Теория "ресурсного проклятия"

экономика от кутюр - Джеффри Сакс, не абы кто; однако ж...
 

Leks_K

эксперт

Fakir> Однако существует ли "ресурсное проклятие" на самом деле...

Это вопрос веры. Его существование цифрами не подтверждено.
+
-
edit
 

minchuk

координатор
★★☆
Leks_K> Это вопрос веры.

В какой-то степени — да. Видимо помимо наличия одного фактора — ресурсов, нужно учесть и другие факторы.

Но тем не менее определенная тенденция есть. :)
!"Ваше дело правое, мое дело Львиное..."
 7.07.0
Это сообщение редактировалось 18.06.2010 в 23:58

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★
404


МЕХАНИЗМЫ "РЕСУРСНОГО ПРОКЛЯТИЯ" И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

...

Производство углеводородного сырья на душу населения измеряется точнее, чем запасы. Группы лидеров по этим двум показателям значительно пересекаются. Это прежде всего страны Ближнего Востока (Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн, Ливия), а также Бруней, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея, Туркменистан (см. рис.). Из развитых стран в группу лидеров (более 10 т топлива в нефтяном эквиваленте на душу) входят Норвегия, Австралия и Канада. Россия же вместе с Венесуэлой, Казахстаном, Габоном и Данией попадает в группу стран, производящих от 5 до 10 т топлива на душу в тоннах нефтяного эквивалента.

Отметим, что такие известные нефтеэкспортеры, как Иран, Ирак, Азербайджан, Мексика, производят менее 5 т топлива на душу. Уровень 5 т - это средний объем потребления топлива в развитых странах Европы и в Японии (США и Канада потребляют даже по 8 т на человека). Другими словами, нынешний уровень производства в России был бы едва достаточен для покрытия внутренних потребностей, если бы она была развитой страной.

Другой ряд показателей, часто используемый для измерения ресурсного изобилия, опирается на данные внешнеторговой статистики. К их числу относится доля минерального топлива (нефти, угля и газа) в общем экспорте. В регрессиях было получено отрицательное влияние этого показателя на рост и качество институтов, что легло в основу теории "ресурсного проклятия". Однако он отражает не только наделенность страны ресурсами, но и качество управления ими. Высокая доля ресурсов в экспорте, скорее всего, является симптомом (а не причиной или не только причиной) "ресурсного проклятия".

Гипотеза о "проклятии ресурсов" в ее традиционном понимании состоит в том, что страны, обладающие большим объемом сосредоточенных природных ресурсов - нефти, газа, угля, цветных металлов, - как правило, развиваются медленнее, чем близкие по характеристикам, но менее богатые ресурсами экономики. Недавние исследования показывают, что в этом "сильном" смысле "проклятие ресурсов" не имеет места: в регрессиях влияние природного богатства на рост либо незначимо, либо положительно.
Гораздо более обоснована "слабая" версия гипотезы о "проклятии": большинство стран, богатых природными ресурсами, используют их менее эффективно, нежели другие виды капитала. Казалось бы, страны, наделенные ресурсами, при прочих равных условиях должны развиваться быстрее других, однако на практике темпы роста ресурсоизбыточных экономик могут быть как выше, так и существенно ниже темпов роста аналогичных стран, не имеющих ресурсов.

...

Подчеркнем, что все теоретические аргументы в пользу гипотезы "ресурсного проклятия" основаны на предположении, что правительство не хочет или не способно осуществить меры по преодолению указанных тенденций. Ведь высокие доходы, в принципе, позволяют и стимулировать заимствование передовых технологий, и финансировать обучение специалистов, и лучше оплачивать структуры, ответственные за поддержание законности. Таким образом, влияние ресурсного изобилия на институты должно зависеть от того, является ли позиция правительства активной (в указанном выше смысле) или пассивной.Долю природных ресурсов в экспорте (при контроле 'на объем запасов и на ВВП на душу), видимо, можно рассматривать как косвенный индикатор активной позиции правительства, его желания и умения избежать "проклятия ресурсов". Если правительство не хочет или не может решить задачу диверсификации экспорта, то его эффективность низка, а потому следует ожидать, что и другие показатели качества институтов будут сравнительно низкими.

...

В заключение раздела отметим, что ряд стран-экспортеров углеводородов имеет довольно высокие показатели качества институтов. К их числу (кроме Норвегии) принадлежат Бруней, Бахрейн, ОАЭ, Оман, Кувейт - государства с формой правления, близкой к конституционной монархии. Их институциональные индикаторы сравнимы с итальянскими. Наихудшими показателями среди ведущих экспортеров характеризуются Ангола, Ирак и Нигерия.

...

Макроэкономика ресурсного изобилия

Характер влияния ресурсного изобилия на макроэкономические показатели не очевиден a priori. С одной стороны, высокие экспортные доходы облегчают задачи балансирования государственного бюджета, поддержания низкой инфляции и высокого уровня инвестиций. С другой стороны, они порождают соблазн чрезмерных заимствований(19), ведущих к кризисам в результате неэффективного использования доходов и неожиданного снижения экспортных цен. Ниже мы исследуем вопрос о том, какая из двух тенденций преобладала "в среднем"(20).

Инфляция и бюджетный дефицит

Оказывается, большее производство топлива на душу (переменная Prodf) связано с меньшей инфляцией(21). Отрицательный знак влияния сохраняется и при контроле на инвестиционный климат. В этом случае коэффициент детерминации существенно больше(22).

При использовании в качестве меры ресурсного изобилия средней доли экспорта топлива в общем экспорте в 1960 - 1999 гг. в % (переменная EXfuel) можно обнаружить порог применительно к качеству институтов: если IC > 49,9, то экспорт топлива ведет к снижению инфляции, в противном случае - увеличивает ее(23). Величина 49,9 - это приблизительно уровень инвестиционного риска в 1984-1990 гг. в Аргентине, Египте, Пакистане, на Филиппинах. ... Если, однако, включить линейный член с инвестиционным климатом, то влияние экспорта топлива исчезает.

...

Таким образом, изобилие ресурсов позволяет поддерживать относительно низкий дефицит бюджета и стабилизировать цены, только если инвестиционный климат не слишком плох. Разумеется, этот вывод справедлив лишь "в среднем". Такие страны, как Бахрейн, Кувейт, Катар, Ливия, Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ, поддерживали инфляцию на весьма низком уровне, а в некоторых из них (в Бахрейне, Омане, Саудовской Аравии) значительную часть периода 1984-2001 гг. наблюдалась дефляция. В то же время в Анголе, Боливии, Мексике, Эквадоре, Венесуэле имел место быстрый рост цен; этим экономикам нефтяные доходы сослужили плохую службу. Отметим, что четыре из пяти стран с наиболее высокой инфляцией входили в шестерку стран, имевших самые лучшие индексы политических прав.

...

Промышленная политика: инструменты стимулирования роста при изобилии ресурсов

Один из важных выводов, который можно сделать на основе предыдущего анализа, состоит в том, что "ресурсное проклятие" не является неизбежным уделом всех стран, богатых природными ресурсами, а грозит лишь тем из них, где слабы институты и не проводится правильная макроэкономическая политика, позволяющая эффективно распорядиться доходами от производства ресурсов.

"Ресурсное проклятие" - недавний феномен. В конце XIX в. богатые ресурсами страны росли быстрее стран, обделенных ими(27). Можно, таким образом, предположить, что современные проблемы наделенных ресурсами развивающихся стран являются следствием глобализации: взаимодействия с более развитыми государствами Запада. В частности, попытки ослабить промышленную политику по примеру и нередко под прямым давлением западных стран могли сыграть негативную роль.

Важнейшим фактором здесь выступает разрыв между ценами ресурсов на мировом рынке и эффективностью их использования в развивающихся экономиках. Другой важный фактор - преждевременные попытки имитации политики в области импортных тарифов, субсидий, накопления резервов, проводимой в более развитых странах!

Для страны, богатой ресурсами, изъятие соответствующей ренты путем налогообложения ресурсного сектора представляется целесообразным, поскольку в силу особенностей технологии добычи природных ресурсов (особенно точечных) и высокой рентабельности в данном секторе экономики ожидается, что этот налог не будет иметь большого искажающего эффекта и не приведет к существенному снижению добычи. Кроме того, как следует из многих работ, посвященных "голландской болезни", разумно несколько сдерживать рост ресурсного сектора, чтобы предотвратить отток физического и человеческого капитала из высокотехнологичных отраслей. Политику изъятия большей части ресурсной ренты проводят многие страны, экспортирующие природные ресурсы. Так, в России государством изымается около 90% нефтяной ренты, в Норвегии - около 80%.

Однако недостаточно просто собрать налоги, необходимо еще правильно распорядиться изъятой ресурсной рентой.

...

Оказывается, что "в среднем" валютных резервов у экспортеров топлива и у стран, богатых природными ресурсами, больше

...

Занижение цен на топливо

Обычно в развивающихся странах уровень внутренних цен ниже уровня цен мирового рынка. Развивающиеся страны, богатые ресурсами, и даже некоторые развитые страны (в частности, США) часто занижают цены на топливо по сравнению с общим уровнем внутренних цен. Занижение цен на углеводородное сырье и топливо наряду с накоплением золотовалютных резервов - важнейший инструмент промышленной политики низкой степени селективности. Фактически он эквивалентен дотированию всего внутреннего производства, так как все предприятия потребляют энергию, хотя "ставки дотаций" различны для разных секторов.

Целесообразность такой политики не очевидна. Занижение цен на углеводороды должно приводить к неэкономному их расходованию и, следовательно, к снижению энергоэффективности производства. Таким образом, могут наблюдаться два разнонаправленных эффекта: с одной стороны, увеличение конкурентоспособности отечественных предприятий на внешнем рынке, защита внутреннего производителя от конкуренции со стороны импорта, привлечение прямых иностранных инвестиций, а с другой - увеличение издержек. В этом разделе мы попытаемся установить, какой эффект доминирует "в среднем".

...

Таким образом, положительное влияние на рост неявного дотирования несырьевого производства "в среднем" превосходит дестимулирующий эффект низких топливных цен.

Отметим еще одну зависимость, на первый взгляд не имеющую экономического смысла: страны, занижающие цены на углеводороды, относительно больше тратят на НИОКР.

Видимо, объяснение состоит в наличии корреляции между различными инструментами промышленной политики. Страны, озабоченные диверсификацией выпуска, одновременно и занижают внутренние цены, и поддерживают исследования.

...

Из предыдущего анализа следует, что экономики, богатые ресурсами, сталкиваются с фундаментальным противоречием. Несостоятельность рынка требует государственного вмешательства, а низкое качество институтов обусловливает его неэффективность.

+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★☆
Fakir> 404
Fakir>

Fakir> МЕХАНИЗМЫ "РЕСУРСНОГО ПРОКЛЯТИЯ" И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Вообщем магия проста: проклятие (ресурсное) снимается заклинанием (плутониевым)
Наличие ресурсов без ЯО или участия в военно-политическом блоке им обладающем, представляет для страны опасность.

Не сильно отчается от поведения волчьих стай, медведей и тигров....
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  3.0.193.0.19
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★☆
Неправильное выделение - надо бы вот так:
Fakir> [b]"Ресурсное проклятие" - недавний феномен.....Можно, таким образом, предположить, что современные проблемы наделенных ресурсами развивающихся стран являются следствием глобализации
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  3.0.193.0.19
+
-
edit
 

aspid_h

литератор
★☆
Wyvern-2> Неправильное выделение - надо бы вот так:
Fakir>> [b]"Ресурсное проклятие" - недавний феномен.....Можно, таким образом, предположить, что современные проблемы наделенных ресурсами развивающихся стран являются следствием глобализации

И как в эту глобализацию вписываются южные штаты Америки, сидящие до гражданской войны на хлопковой игле или Испания, сидящая на золотых и серебрянных рудниках Чили и вывозящая в метрополию драгметаллы Золотыми флотами?
Симптомы очень похожи, ИМХО, но глобализация в те времена и Нострадамусу не снилась.
+
-
edit
 

gorizont

опытный

aspid_h> Fakir>> [b]"Ресурсное проклятие" - недавний феномен.....Можно, таким образом, предположить, что современные проблемы наделенных ресурсами развивающихся стран являются следствием глобализации
aspid_h> И как в эту глобализацию вписываются южные штаты Америки, сидящие до гражданской войны на хлопковой игле или Испания, сидящая на золотых и серебрянных рудниках Чили и вывозящая в метрополию драгметаллы Золотыми флотами?
aspid_h> Симптомы очень похожи, ИМХО, но глобализация в те времена и Нострадамусу не снилась.

Уже была явью. примером тому - хотя бы судьба индийских ремесленников, производивших готовые украшенные хлопковые ткани. Экспорториентированная отрасль.
Для начала британское правительство запретило ввоз готовых хлопковых тканей - результат действия "шерстяного" лобби в Британии. Еще в начале 18 века, когда до развития собственной хлопкопрядильной промышленности в Британии еще оставалось более полувека.
 3.6.33.6.3
RU gorizont #19.06.2010 01:22  @Wyvern-2#19.06.2010 00:39
+
-
edit
 

gorizont

опытный

Wyvern-2> Вообщем магия проста: проклятие (ресурсное) снимается заклинанием (плутониевым)
Wyvern-2> Наличие ресурсов без ЯО или участия в военно-политическом блоке им обладающем, представляет для страны опасность.
Wyvern-2> Не сильно отчается от поведения волчьих стай, медведей и тигров....

Разные варианты бывали.
Я не спроста приводил ссылку по поводу 1973 года:

"Задачей ОПЕК являлось представление единой позиции стран-производителей нефти в целях ограничения влияния крупнейших нефтяных компаний на рынок. Однако реально ОПЕК в период с 1960 по 1973 гг. расстановку сил на нефтяном рынке изменить не могла. Ситуация изменилась в первой половине 1970-х гг., когда западный мир столкнулся с усилением инфляционного давления и нехваткой сырьевых ресурсов. Особенно остро ощущался недостаток нефти: США, еще в 1950г. бывшие самодостаточными по добыче нефти, теперь были вынуждены импортировать около 35% нефтепродуктов. В это же время ОПЕК начала все жестче отстаивать свои позиции в отношении принципов разделения прибыли на нефтяном рынке.

Существенные коррективы в расстановку сил внесла внезапно начавшаяся в октябре 1973 г. война между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем, с другой. При поддержке США Израилю удалось довольно быстро вернуть утраченные территории и уже в ноябре подписать соглашения о прекращении огня с Сирией и Египтом.

17 октября ОПЕК выступила против политики США, введя эмбарго на поставки нефти в США и увеличив на 70% отпускные цены для западноевропейских союзников Соединенных Штатов. В одну ночь баррель нефти поднялся в цене с $3 до $5,11. (В январе 1974 г. ОПЕК поднял цену за один баррель до $11,65). Эмбарго нефти в США было введено в тот момент, когда уже около 85% американских граждан привыкли добираться до рабочего места на собственном автомобиле. Хотя президент Никсон ввел жесткие ограничительные меры по использованию энергоресурсов, ситуацию спасти не удалось, и для западных стран наступил период экономического спада. На пике нефтяного кризиса 70-х годов цена галлона бензина в США поднялась с 30 центов до $1,2.

Реакция Wall Street была мгновенной. Естественно, на волне суперприбылей акции нефтедобывающих компаний пошли вверх, однако все остальные акции в период с 17 октября до конца ноября 1973 г. потеряли в среднем 15%. Индекс Dow Jones за это время снизился с 962 до 822 пунктов. В марте 1974 эмбарго против США было снято, однако эффект, который оно произвело, сгладить не удалось. За два года, с 11 января 1973 г. до 6 декабря 1974 г. Dow упал почти на 45% - с 1051 до 577 пунктов.

В течение нефтяного кризиса 70-х годов цена нефти продолжала расти, также как и цена цветных металлов, резины, пшеницы и хлопка. Повышение цен на нефть вызвало эффект бумеранга и повлекло за собой удорожание практически всех товаров и услуг. В 1974 г. индекс потребительских цен вырос на 11%, так что в 1975 г.


Президент Форд был вынужден принять программу борьбы с инфляцией.
Доходы от продажи нефти для основных арабских стран-производителей нефти в 1973-1978 гг. росли невиданными темпами. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,35 млрд. до $36 млрд., Кувейта - с $1,7 млрд. до $9,2 млрд., Ирака - с $1,8 млрд. до $23,6 млрд. Однако к концу 70-х потребление нефти начало сокращаться по целому ряду причин. Во-первых, на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК. Во-вторых, стал проявляться общий спад экономики западных стран. В-третьих, определенные плоды принесли усилия по снижению энергопотребления. Кроме того, США, обеспокоенные возможными потрясениями в странах-производителях нефти высокой активностью СССР в регионе, особенно после введения советских войск в Афганистан, были готовы в случае повторения ситуации с поставками нефти использовать военную силу. В конечном счете, цены на нефть начали снижаться.

После эмбарго 1973 года Киссинджер и Никсон начали поиски партнера на ближнем Востоке. Их выбор пришелся на Иран, не принимавший участия в эмбарго против США. Иран разрешил заправлять суда в своих портах и поддерживал позицию США в отношении СССР. Тем не менее, несмотря на все принятые меры, в 1978 г. разразился второй нефтяной кризис. Главными причинами послужили революция в Иране и политический резонанс, который вызвали договоренности в Кемп-Девиде между Израилем и Египтом. К 1981 году цена на нефть достигла $40 за баррель.

В конечном итоге рыночные силы, активное развитие программ энергосбережения в западных странах и разногласия между членами ОПЕК привели к снижению нефтяных цен. С 1981 г. цена на нефть плавно падала, вплоть до недавнего времени. И хотя еще совсем недавно казалось, что уровень 1981 г. вряд ли будет достигнут в обозримом будущем, ситуация опять обострилась. Текущая цена барреля нефти приблизилась к $37 за баррель, и некоторые аналитики склонны полагать, что она даже может превысить "критический" уровень $40 за баррель. Похоже, необходимые уроки из прошлого извлечены не были.

Четырехкратное повышение цен на нефть, вызванное арабским нефтяным эмбарго и ощущением полного контроля производителей над ценами, привело к коренным переменам во всех сферах мировой экономики. Суммарные доходы стран-экспортеров выросли с 23 миллиарда долларов в 1972 году до 140 миллиардов долларов в 1977 году. У них образовались огромные финансовые активы, и опасения, что они не смогут израсходовать их, вызывали серьезную тревогу у международных банкиров и у экономических стратегов. Неизрасходованные десятки миллиардов долларов, лежавшие без движения на счетах, могли означать серьезное сокращение деловой активности и перекосы в мировой экономике."
MD Wyvern-2 #19.06.2010 03:08  @gorizont#19.06.2010 01:22
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★☆
Wyvern-2>> Вообщем магия проста: проклятие (ресурсное) снимается заклинанием (плутониевым)
Wyvern-2>> Наличие ресурсов без ЯО или участия в военно-политическом блоке им обладающем, представляет для страны опасность.
Wyvern-2>> Не сильно отчается от поведения волчьих стай, медведей и тигров....
gorizont> Разные варианты бывали.

Не бывали. Вспоминаем про 16 марта 1973 года и причины нефтяного кризиса начинают выглядеть совсем иначе: если вначале США покупали у арабов нефть дешево, но за золото, то потом стали покупать ее вааще задаром, за резанную бумагу, причем даже ее, эту бумагу, стали оставлять под своим полным контролем.
(о чем в твоем тексте отчасти сказанно)
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  3.0.193.0.19
RU Алдан-3 #19.06.2010 04:19  @Fakir#18.06.2010 22:03
+
+1
-
edit
 
Fakir> Нас прокляло якутскими алмазами – ЮАР от зависти чернеет до сих пор.

Ну это явно в угаре стихоплётства сказано :)

Якутские алмазы не фонтан, а уж себестоимость их это ужас пополам с кошмаром.
Особенно его раздражало то, что его постоянно спрашивали, чем он так раздражен.  3.5.53.5.5
RU Алдан-3 #19.06.2010 04:39  @Fakir#18.06.2010 23:32
+
+2
-
edit
 
Fakir> http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1319016

Чего то в этом тексте слишком много "демократии".

Вот не знал, что эта абстракция относится к экономике :rolleyes:
Особенно его раздражало то, что его постоянно спрашивали, чем он так раздражен.  3.5.53.5.5
MD Fakir #19.06.2010 12:35  @Алдан-3#19.06.2010 04:39
+
+1 (+2/-1)
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★
По ходу, слов о демократии немало практически в любом тексте на тему проклятия :)
 2.0.0.82.0.0.8

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★
Чо я за кардифф спрашивал - еще пораньше были передшественники! :F


"Европа — несчастный континент, где слишком много зерна и железа."
© Ж.-Ж.Руссо (не путать с ЖЖ russo)
 3.6.33.6.3

Jerard

аксакал

Fakir> Я одного не понимаю - а как это теория объясняет случаи, скажем, Англии, Германии или там США, и прочих?
Fakir> Почему их-то ресурсами как-то недопрокляло?

Ну, дык светлых эльфов разве проклянешь? Ресурсное проклятие оно у рабов. Разве можно рабам владеть ресурсами? А в рабы записаны все кроме вышеупомянутых. " Американские геологи нашли над залежами своей нефти какую-то рабскую страну."(С)
"Остановите Землю — я сойду" (С) Лесли Брикасс, Энтони Ньюли  22.022.0
RU ждан72 #17.07.2013 07:13  @Алдан-3#19.06.2010 04:19
+
-
edit
 

ждан72

аксакал


Fakir>> Нас прокляло якутскими алмазами – ЮАР от зависти чернеет до сих пор.
Алдан-3> Якутские алмазы не фонтан, а уж себестоимость их это ужас пополам с кошмаром.

ну юар алмазы для себя дабывает а якутия для москвы.
хотя когда юарские кровавые-алмазы волшебным образом всплывают в америке то у них себестоимость тоже ого-го.
RU Jerard #17.07.2013 07:18  @ждан72#17.07.2013 07:13
+
-
edit
 

Jerard

аксакал

ждан72> ну юар алмазы для себя дабывает а якутия для москвы.

ЮАР таки для Оппенгеймеров.
"Остановите Землю — я сойду" (С) Лесли Брикасс, Энтони Ньюли  22.022.0

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru