Aaz> ЕМНИС, это не единственное стихотворение без автографа.
Разумеется, не единственное, есть стихотворения МЮ известные при жизни поэта, автографов которых нет, особенно раннего периода, есть о которых узнали сразу после смерти поэта, но это далеко не самые известные стихи (по крайней мере в школьной программе их не было)
Aaz> Но именно вокруг этого страсти кипят, как лапша в кастрюле. 
Ну так уж чтоб прямо кипят, по крайней мере знаю одного человека, который об этом кипении ничего до сих пор не слышал
Aaz> Причина проста: можно проявить себя в "борьбе с русофобами" - и при этом нехило на люстре покачаться. 
Передергивание. Чисто литературоведческий анализ авторства имеет мало отношение к "борьбе", а вот уж зато русофобия не хило этими виршами попользовалась
Aaz> В принципе, "антилермонтовская" версия только одна: это сделал Бартенев - либо сам написал, либо запустил в литературный оборот чужой "пасквиль". Причем сделал это намеренно, ибо квалификация Бартенева даже сторонниками этой версии под сомнение, вроде бы, не ставится.
Факты говорят, что именно Бартенев и запустил в оборот. Знал-не знал, умышленно-неумышленно об этом собственно и спор.
Aaz> Но, во-первых, есть свидетельства, что существовал и неизвестный Бартеневу список текста.
"Между тем существует обстоятельство, которое исключает авторство Бартенева. В письме Н.Н.Буковского к А.В.Орешникову есть сведения, не известные Бартеневу. Буковский под текстом указал: "1841 г. Москва. Перед отъездом в последний раз на Кавказ". Значит, был еще источник текста с указанием даты и места написания
Интересный комментарий по поводу указания места и даты есть в ПСС изд. Художественная литература, 1957:
П. Висковатов, впервые опубликовавший это стихотворение, отнес его без всякой мотивировки к 1841 г. В издании сочинений Лермонтова, вышедшем в 1891 г., Висковатов снабдил стихотворение примечанием, источником которого послужил, по-видимому, лишь текст самого стихотворения. Из примечания следует, что оно написано "в досаде на некоторых недоброжелателей" поэта, не допустивших его добиться отставки в 1841 г. Однако эта дата не согласуется с основным смыслом стихотворения, ибо обращение к "немытой России" и написанное весною 1841 г. стихотворение "Родина" вряд ли могли быть созданы в течение одного месяца: слишком отчетлива разница в трактовке патриотической темы. Между тем стихотворение "Прощай, немытая Россия..." гораздо легче сближается с пафосом заключительной строфы "Смерти Поэта" и позволяет по-новому понять идейную эволюцию Лермонтова. В связи с этим стихотворение относится в нашем издании к 1837 г.- времени первой ссылки поэта.
Как видим даже редакция не сомневающаяся в авторстве, весьма сомневается по поводу года написания. Кстати, надо сказать, что далеко не во все академические издания собраний сочинений МЮЛ это стихотворение было включено
Aaz> Во-вторых, а на кой ему это было надо?
Трудно судить о мотивациях того времени исходя из того что мы думаем по этому поводу сейчас. Для меня уже и то что сам Бартенев дает три разных редакции с указанием разных источников труднообъяснимо