Казахский обряд "Бесик тойы"...

 
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
К счастью давно прошли те времена, когда мы игнорировали обычаи наших предков. Но небольшой след от этих «славных» времен все же остался, – мы очень многое забыли. И теперь всеми силами стараемся возродить все то, что, к великому сожалению, потеряли. Кстати, многое уже невозможно восстановить в точности и люди ринулись придумывать то, чего никогда не было.

Этому особенно подвержен Южный Казахстан, где в последнее время появилось столько новых обрядов, что порой даже и не понять что существовало, а что нет. Вот мы и решили, восстановить более-менее правильную картину праздников и обрядов прошлых лет, связанных с появлением малыша на свет, и рассказать вам о таком чудесном обычае как бесик тойы.

Для начала, наверное, стоит сказать, что данный обряд появился достаточно давно, поэтому 21 век внес кое-какие современные детали. Ведь согласитесь, что далеко не каждый может найти коготь беркута или что-то еще в этом же роде. Впрочем, некоторые компоненты заменяли и раньше, так что ничего страшного не произошло...

Как выглядит бесик?
В принципе бесик практически ничем не отличается от самой обыкновенной детской колыбельки. Единственное отличие состоит в том, что снизу бесика есть специальное отверстие, в которое помещался специальный сосуд. Данное приспособление предназначено для того, чтобы малыш всегда был сухим. Ведь у наших предков не было подгузников, вот они и придумали такой оригинальный выход их положения.

Описание обряда.
Обряд проводится в том доме, где живет малыш. Если кроха живет с собственными родителями, то гости естественно, собираются там. А в том случае, если малыша по обычаю отдали дедушке и бабушке, то и торжество переносится в их дом.
Обряд проводится в день, когда малышу исполняется сорок дней. Дедушка и бабушка со стороны матери приглашают гостей и готовят бесик для торжества. В том случае, если родственники со стороны матери по какой-либо причине не могут присутствовать, родители ребенка выбирают многодетную мать, которая и исполняет обязанности отсутствующих. Она дарит малышу колыбельку.
У непосвященных сразу же может возникнуть вопрос, а почему же выбирается именно многодетная мать? Ответ достаточно прост: дело в том, что у восточных народов всегда считалось, что именно эта женщина передает малышу способность иметь большое потомство, что весьма ценилось нашими предками.
Эта же женщина укладывает малыша в колыбельку, готовит заранее все необходимое для обряда и заговаривает бесик огнем, чтобы всякая нечисть не приближалась к крохе. Заклинание огнем имеет религиозное значение, так как считается, что огонь отгоняет злых духов, а, кроме того, уничтожает микробов. Так что здесь преследуются еще и чисто гигиенические цели.
Женщине, которой поручили уложить ребенка в колыбельку, берет пригоршнями то, что она принесла как шашу (курт, масло, иримшик, баурсаки, конфеты, серебряные монеты) и через отверстие в днище бесика передает шашу гостям. Все приглашенные протягивают руки и берут подарки. После этого колыбельку вновь окуривают огнем и на ручке выжигают специальные знаки - обереги. Тетушки привязывают к колыбельке коготь беркута, чтобы ребенок был зорким, тумары (обереги) с заклинаниями от злых духов и сглаза. В современных условиях найти коготь беркута достаточно сложно, поэтому этот обряд можно заменить следующим. Выберите из своего ближайшего окружения тех людей, которые обладают какими- либо завидными качествами. Например, человека красивого, умного, сильного и так далее. Каждый из выбранных вами людей должен накрыть бесик своей вещью. Красивая женщина должна покрыть его своим лучшим платьем, мужчина рубашкой. Всего необходимо найти семь человек с разными качествами.
Чтобы девочка была красивой, ей под подушку кладут зеркало и расческу, а мальчикам нож, чтобы был сильным смелым. После этого вновь окуривают бесик и произносят специальное пожелание, дабы уберечь малыша от всякой напасти.

Алас, алас, баладан алас,
Иесi келдi, пэледен кош!
Алас, алас, пэледен алас,
Козi жаманнын козiнен алас.
Тiлi жаманнын тiлiнен алас,
Кырык кабыргасынан алас,
Отыз омырткасынан алас.

Чур, чур, чур от ребенка
Пришел хозяин,
Чур, чур от всех бед,
Чур от дурного глаза,
Чур от злого языка.

После этого проводят обряд исполнения сорока дней. Кто-нибудь из уважаемых мужчин сбривает малышу волосы, с которыми он родился, а женщина, у которой много детей поливает кроху 40 ложками воды и говорит о том, чтобы кости малыша были крепкими.
В таз, где купают ребенка, кладут 40 камешков и кольца. После купания кольца забирают женщины, которые помогали купать кроху. А той, которая купала малыша, дарят хорошее платье. Мужчине, который брил ребенка, обязательно преподносят тюбетейку. Сбритые волосы ни в коем случае не выбрасывают, а заворачивают в тряпочку и прикрепляют к плечу одежды малыша.

Колыбельные песни.
Любовь матери к ребенку выражалась в колыбельных песнях (бесик жырлары). Все они изначально слагались акынами, но постепенно их имена забыли, и все колыбельные превратились в своеобразный гимн материнской любви к малышу. Кстати, здесь как в принципе, во всем, что делали наши предки, преследуются свои определенные цели. Во-первых, исполняя колыбельную мать, усыпляла своего малыша, во-вторых, это было ему напутствием.

Мойындагы тумарым,
Таркамайтын кумарым,
Тагдыр Берген алсын деп,
Ак бесiкке салсын ден.
Мойнымдагы маржаным,
Корадагы мал-жаным,
Бесiгiне жата гой, -
Тэттi уйкыга бата гой,
Балам жатсын бесiкте
Пэлесi калсын есiкте.

Оберег мой дорогой,
Тебя дала мне судьба,
Чтобы я уложила его в бесик.
Жемчуг на моей шее,
Ты все что есть у меня.
Ложись в свою колыбельку
И спи сладко.
Пусть мой малыш ляжет в бесик
А все беды останутся за дверью.

Курыгынды майырып,
Тунде жылкын кайырып,
Жаудан жылкы айырып,
Жiгiт болар ма екенсiн?!
Айрып калпак киiсiп,
Акырып жаугы тиiсiп,
Батыр болар ма екенсiн?!
Бармактарын майысып,
Турлi ою ойысып,
Уста болар ма екенсiн?!

Защищая скот от врага
Станешь ли ты джигитом?
Смело, кидаясь на врага
Станешь ли ты батыром?
Создавая ловкими пальцами узоры
Станешь ли ты мастером?

Нельзя не сказать о том, что обряд бесик тойы довольно-таки красивый. Мне однажды самой пришлось участвовать в подобном торжестве, и впечатления у меня остались самые приятные. Так что советую и вам постараться провести его для своего ненаглядного крохи.

Ибраева Фадиша, журнал «Кенгуру»
Трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Это тем более глупо, если эта кошка умная, смелая и вежливая.(с) С.К.Шойгу.  
RU Ведмедь #12.03.2008 05:25
+
-
edit
 

Ведмедь

модератор
★☆
Открываем Этнографический подфорум? :)
А вообще, любопытно, конечно.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru