это Вы сейчас рассказываете феномен успеха японских корпораций, где каждый как винтик и при этом всё это работает как одно целое?

— Да, если люди компетентны, они принимают правильные решения.

...

— Действительно, считается, что в Японии сильны традиции и всё такое прочее.

— А что, нет? Вы как-то так скептически говорите.

— В значительной степени уже нет. Традиции соблюдаются когда? Когда человек живет в традиционной среде обитания. Вот был традиционный японский дом, крестьянский, в городе многие точно так же жили. Центр традиционной жизни — это очаг. Как только люди начинают жить не в традиционном доме, а в квартирах, все эти традиции исчезают, рушатся.

— То есть японцев испортил тоже квартирный вопрос?

— Квартирный вопрос. Вроде бы традиций в японском обществе остается мало. Отчасти это правильно. Но обратите внимание, совершенно потрясающая штука. Случилась Фукусима, случилась беда для всей страны и т. д. Я помню, у меня брали интервью, ну, вот только-только это началось, и ведущая говорит: сообщают, что там начались погромы. Я сказал, нет, этого не может быть. Ну как же это? Оказалось, что их не было вовсе. Да, современный японец носит в основном европейскую одежду, и всё такое прочее. Но оказывается, что какие-то корневые вещи, что брать чужое нехорошо, — живы.

— Мародерства никакого не было вот после того, как были оставлены дома, этого обычного явления для Европы?

— Обычного явления для западной культуры не обнаружилось. Дальше обнаружилась вторая очень интересная вещь. Там старшее поколение, естественно, как и всюду, любит молодежь поругать: молодежь стала ленивой, работают не так, как мы работали, волосы красят, что от них хорошего можно ожидать? Но оказалось, что в качестве волонтеров в Фукусиме работало очень много молодежи.


   56.056.0
1 2 3 4

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru