Олаф Стэплдон - "Первые и последние люди", "Создатель звёзд"

писатель 30-х гг, разрекламированный Лемом
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Лем - кажется, в "Фантастике и футурологии" - так расхваливал О.Стэплдона, как чуть ли не единственного автора с нетривиальными идеями в англоязычной, а то и в мировой фантастике, что я рано или поздно просто обязан был его опробовать на зуб.
И несмотря на то, что оба переведенных на русский романа Стэплдона давно есть на Либрусеке, специально искал бумажное издание, дабы зачитать со всем возможным вкусом - и таки раздобыл наконец:

Раздобыл и предвкушал. И...
Осилил пока только первый рОман - "Первые и последние люди".
Резюме: книги сабжа - практически полное УГ. Даже где-то полнейшее. Граничащий с графоманией многословный текст с кучей псевдофилософской и квазиморализаторской ерунды - так и тянет сказать, что всё это суть скучная и нудная писанина о сущих глупостях. Или иначе - глупая писанина о скучнейших вещах... хотя нет, первый вариант точнее.
Некоторые футурологические экзерсисы и прогнозисы автора просто на грани скудоумия.

Единственное, что стоит доброго слова из этих двух с половиной сотен страниц с буквами - это буквально пара моментов, пара идей. Идей действительно хороших, мощных, достаточно нетривиальных - особенно с учётом времени написания (1930). Хотя и они порядком подпорчены тем, что с графоманским многословием размазаны на десяток страниц и отягощены несущественными, и ненужными "подробностями" и попутными авторскими соображениями.

Возможно, если будет не лень - чуть позже закопипащу под спойлер эти самые пару моментов. Так скть, экстракт, вытяжку из.

Резюме простое - сабж и его творчество давно представляет сугубо исторический интерес. Читать его не стоит.

Общая канва рОмана вполне изложена в Вики:

Последние и первые люди — Википедия

Научная фантастика Олаф Стэплдон английский 1930 Последние и первые люди: История близлежащего и далёкого будущего (англ. Last and First Men: A Story of the Near and Far Future) — первый и (наряду с «Создателем звёзд») наиболее известный научно-фантастический роман Олафа Стэплдона, самая масштабная из созданных когда-либо историй будущего. Написан в 1930 году. Хотя роман содержит большое для своего времени количество новых фантастических идей (многие из которых оказали влияние на творчество других фантастов), основной целью автора была демонстрация эволюции человеческого разума и духа. // Дальше — secure.wikimedia.org
 

- так что читать длинный и унылый оригинал вряд ли имеет смысл.
Вполне достаточно имеющегося в Вике описания + может пары отрывков из десятка абзацев.

Но на всякий случай ссылка на текст обоих русских переводов:

Олаф Степлдон | Либрусек

СТЭПЛДОН (STAPLEDON), (Уильям) Олаф (1886-1950). Английский прозаик и ученый-философ, один из самых смелых мыслителей-футурологов в современной НФ. Родился в деревне недалеко от Уолласи (гр. Чешир), закончил Байольский колледж в Оксфорде, диссертацию защитил в Ливерпульском университете. Во время первой мировой войны, будучи принципиальным пацифистом, служил братом милосердия в квакерском походном госпитале во Франции; работал в судострительной компании отца в Порт-Саиде (Египет), преподавал на вечерних курсах, созданных при Ливерпульском университете Ассоциацией рабочего образования, в том же университете занял пост профессора психологии и философии. // Дальше — lib.rus.ec
 

О самом авторе:

Стэплдон, Олаф — Википедия

10 мая 1886({{padleft:1886|4|0}}-{{padleft:5|2|0}}-{{padleft:10|2|0}}) Мерсисайд близ Уолласи на полуострове Уиррал, графство Чешир, Великобритания 6 сентября 1950({{padleft:1950|4|0}}-{{padleft:9|2|0}}-{{padleft:6|2|0}}) (64 года) Кэлди, Великобритания  Великобритания философ и писатель-фантаст 1914—1950 Уильям Олаф Стэплдон (англ. William Olaf Stapledon, 10 мая 1886 года, Мерсисайд близ Уолласи на полуострове Уиррал, графство Чешир, Великобритания — 6 сентября 1950, Кэлди) — британский философ и писатель-фантаст. // Дальше — secure.wikimedia.org
 
Идеи Олафа Стэплдона оказали большое влияние на дальнейшее развитие фантастической литературы, прежде всего на творчество Брайана Олдиса, Артура Кларка (который признал влияние Стэплдона на свой роман «Конец детства»), Станислава Лема, Джона Райта, Альфреда Ван-Вогта, Дорис Лессинг. Герберт Уэллс позаимствовал ряд идей Стэплдона для сценария к фильму «Облик грядущего». Идеи «Последних и первых людей» и «Сириуса» близки к тем, которые высказал Клиффорд Саймак в своей «истории будущего» — романе Город. Джеймс Блиш назвал в честь Стэплдона космический лайнер в сериале «Звёздный путь».

Но несмотря на всё это, известность книг Стэплдона среди массового читателя была и остаётся незначительной.

Известно влияние Стэплдона не только на фантастику, но и на науку (философию, футурологию). В «Последних и первых людях» предсказаны генная инженерия и терраформинг. В «Создателе звёзд» содержится первое известное описание сфер Дайсона.
 


Тут тоже ему осанну поют местами не вполне заслуженно.

Утверждение, что он первым предложил терраформинг и описал сферу Дайсона - мягко говоря, не вполне справедливо. Подобные идеи высказывались и раньше, в т.ч. Циолковским.

О генной инженерии - тоже чушь. Конкретно генной инженерии в нашем понимании он не предсказал (если бы предсказал - и впрямь следовало бы считать гением), а идея самосовершенствования и направленного развития человеческого вида с помощью евгеники или других специальных биологических процедур звучала и до Стэплдона (лет за 10-20, а то и поболе 30-ти) - как минимум, у кучи русских космистов сплошь и рядом встречается как одна из базовых идей.
 3.6.33.6.3

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Похоже, что часть стэплдоновских идей и мотивов встречается и у Лавкрафта - писавшего приблизительно в то же время. Это и сменяющие друг друга на планете расы разумных существ, и ментальные путешествия в пространстве и времени до межзвёздных масштабов.
Даже удивительно, что Лем не упоминал Лавкрафта, кажется, вовсе - возможно, тот, в отличие от Стэплдона, просто не попался ему в достаточно восприимчивом возрасте.

Трудно сказать, кто у кого позаимствовал идеи - но, подозреваю, скорее они оба хлебали из общего котла: какой-нибудь популярной в начале века мистики и теософии. Уж как минимум, ментальные межпланетные путешествия и прочий атсрал(ТМ) были более чем общим местом начиная с 1900-х.
 3.6.243.6.24

Anika

координатор
★★☆
"Паразитов сознания" Колина Уилсона знаешь? Что-то похожее по духу?
Когда говорит масло - пушки молчат. А голос пушек - это голос Муз. (c)Ю.Шерман  

AXT

инженер вольнодумец
★☆
Fakir> Даже удивительно, что Лем не упоминал Лавкрафта, ...

Да нет, ИМХО не удивительно. Лем — совершенно однозначно сторонник конструктивного подхода, а Лавкрафт — деконструктор.
... так пускай наступает на нас холодным рассветом новый день ...  8.0.18.0.1

Anika

координатор
★★☆
Ну вот... На либрусеке Стэплдона перевели в "ограниченный доступ", а региться лишний раз я не люблю.
А на флибусте его просто нет.
Когда говорит масло - пушки молчат. А голос пушек - это голос Муз. (c)Ю.Шерман  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
На Либрусеке региться надо было два года назад, и вообще бы горя не знал :)

Впрочем, думаю, и потерял ты немного (я конкретно о Степлдоне).
 3.6.243.6.24

Anika

координатор
★★☆
Fakir> На Либрусеке региться надо было два года назад, и вообще бы горя не знал :)
А хрен поймёшь: вот прямо сейчас Либрусек вообще лежит навзничь. Может, когда починят - и доступ восстановится.
Fakir> Впрочем, думаю, и потерял ты немного (я конкретно о Степлдоне).
Похоже на то. Я начал читать "Первых и последних" - долго не выдержал, предпочёл перечитать Уилсона. Знатный, кстати, лавкрафтоид - но более-менее позитивный.
Когда говорит масло - пушки молчат. А голос пушек - это голос Муз. (c)Ю.Шерман  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru