Вот тебе, бабушка, и Юрьев день
16 Сент, 2011 at 1:07 AM
Реформа нефтяной отрасли, казалось бы, вышла из теоретической фазы и входит, наконец, в реальную. Наконец принимаются новые пошлины на нефть и нефтепродукты, но то, как это делается, заставляет, скорее, горевать.
 [показать]
Сейчас об этой реформе говорят, скорее, в связи с нефтепереработкой, тем более, что она напомнила о своем существовании весенним бензиновым кризисом и августовским керосиновым "звоночком". Но затевалось все, на самом деле, скорее, ради добычи, а интересные дела в переработке вскоылись уже в процессе работы. Да и величины это несравнимые - реальные недомогания сектора добычи приведут к изрядному сокращению валютных поступлений для страны, и тогда горе по поводу удорожания бензина на лишний рубль покажется сущей безделицей. Уже сейчас много говорится, как растет та цена на нефть, при которой бюджет бездефицитен.А представьте, какой будет эта необходимая цена если добыча упадет?
На протяжении трех лет говорилось писалось, строились модели, которые подвергались пристальному анализу - и все об одном. На добычу нефти в России налоги слишком велики и налоги эти дурные. Из-за них в земле остается очень много нефти, в то время, как аналогичные залежи разрабатываются во всем остальном мире, а в России не разрабатываются - не выгодно. Причем, к изрядной части этой недобываемой нефти вернуться потом будет сильно дороже, чем добыть ее сейчас, просто продлевая жизнь существующим скважинам и площадя добычи. Но чтобы это происходило, нужны более низкие ставки налогов, и желательно - налог не на выручку, а на прибыль, т.е. принимающий во внимание себестоимость добычи. 60%, о которых шла речь всегда описывались как первый шаг, мера нужная, но недостаточная ибо надо как минимум, до 55%, но которая позволит правительству убедиться, что от снижения налогов действительно случается прибыль бюджету. Правительство, меж тем, заявляло, что не понимает, почему это нужно снижать налоги для отрасли, компании которой из года в год выплачивают миллиардные дивиденды - но ирония-то в том, что это значит, что хозяева этих компанийоделполучатели дивидендов, фактически заявляют, что не знают, как прибыльно вложить эти деньги, ибо знали бы - не вынимали бы их из доходного бизнеса и не тратили бы на покупку египетских операторов мобильной связи. А чаще всего говорилось, что не так важен сегодняшний уровень налогов, хотя и он важен, но куда важнее уверенность, что правила игры останутся постоянными на весь срок инвестиций и окупаемости проекта.
В конце концов, государство является основным акционером любого нефтяного проекта и никакой проект не может работать долго и плодотворно, если его ключевой акционер не заинтересован в этой долгосрочности,а ведет себя подобно польскому шляхтичу, которому не хватает на золотое шитье на жупан к следующему краковскому балу, и велящему верному Файвелю содрать еще одну шкуру с холопов в поместье под Винницей. Шляхтич, конечно пообещает холопам знатное угощение, если та паненка, котору он пытается соблазнить жупаном, проявит благосклонность, да магнат на сейме хорошо заплатит ему за его голос, но с той же вероятностью ему понадобится следующий жупан или добрый скакун, и расплачиваться снова придется холопам.
Вроде, когда обсуждалась реформа, государство проявляло готовность всети себя как партнер, а не как феодал. Но то, как сейчас вводят 60-66. не радует совсем.
Сначала лирическое отступление - как работают российские пошлины и налоги. Налоги вотируются думой, и это относительно долгое мероприятие.А вот пошлины, котрые считаются не фискальным инструментом, а средством торговой политики, отданы на откуп правительству и изменяются постановлениями от месяца к месяцу. Правда, был, например, принят закон, что пошлины на нефть не могут быть выше 65%, а пошлины на нефтепродукты не могуи быть выше пошлин на нефть. При этом, на протяжении многих лет пошлины на светлые и темные нефтепродукты объявлялись от месяца к месяцу X и Y долларов за тонну, которые, впрочем, волшебным образом неизменно составляли 38% и 72% от пошлины на нефть, и лишь в прошлом году было принято постановление, прописывающее формулу открытым текстом.
Ясное дело, что сейчас, вроде бы, убедив правительство в том, что нужно снижать налоги на добычу, вроде бы получив согласие правительства с тем, что это делать действительно надо, получив повышение пошлин на нефтепродукты до 66%, нефтяникам хотелось бы увидеть закрепление снижения пошлины на нефть. Но правительство говорит. что законы менять не будет, но нынешняя система, закрепляющая максимальную ставку пошлины, вполне позволяет выставлять пошлину ниже, что правительство и будет делать. Если будет в настроении. А вот если нефтяники его прогневают, то оно не будет в настроении и выставит пошлины по максимуму.
Проблем с этим сразу несколько. Начать с того, что как показали истории с рынком нефтепродуктов, который и станет источником довольства или расстройства правительства, на Краснопресненской набережной не всегда хорошо понимают причинно-следственные связи на этом рынке, иначе бы там врядли бы стали приказывать ценам на бензин замереть в момент роста мировых цен, в момент увеличения акцизов и снижения предложения из-за воода нового техрегламента, или приказывать создать запас зимнего дизтоплива, для производства которого потребны керосиновые фракции нефти, в моментмаксимального пика воздушных перевозок и пикового же спроса на керосин. Меж тем вопрос-то для добытчиков совсем не праздный, при нынешних ценах эти 5% пошлины эквивалентны колебанию цен на 40 долларов за баррель, но в отличие от баррелей, деривативов на настроения сиятельных властителей не продают.
Кроме того, заранее объявлено, что ответсвенность будет коллективной, т.е. впредь за то, что самая крупная нефтяная компания России, принадлежащая на 75%, ну да, вы угадали, государству, не удосужилась, например, провести техническое перевооружение, и поэтому в Сибири дефицит бензина, так вот, расплачиваться за это повышенной пошлиной на нефть придется и тем, кто провел перевооружение, потратив на это немало денег, и владельцу единичного месторождения, ни сном, ни духом не имеющему отношения к переработке и совершенно не поучаствовавшему в аттракционе невиданной щедрости,продолжавшемся с 2004-го года.
Надо сказать, что в нынешних российсих условиях и законы-то никакой уверенности в завтрашнем дне не вселяют, примеров творческого правоприменения хоть в уголовной, хоть в гражданско-хозяйственной сфере нынче немало, и даже по самым вопиющим, самым освещенным в прессе казусам никто ничего не делает. Опять же, сегодня был один закон, а завтра -глядь - и уже другой, Дума своим квалифицированным болшинством проголосовала сразу в трех чтениях с чувством глубокого удовлетворения. Так что, если очень надо будет, с любого коммитмента можно сползти в два счета, чай, не старое время - корабли жечь и рубиконы переходить. Но правительству и таких, не слишком надежных обязательств давать не хочется, а хочется сохранить возможность кого казнить, а кого миловать, как текущий политический момент потребует.
Результат же следует ожидать самый неприятный. Надеяться, что кто-то действительно начнет инвестировать в проекты, нерентабельные при 65%, но рентабельные при 60% - наивно. Не станут, потому, что закладываться на эти 60% невозможно, как невозможно играть в очко по правилам, в которых казино уже после раздачи и вскрытия карт объявляет, что сегодня перебор на 19, а завтра окажется, что на 23. Соответственно, и никакой особой прибавки к добыче от этого ждать не стоит, и все снижения пошлин в те месяцы, когда правительство будет в настроении, будут подарками с барского плеча, в ущерб правительству, в доход ационерам компаний, но и только, к инвестициям такими подачками никого не сподвигнешь, даже если они будут достаточно часты. Возможно, через некоторое время, когда бизнесмены убедятся, что правительство в основном милует и лишь изредка казнит, то под такую статистику какие-то инвестиции и пойдут - с поправками на факторы риска, дисперсии и все такое прочее, но для этого правительству придется долго зарабатывать track record. И зачем, спрашивается, было это делать, если того же и даже большего эффекта можно было добиться здесь и сейчас, протолкнув через сервильную думу соответстующую поправку к налоговому кодексу?
Реформа нефтяной отрасли, казалось бы, вышла из теоретической фазы и входит, наконец, в реальную. Наконец принимаются новые пошлины на нефть и нефтепродукты, но…
// akteon.livejournal.com