Бурлаки - как это было

из жизни Волги XVII-XIX веков
Теги:история
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Топик слетел, восстанавливаю из кэша

Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI— конца XIX веков, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива - Расшива — Википедия .

Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.
 


Библиотека А. Соснина: Возникновение и упадок судового промысла

К концу XVII — началу XVIII вв. процесс общественного разделения труда, развития товарно-денежных отношений и зарождения единого всероссийского рынка внес существенные изменения в организацию судоходства на внутренних водных путях // library.riverships.ru
 


...Бурлачество было своеобразным явлением в экономике крепостнической России. Работа бурлаков была сезонной, которая в лучшем случае продолжалась в течение навигации, а чаще всего ограничивалась одним рейсом, или, как тогда говорили, путиной, и не могла, следовательно, служить постоянным объектом приложения труда и источником существования. Часть бурлаков и в зимний период находила себе кое-какую работу в судовом промысле (постройка и ремонт судов, заготовка судового инвентаря, оснастки и др.) или иное занятие, однако основное большинство их уходило домой, в деревню, с которой они не могли порвать связь.

Крестьянство было главной базой, откуда шли бурлаки на все водные пути. Но в целом состав бурлачества был довольно пестрым. Несмотря на разношерстность бурлацкой массы, она четко делилась на профессионалов и случайных людей. Первые, бурлачившие всю свою жизнь, отлично знавшие реку, всегда нанимались в “коренные” и были самым надежным элементом бурлацкой среды.

В случайные бурлаки по крайней нужде шла крестьянская беднота, городская и посадская голытьба или же “лишние руки”, которые не могли найти применения своего труда в деревне. Значительную часть случайных бурлаков составляли (до отмены крепостного права в 1861 г.) помещичьи крестьяне, сдаваемые внаем за недоимки или в виде наказания, а также беглый беспаспортный люд, который можно было нанять за гроши или просто “за харчи”. Неотразимой приманкой служил задаток, который можно было получить, нанявшись в бурлаки, как раз в то время года, когда крестьянин испытывал наиболее острую нужду.

Наем бурлаков проводился обычно зимой в период между праздниками масленицы и пасхи (с конца февраля до начала апреля). В традиционно определенные пункты собирались бурлаки на “бурлацкие” базары. Большой базар на Волге ежегодно проходил в Пучеже. Крупными пунктами найма бурлаков были также Кострома, Кинешма, Юрьевец, Городец, Балахна, Нижний Новгород, Самара, Саратов, а на Каме — Пермь, Чистополь, Лаишев.

Бурлацкие базары представляли собой весьма живописную картину. Дальше&nbsp[показать]





Кое-где (напр., на каналах Мариинской системы) бурлачество сохранилось и до 1900-х гг:



 2.0.0.82.0.0.8

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆



На Волге в 19 в. работало около 600 тыс. бурлаков.
В нижегородском музее имеются кабальные бурлацкие договоры и бирки, по которым производился расчет за работу, и многое другое.
Бурлаки начинали работу с рассветом и кончали ее с первой звездой. Проходили они за долгий рабочий день по 10-14 верст. Труд был неимоверно тяжелым. Часто встречный ветер мешал идти вперед, внезапный шквал наклонял паруса, быстрое неровное течение крутило и опрокидовало расшиву. Надо было все эти трудности преодолеть, поэтому в передней лямке шагал опытный и сильный бурлак, так называемый "шишка", или "дядька". Он устанавливал ритм движения. За ним нехотя плелись "кабальные", работавшие за одни лишь харчи. Последними шли "усердные", которые должны были подгонять "кабальных".
При тяге бечевой бурлаки выступали вперед только правой ногой, а левая придвигалась к правой, затем снова шаг правой — и так все время.




Верещагин, "Бурлаки"



Верещагин, "Бурлак с шапкою в руке", 1866



Верещагин, "Бурлак, держащийся руками за лямку", 1866



Репин, "Бурлаки, идущие вброд", 1872
 2.0.0.82.0.0.8
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Fakir> Топик слетел, восстанавливаю из кэша

Fakir> ...Бурлачество было своеобразным явлением в экономике крепостнической России. Работа бурлаков была сезонной, которая в лучшем случае продолжалась в течение навигации, а чаще всего ограничивалась одним рейсом, или, как тогда говорили, путиной, ..... Несмотря на разношерстность бурлацкой массы, она четко делилась на профессионалов и случайных людей. Первые, бурлачившие всю свою жизнь, отлично знавшие реку, всегда нанимались в “коренные” и были самым надежным элементом бурлацкой среды.

Я вот читал, что бурлаки-проффи неплохо зарабатывали, и сезонной работы им как раз на весь год хватало. Опытный бурлак ценился так же, как в море - лоцман. А система была такова - капитан/хозяин корабля нанимал бурлацкую команду, состоявшую из всего нескольких человек-профессионалов, часто - семьи из отца/деда и сыновей/внуков, а вот те, в свою очередь, для трудных мест нанимали "тягловую силу" из случайных людей: бомжей, беглых, крестьян, обычно из шедших на/из ярмарки в городах. Часто платой крестьянину был бесплатный провоз его товара на барже, которую он тянул. (фото баб тянущих баржу как раз может быть из этой оперы - бабы везут какой нить товар в город, и вместо платы за провоз - тянут баржу)

P.S. Кстати, мой пра-прадед имел бизнес - запрудил в двух местах на территории своего поместья речку, построив на плотинах мельницы, а между прудами речку углубил. И возил на маленьких баржах товар в Орел. Успешно конкурируя не только с ломовыми, но и с железной дорогой. Купцам товар тянули лошади. Крестьяне же собирались командами и тянули баржи сами, платя только за аренду баржи. Дело процветало даже в начале 20-го века ;)
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  3.0.153.0.15
Это сообщение редактировалось 09.11.2009 в 12:06
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Wyvern-2> Я вот читал, что бурлаки-проффи неплохо зарабатывали, и сезонной работы им как раз на весь год хватало. Опытный бурлак ценился так же, как в море - лоцман.

См. внимательно обширную цитату и ссылку :)
Да, опытный-то ценился. Только сколько их было на артель?

Wyvern-2> А система была такова - капитан/хозяин корабля нанимал бурлацкую команду, состоявшую из всего нескольких человек-профессионалов, часто - семьи из отца/деда и сыновей/внуков, а вот те, в свою очередь, для трудных мест нанимали "тягловую силу" из случайных людей: бомжей, беглых, крестьян, обычно из шедших на/из ярмарки в городах.

Согласно приведенным источникам, было не так, по крайней мере - во второй половине XVIII века. Ну может позднее что-то как менялось, хотя с чего бы...

Wyvern-2> Часто платой крестьянину был бесплатный провоз его товара на барже, которую он тянул.

По каналам - может быть, но на Волге?!.. Куда там крестьянин мог свой товар везти, снизу вверх?!!
 2.0.0.82.0.0.8
+
-
edit
 

Anika

координатор
★★☆
Wyvern-2> P.S. Кстати, мой пра-прадед имел бизнес - запрудил в двух местах на территории своего поместья речку, построив на плотинах мельницы, а между прудами речку углубил. И возил на маленьких баржах товар в Орел.
Что-то не понял.
Мельницы были со шлюзами? %)
Или Орёл находился на территории поместья? :D
Когда говорит масло - пушки молчат. А голос пушек - это голос Муз. (c)Ю.Шерман  
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Wyvern-2>> P.S. Кстати, мой пра-прадед имел бизнес - запрудил в двух местах на территории своего поместья речку, построив на плотинах мельницы, а между прудами речку углубил. И возил на маленьких баржах товар в Орел.
Anika> Что-то не понял.

Там кусок дороги был, с огромным крюком - в общей сложности километров 100-120, естественно, не в сам г.Орел (а жаль :D ), а часть пути.
А по речке, после запруд, стало всего км 20-30, причем ДЕШЕВО. У одной из плотин ПЕРЕГРУЖАЛИ товар через плотину.
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  3.0.153.0.15

bashmak

аксакал

Fakir> По каналам - может быть, но на Волге?!.. Куда там крестьянин мог свой товар везти, снизу вверх?!!

На ярмарку?

Нижегородская ярмарка — Википедия

Координаты: 56°19′42.36″ с. ш. 43°57′39.35″ в. д. / 56.328433° с. ш. 43.960931° в. д. (G) (O) (Я)56.328433, 43.960931 Нижегородская ярмарка — крупнейшая ярмарка в России (1817—1917, 1921—1929). Один из всероссийских центров оптовой и розничной торговли. Расположена в нижней части Нижнего Новгорода. Начало большого периодического торга на средней Волге восходит к очень отдаленным временам. В первой половине XIII века он происходит на Арском поле, около Казани. В 1524 г. Василий Иоаннович, воспользовавшись тем, что татары разграбили русских купцов, запретил им ездить в Казань и учредил русскую ярмарку в Васильсурске. // Дальше — ru.wikipedia.org
 
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Ну так вроде её пик популярности попозже, чем расцвет бурлачества... Раз даже началась только с 1817.
Да и главное - бурлаки таскали в основном же вроде на большие расстояния. А смысл крестьянину на ярмарку за сотни вёрст переться???
 2.0.0.82.0.0.8

bashmak

аксакал

Fakir> Ну так вроде её пик популярности попозже, чем расцвет бурлачества... Раз даже началась только с 1817.

"Макарьевская ярмарка Начало большого периодического торга на средней Волге восходит к очень отдаленным временам. В первой половине XIII века."
" В 1666 г. на ярмарку приезжали уже купцы не только из всей России, но и из-за границы" В 1817 ее просто перенесли на новое место соотвественно она и название сменила.

Fakir> Да и главное - бурлаки таскали в основном же вроде на большие расстояния. А смысл крестьянину на ярмарку за сотни вёрст переться???

Свое продать, нужное подешевке купить. Но это так, в качестве бреда - де повод ломануться в верховья был. Да и так, если смотреть, вывоз всего шел через верховья, так что наверняка крестьянам было более выгодно продавать вверх, чем вниз. В смысле есле деревня между Самарой и Саратовом, то в Самаре цены должны быть повыше.
 
+
-
edit
 

Karev1

опытный

Wyvern-2> Я вот читал, что бурлаки-проффи неплохо зарабатывали, и сезонной работы им как раз на весь год хватало. Опытный бурлак ценился так же, как в море - лоцман. А система была такова - капитан/хозяин корабля нанимал бурлацкую команду, состоявшую из всего нескольких человек-профессионалов, часто - семьи из отца/деда и сыновей/внуков, а вот те, в свою очередь, для трудных мест нанимали "тягловую силу" из случайных людей: бомжей, беглых, крестьян, обычно из шедших на/из ярмарки в городах. Часто платой крестьянину был бесплатный провоз его товара на барже, которую он тянул. (фото баб тянущих баржу как раз может быть из этой оперы - бабы везут какой нить товар в город, и вместо платы за провоз - тянут баржу)
Дед моей бабушки (правда не родной дед, а муж бабушки, но фактически самый близкий ей человек, воспитавший и вырастивший ее) был долгое время бурлаком. К 1917-му году ему было уже под 90 или больше. Имел в то время богатырское здоровье и один вел крестьянское хозяйство - пахал, сеял, убирал. Год рождения у него где-то 1827. Бурлачество на Волге умерло примерно к 80-м годам 19 века. (Гиляровский ходил бурлаком где-то около 1870 года и бурлачество, по его описанию, уже вырождалось). Предположим, что дед бросил бурлачить около 1880-го, т.е. хорошо за 50. Так вот , он зарабатывал очень хорошо. Купил себе землю и хозяйство в родном селе и до самой революции трудился и хорошо жил. Имел запас золотых червонцев еще с бурлачества. Сколько - не помню, а может бабушка и не рассказывала, но много. Она все сокрушалась, что ничего не осталось, а то б на всю жизнь хватило.
Т.е. я делаю вывод, что бурлаки зарабатывали очень хорошо, были не только сильны и выносливы, но и здоровы. Работали на регулярной основе (по крайней мере основной костяк). А изможденные и еле бредущие бурлаки с картины Репина, либо выдумка художника, либо остатки выродившейся профессии (в следствии конкуренции параходов).
Думаю, что случайных людей туда не брали (по крайней мере в период расцвета бурлачества), только при крайней нужде. Представьте. Хозяин набрал бригаду, а половина, или хотя бы треть не выдержала тяжести работы и либо сбежала, либо заболела или умерла. И что сделают оставшиеся профессионалы? Опять набирать случайных людей, терять время.
 6.06.0
+
-1
-
edit
 

Karev1

опытный

Fakir> Кое-где (напр., на каналах Мариинской системы) бурлачество сохранилось и до 1900-х гг:
Fakir> http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/11/Burlaks_walking.jpg
Fakir> http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e0/Burlakwomen.jpg

Кстати, обе фотографии либо постановочные, либо на них снято не то о чем речь.
Посмотрите на мужиков. С такой веревочной лямкой они не проидут дольше получаса. Почему нет широкой лямки. Да и веревка поверх рук мешает им принять оптимальную позу. И вообще, выглядят не как тянущие груз, а как бредущие по берегу связанными, к стати, берег очень высокий, тянуть по такому очень не удобно. Лучше идти вдоль берега по воде, если нет пологого берега.
Фото с женщинами тоже не внушает доверия. Хорошо одетые крестьянки спокойно идут не прилагая особых усилий. Да еще такая толпень.
 6.06.0

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru